Барабанные палочки

Барабанные палочки
Обзор публикаций в литературных журналах первого полугодия 2018 года

Российские регионы

 

Есть в российской провинции писатели, мечтающие увидеть свои произведения на страницах авторитетных столичных журналов. Но немало и тех, кому хватает литературных изданий своих регионов – благо интересные журналы, несмотря на разные трудности, продолжают выходить в разных уголках страны – от Калининградской области до Дальнего Востока. А мы, представляя одиннадцать рассказов и повестей, опубликованных в зимних номерах «толстяков», пойдем с востока на запад. И начнем с далекого Хабаровска.

 

Среди прозы 1-го номера хабаровского журнала «Дальний Восток» стоит выделить рассказ Натальи Романовой-Сегень «Бабуин». Его героиня Марта Родриговна в преддверии столетнего юбилея решила, что пора задуматься о завещании. Нелюбимую правнучку – девчонку со столь же скверным характером, как у самой старушки, – она решила наказать, оставив в наследство единственный скромный рисунок – старый портрет работы какого-то французика. Но обиженная правнучка дулась недолго. Оказалось, что автор рисунка – сам Гоген… Продолжаем двигаться по России. Следующая остановка – Иркутск. В 1-м номере издающегося в этом городе журнала «Сибирь» знакомимся с рассказом Александра Обухова «Бабушка», который автор посвятил начинающим учителям. Героиня новеллы 35-летняя Лидия Михайловна вспоминает самое начало своей педагогической карьеры. История получилась очень светлой и чистой: школьник Алешка, чья мама рано умерла, выбирает в качестве второй мамы – а в будущем и бабушки для своего первенца – молодую учительницу… Едем дальше. На очереди – Красноярск. В 1-м номере журнала «День и ночь» напечатана новелла Василия Килякова «Божья шишечка». Его персонаж – уверенный в себе человек, которому многие бы позавидовали. Завидовать же совершенно нечему – герой терзается от постоянной «никомуненужности», его с виду полный благами мир на самом деле пуст. Перенесемся в Новосибирск. 2-й номер «Сибирских огней» представляет нам миниатюры Игоря Москвина «Несколько мгновений истории», а в них – дела давно минувших дней. Действие коротких рассказов происходит в период с XVII по XIX век, герои же – люди непростые. Один царь Петр I чего стоит! В 1-м номере екатеринбургского «Урала» – теперь тоже история – одна из последних новелл ушедшего в прошлом году Валерия Козлова «Огненная деревня староверов». А в 1-м номере выходящего в Ижевске «Луча» – история личная – рассказы Михаила Смирнова под общим заголовком «Взрослые дети». Личные истории-воспоминания – и в миниатюрах Михаила Бару «Уравнение воздушного поцелуя», вышедших в сдвоенном номере 1–2 саратовской «Волги». Рассказ Тамары Алексеевой «Поездка на юг», появившийся в 1-м номере липецкого журнала «Петровский мост», также, кажется, основан на воспоминаниях об ушедших годах юности. А вот у Александра Мальцева, чью новеллу «Русская кухня» можно прочитать в 1-м номере воронежского «Подъема», ностальгические чувства вызвала кулинарная книга. Герой-повествователь говорит о том, что и как когда-то готовила мама. Кроме того, детско-родительским отношениям посвящены рассказы Лидии Шамшевой «Солнечный день» и «Старик», опубликованные на страницах сдвоенного номера 1-2 петрозаводского «Севера». Завершим же наше литературное путешествие по регионам России в Калининграде, обратив внимание на повесть Алексея Новгородова «Серый», опубликованную в 1-м номере журнала «Берега».

 

 

Говорит Москва

 

Из регионов – в две столицы – два главных города страны. В весеннем обзоре расскажем об одиннадцати прозаических публикациях, увидевших свет в литературных изданиях Москвы и Петербурга.

 

В 4-м номере «Нового мира» привлекает внимание рассказ Николая Фоменко «Как я был волонтером». Писатель живет на Донбассе, поэтому изначально становится ясно, где и при каких условиях персонаж его новеллы принимал участие в волонтерской деятельности. В рассказе хватает описаний человеческих трагедий, но не они пробуждают при чтении самые сильные эмоции. Увы, среди героев есть те, кто не гнушается на трагедиях зарабатывать… На Донбассе пару лет назад побывал и прозаик Борис Евсеев. 5-й номер журнала «Роман-газета», посвященный его творчеству, открывается очерком «Страсти по Донбассу». Михаил Бару в цикле «Музей неотправленных писем», опубликованном в 3-м номере «Знамени», делится совсем другими – мирными – чувствами, вызванными посещением разных музеев. Взгляд ребенка на огромный мир – в миниатюрах Егора Черкасова «Детский альбом». С ними можно познакомиться в 3-м номере «Дружбы народов». Леонид Юзефович в 3-м номере «Октября» возвращается к любимому им историко-документальному жанру, представляя на суд читателей новеллу «Убийца». В повести Михаила Тарковского «Что скажет Солнышко», вышедшей в 3-м номере «Москвы», – настоящая мужская жизнь во всех ее красках: русская тайга, охота и соответствующие разговоры. Разговоры о русской жизни встречаем также в повести Александра Трапезникова «Хомо рус». Ее вы найдете в 3-м номере «Нашего современника». Среди миниатюр Владимира Крупина, представленных в 4-м номере «Юности», в тему ложится новелла «Ты русский? Значит, тебе тяжелее всех». Многие национальные особенности писатель подмечает очень верно. Конечно, не каждый русский – прирожденный лидер, готовый вести за собой, но «когда надо – у нас и Суворовы находятся, и Ушаковы, и Нахимовы, и Денисы Давыдовы». Герой-рассказчик новеллы Игоря Гамаюнова «Родное гнездо», увидевшей свет в 3-м номере «Невы», размышляет о Руси исконной – деревенской. В некоторой мере ему вторит Елизавета Александрова-Зорина. Персонаж ее повести «Развилка», появившейся в 5-м номере «Звезды», случайно застревает в русской глубинке. Герой рассказа Томаса Гунцига «Великий князь», напечатанный в 5-м номере «Иностранной литературы» в переводе Нины Хотинской, совершает, по сути, обратное путешествие – из глубинки в столицу, причем столицу Евросоюза.