Дом, где живет фольклор

Дом, где живет фольклор

К 100-летию со дня рождения М. Н. Мельникова и 30-летию Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии

Улица Чаплыгина — не самая приметная в Новосибирске, несмотря на то что находится в центре города, недалеко от златоглавого «центра державы» — часовни святителя Николая Чудотворца, но есть на этой улице дом № 36, симпатичный приземистый старинный особняк с мезонином. И не просто особняк, а памятник истории и архитектуры, охраняемый государством.

В давние времена здесь жили новониколаевские купцы Иконниковы, и торговали они не только в России, но даже в Америке. Жили купцы, не тужили, пока не грянула революция — и советская власть дом не экспроприировала.

С тех пор много воды в Оби утекло. Менялись времена, сменялись поколения. Сколько хозяев обживали особняк, всем ли было тепло в его стенах, трудно сказать…

Но в 1997 году в пригожем домике из красного кирпича поселился областной Центр русского фольклора и этнографии. И дом преобразился! Зазвучала в нем русская музыка, песни, стены украсились росписью — старинный особняк с мезонином превратился в живой очаг традиционной народной культуры.

Вот такая присказка. А сказка уже стала былью. И даже быльем начала порастать.

* * *

Официально областной Центр русского фольклора и этнографии был создан еще в 1991 году по инициативе выпускника Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, фольклориста и композитора Вячеслава Владимировича Асанова как структурное подразделение комитета по культуре администрации Новосибирской области. Произошло это не вдруг и не в одночасье. Возникновению учреждения специального направления деятельности предшествовала многолетняя работа Ансамбля сибирской народной песни, которым руководил Вячеслав Асанов.

С 1981 по 1991 год ансамбль, помимо концертной деятельности, вел еще и активную исследовательскую работу, а запись музыкальных произведений русского фольклора стала одной из его важнейших задач: в деревнях, селах и городах Новосибирской области, во многих уголках Западной Сибири участники коллектива отыскивали талантливых народных песельников, музыкантов, танцоров, ремесленников, сохраняющих и продолжающих традиции фольклора.

Как исполнительский коллектив, Ансамбль сибирской народной песни побывал во многих городах России, участвовал в фольклорных фестивалях, выступал на самых престижных концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Барнаула и других городов, принимал участие в международных фольклорных фестивалях в Бельгии и Германии. Ансамбль одним из первых вступил в общероссийскую общественную организацию «Союз любительских фольклорных ансамблей» (впоследствии переименованную в «Российский фольклорный союз»), где Вячеслав Асанов был избран вице-президентом.

Следует отметить, что в организации и становлении областного Центра русского фольклора и этнографии как государственного учреждения культуры большую помощь и поддержку оказал известный сибирский ученый, фольклорист Михаил Никифорович Мельников. Вот что рассказывает о временах становления Центра В. В. Асанов: «В конце 1980-х годов фольклорное движение в России набрало силу. Так, в Екатеринбурге сначала учредили областной фольклорный клуб, а потом, в 1989 году, — государственный областной Дом фольклора. В 1990 году в Барнауле был открыт Центр фольклора и ремесел. Фольклористы понимали, что уже не просто распевают песни для своего удовольствия, а занимаются народной культурой, которую надо изучать, транслировать, собирать. И это уже дело государства — поддерживать традиционную культуру, поэтому надо организовывать бюджетные государственные центры, которые в полном объеме должны заниматься изучением, распространением традиционной культуры, создавать фонды».

В 1989 году в Москве состоялся масштабный съезд фольклористов, где Асанов заодно начал собирать подписи в поддержку создания центра фольклора в Новосибирске — поддержали все, кто был на съезде. Затем, вернувшись в Новосибирск, он обратился к депутатам, к другим влиятельным людям — было написано Положение о Центре фольклора и составлены документы, которые передали и. о. председателя исполкома областного Совета народных депутатов Виталию Петровичу Мухе.

Третьего января 1990 года Новосибирский областной совет депутатов и постоянная комиссия по культуре, искусству, физкультуре и спорту вынесли решение о создании областного фольклорного центра. И 30 июня 1991 года исполкомом Совета народных депутатов был официально создан при комитете по культуре облисполкома областной Центр русского фольклора и этнографии!

В решении было сказано: «Комитету по культуре обеспечить финансирование Центра за счет бюджетных ассигнований, выделенных на содержание учреждений культуры. Рассмотреть возможность обеспечения Центра помещением».

Дом офицеров Сибирского военного округа первым приютил фольклористов, у которых уже были бухгалтер и несколько методистов, получавшие маленькую, но государственную зарплату.

В. В. Асанов распустил Ансамбль сибирской народной песни, просуществовавший к тому времени уже десять лет, и предложил участникам, ставшим уже опытными фольклористами, создавать свои коллективы. Так возникло несколько фольклорных ансамблей: «Лодка» (рук. Вячеслав Асанов), «Воскресенье» (рук. Татьяна Мартынова), «Радоница» (рук. Наталья Индан (Кутафина)), «Венец» (рук. Любовь Барбутько (Суровяк)), «Майдан» (рук. Виктор Аникеев), «Росстань» (рук. Галина Аникеева).

Эти коллективы активно работали, накапливая собственный репертуар и организовывая годовой абонемент в Доме офицеров, где показывали разные программы (народная свадьба, воинские песни, песни из какого-либо села, «Святки») — пока их деятельность заключалась только в этом.

В 1997 году В. В. Асанова вызвали в городское управление культуры и сообщили, что появилась возможность дать Центру помещение на улице Мичурина, 6 (рядом с Новосибирским командным речным училищем) — двухэтажное здание, памятник архитектуры! Пошли смотреть. А там — трещины по всему зданию, нужно делать капитальный ремонт. Маленькие комнаты, нигде не развернуться: посадить людей можно, а зала нет, надо все переделывать…

А потом вдруг предложили здание на улице Чаплыгина, 36 — тоже памятник архитектуры, но в хорошем состоянии. Конечно, фольклористы согласились! И заселились в него в 1997 году, правда, на птичьих правах, поскольку здание и земельный участок были в аренде, но все равно это был уже свой угол, в котором можно было планировать работу и разворачивать деятельность…

Государственное бюджетное учреждение культуры Новосибирской области «Областной Центр русского фольклора и этнографии» до сих пор находится по этому адресу, а Вячеслав Владимирович Асанов, как истый пахарь и сеятель, до сих пор возделывает почву и бросает в нее добрые семена, прорастающие и дающие всходы.

Это я о том, что за многие годы работы у Асанова появились десятки, а может, и сотни учеников и последователей практически во всех крупных городах Сибири и за ее пределами, успешно и самостоятельно трудящихся на ниве русской традиционной культуры. Это ли не завидный урожай? Это ли не счастье для учителя?

* * *

Отдавая должное вкладу В. В. Асанова в создание новосибирского областного Центра русского фольклора и этнографии, хочется отметить, что, конечно же, еще до Асанова начинал эту работу Михаил Никифорович Мельников (10.08.1921 — 13.08.1998) — один из крупнейших ученых-фольклористов Сибири, профессор Новосибирского государственного педагогического института (университета), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей СССР.

С начала 1970-х годов он уже организовывал фольклорные экспедиции, а в педагогическом институте на своем факультете готовил почву для зарождающегося фольклорного движения. Но об этом чуть позже.

Когда Ансамбль сибирской народной песни организовался в 1981 году, Асанов поставил задачу так: давайте, ребята, будем заниматься тихо, чтоб о нас подольше никто не знал, а то замучают, будут звать на концерты, встречи… Не будет времени на репетиции. Так они год занимались, полтора — и вдруг приходит Михаил Никифорович Мельников.

Асанов удивился:

Как вы нас нашли? Мы же еще нигде не выступали…

А Мельников-то, понятно, собирал информацию о фольклорных коллективах! В общем, нашел он их и со всей своей энергией взялся помогать, направлять, оказывать организационную и моральную поддержку.

Сноха и душеприказчица Михаила Никифоровича Елена Константиновна Мельникова в своей статье о нем утверждала, что Новосибирский областной Центр русского фольклора и этнографии был создан по инициативе Михаила Никифоровича Мельникова.

Мы не будем разделять вклад Асанова и Мельникова в дело основания и становления Центра фольклора в Новосибирске. У обоих была неиссякаемая энергия, было огромное желание вывести живую работу по изучению, сохранению, распространению традиционной культуры Новосибирской области на государственный уровень. И были возможности, которые здесь соединились: у Асанова — живая, практическая работа с коллективами, у Мельникова — авторитет, научное обоснование, организаторская и пробивная сила на всех уровнях власти. И здесь они помогали общему делу и дополняли друг друга.

Михаил Никифорович Мельников, предвидя перспективность работы областного Центра русского фольклора и этнографии и глубоко ценя его значимость, завещал свою библиотеку и часть своего личного аудио- и рукописного архива именно Центру фольклора. И мне приятно, что именно я принимал от хранительницы, Елены Константиновны Мельниковой, эти бесценные материалы, часть которых позднее была исследована, доработана и опубликована в изданиях Центра фольклора.

Вот как Елена Константиновна Мельникова вспоминает о Михаиле Никифоровиче: «Имя Михаила Никифоровича Мельникова многим знакомо. Разговор о его жизни и творчестве, несомненно, вызывает интерес, поскольку его научное и литературное наследие — это значительный вклад в науку и культуру, и не только сибирскую. Его научная деятельность велась в следующих направлениях: детский фольклор и народная педагогика, фольклорные взаимосвязи восточнославянского населения Сибири и экология культуры. Михаил Никифорович был идейным вдохновителем и руководителем множества конференций различного уровня и направленности, особое внимание уделял собирательской работе. Одна из главных целей, которую он ставил перед собой, была спасти для потомков частички культуры своего народа, он был абсолютно уверен, что сделать это необходимо через сохранение песен, сказок, пословиц, обычаев и обрядов. Именно поэтому М. Н. Мельников был организатором ежегодных летних фольклорных экспедиций по Западной Сибири, во время которых со своими студентами-учениками ему удалось записать и систематизировать около 200 000 произведений русского, белорусского и украинского фольклора. Материалы, которые собрал этот замечательный ученый, легли в основу сборников “Календарно-обрядовая поэзия сибиряков”, “Свадьба Обско-Иртышского междуречья”, “Сказки Васюганья”, “Хороводные и игровые песни Сибири”. Его научное наследие — более 100 публикаций, из которых около 20 книг (монографии, учебники, методические пособия, словари) по проблемам народной педагогики, детскому фольклору и народной культуре. Под редакцией М. Н. Мельникова вышли четырнадцать книг и шесть сборников “Сибирский фольклор”, а художественные повести “Добродея” и “Северное сияние”, сказки, очерки и стихи печатались в журнале “Сибирские огни” и сборниках сибирских писателей и поэтов.

В последние годы Михаил Никифорович трудился над работой “Школа материнства”, а также над составлением томов серии “Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока”. Тринадцатый том был издан в соавторстве с Н. В. Леоновой и Ф. Ф. Болоневым».

Собранные Мельниковым аудио- и рукописные записи фольклора теперь хранятся в трех местах: в Государственном архиве Новосибирской области, в архиве традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории и, как я уже сказал, в фонд-архиве Новосибирского областного Центра русского фольклора и этнографии.

Кстати, когда в начале 2000-х годов в Центре фольклора появилась компьютерная техника, мы в первую очередь начали спасать аудиоматериалы фонда Мельникова. Наши сотрудники, имея опыт работы со студиями звукозаписи, научились вымачивать старые катушечные пленки в специальном растворе, чтобы их можно было хотя бы один раз проиграть и перенести на электронный носитель. Работа была сложная и кропотливая, поскольку записей — огромное количество!

Сотрудник Государственного архива Новосибирской области Елена Андреевна Мамонтова сотрудничала с нами в работе с коллекцией Мельникова: узнав, что мы приступили к оцифровке аудиозаписей Мельниковского фонда, она попросила помощи. И наши ребята приходили в ГАНО, консультировали технических сотрудников, объясняли им премудрости оцифровки старых магнитофонных пленок.

После фонда Мельникова мы взялись за фонды, собранные сотрудниками самого Центра фольклора, и прошли годы, прежде чем была закончена эта работа: последнюю аудиокассету оцифровали только в 2019 году. Правда, тут же принялись переносить на электронные носители видеоматериалы…

* * *

Вторым директором областного Центра русского фольклора и этнографии стал автор этого материала, я, Проталин Борис Евстафьевич. Назначен на должность был в 2001 году уже не комитетом, а управлением культуры Новосибирской области. И что обнаружилось?

Экспедиционная работа практически не ведется. Нет денег. На все учреждение есть только один старенький компьютер — и тот у бухгалтера. Ремонта давно не было. Ни одной книги по фольклору не издано. А главное — фонд-архив Центра! Магнитофонные катушки и кассеты, на которых записи сделаны десять, а то и двадцать лет назад, приходят в негодность. Надо было срочно принимать какие-то меры…

Тогдашний начальник управления культуры НСО Владимир Григорьевич Миллер, напутствуя нового директора, так и сказал:

Наведи порядок в Центре фольклора!

Разумеется, у новоиспеченного руководителя не было опыта административной работы с фольклорным направлением в культуре, но был свой опыт и свой багаж. Кроме того, новый директор тоже был собирателем фольклора.

Постепенно стало понятно, почему нет денег на экспедиции, на издание учебно-методических пособий и на многое другое — оказалось, что в управлении культуры Новосибирской области Центр русского фольклора и этнографии причислили к «национально-культурным центрам». К тем, которые работали исключительно с диаспорами: татарской, немецкой, украинской и белорусской. У них было минимальное финансирование — и у Центра фольклора такое же. Много раз директор Центра фольклора говорил своим кураторам и в управлении культуры, и в департаменте, потом уже в министерстве культуры:

Поймите, мы не просто национально-культурный центр! Они работают с ограниченным контингентом, их аудитория — несколько процентов населения области. А русские в России — не диаспора! У нас другая деятельность и другие задачи: например, переселенцы привезли в Сибирь традиции со всех губерний России, и мы изучаем их по всей Новосибирской области. У нас собирательская, исследовательская работа, у нас много календарных, обрядовых праздников, больших фестивалей, выставок, мы обучаем молодежь собирательской работе, шитью костюмов, росписи по дереву — нам как воздух нужны экспедиции! И нам нужны деньги на издание книг. Немецкому Центру помогает Германия, татарскому — Татарстан, Украина и Белоруссия своим помогают. А русскому Центру в России никто помогать не хочет…

Областной Центр русского фольклора и этнографии тогда почему-то воспринимали как маленький захудалый Дом культуры и требовали вести концертную деятельность. На экспедиции денег не давали. Мы выкручивались — и экспедиции были регулярными. На издания денег не давали. Мы выкраивали, искали помощи — и Центр фольклора выпустил в свет десятка два изданий, в том числе на основе материалов, собранных в экспедициях. Это был глоток воздуха для фольклорных коллективов области.

В 2002 году всероссийский праздник День славянской письменности и культуры проходил в Новосибирске. Мы пригласили фольклорные коллективы Российского фольклорного союза. В Первомайском сквере на сценической площадке был выстроен балаган, и праздник прошел с успехом как балаганное представление!

В следующем, 2003 году Центр на хорошем уровне провел межрегиональную научно-практическую конференцию «Мельниковские чтения» — гости и участники собрались из многих регионов России: приехали фольклористы, ученые, этнографы, музыковеды, этнопедагоги. На заключительные мероприятия в краеведческий музей пришел губернатор Новосибирской области Виктор Александрович Толоконский, и мы обратились к губернатору с просьбой выделить финансирование на компьютерную технику. Надо было спасать аудиозаписи фонда Мельникова, своих фондов. Толоконский к просьбе отнесся благожелательно и прямо в зале дал распоряжение помощникам. Вскоре в учреждение пришли деньги на закупку необходимых технических средств.

Справедливость требует сказать, что не всё в те годы было радужно и гладко, возникали и серьезные проблемы: то кто-нибудь решит вдруг присоединить Центр фольклора к другому, неспециализированному учреждению культуры (а это неизбежно означало бы утрату архива и уничтожение Центра), и мы вынуждены были подключать наших сторонников в структурах государственной власти и общественные силы Новосибирска для защиты, то вдруг захотят отнять здание…

Надо сказать, что заходы на «выкуривание» Центра фольклора из дома на Чаплыгина, 36 были с разных сторон — когда у недругов не получалось решить вопрос кардинально, через губернаторов, то «наезды» шли через депутатский корпус.

Хотели отнять арендованное помещение и землю, несколько раз выносили вопрос на голосование — не вышло. Тогда стали засылать комиссии, фотографировать трещинки в здании: мол, зданию нужен капитальный ремонт, съезжайте на время работы, а потом вы въедете обратно. Мы прогнали эту комиссию. Потому что на руках было техническое заключение: здание в хорошем состоянии…

В общем, это была война. Кому-то областной Центр русского фольклора и этнографии не нравился самим фактом своего существования. Был как кость в горле. И получалось, что вплоть до 2012 года самой важной задачей было — защитить Центр фольклора от посягательств и фактического уничтожения.

С 2012 по 2018 год директором Центра фольклора была Надежда Петровна Мисюрева. Это был период ровной, стабильной работы коллектива.

* * *

Собрание фольклорных произведений региона, дневниковые записи переселенческих и местных традиций — это ядро фонд-архива областного Центра русского фольклора и этнографии, его основа. На ней строится изучение материалов, исследование традиций и организуется живая работа в Новосибирской области по сохранению этих традиций.

Фонд-архив Центра фольклора состоит из материалов, собранных разными людьми, разными организациями и в разное время (от 1970-х годов до наших дней), при этом он всегда будет пополняться. В состав фонд-архива входят аудиозаписи на разных носителях (катушках, кассетах, CD), видеозаписи (на кассетах и DVD), рукописные материалы и фотодокументы, а также небольшая этнографическая коллекция (тканые опояски, рушники, музыкальные инструменты, предметы быта).

Можно выделить три составляющие части фонд-архива: первая (основа) — это экспедиционные записи участников Ансамбля сибирской народной песни, а также руководителя коллектива В. В. Асанова в период с 1982 по 1991 год, вторая — записи экспедиций собственно Центра фольклора с 1990-х по 2021 год включительно и третья часть — переданные в дар Центру фольклора материалы М. Н. Мельникова.

Основная часть мельниковского архива попала в государственный архив Новосибирской области, а в Центр фольклора было передано 1290 книг, 252 тетради, 229 магнитных лент. Собрание этих документов получило название «Фонд М. Н. Мельникова», и они весьма разнородны.

Наряду со студенческими «отписками» (самостоятельные курсовые работы студентов) есть и экспедиционные записи самого М. Н. Мельникова и В. Г. Захарченко, которые порой просто уникальны. Так у нас оказались записи Анны Мефодьевны Красниковой из деревни Ольшанки (Коченевский район), Ефросиньи Денисовны Прозвицкой, Александры Ермолаевны Егоровой, сказочницы из деревни Ичкала (Северный район).

По материалам фонда М. Н. Мельникова областным Центром русского фольклора и этнографии были изданы: сборник «Песни села Ольшанка», книга сказок «Золотая птица», «Свадебный обряд и песни в записи от Е. Д. Прозвицкой» (приложение к сборнику материалов VI межрегиональной научно-практической конференции «Мельниковские чтения»).

Материалы, собранные В. В. Асановым, включают в себя записи из экспедиций, в которые он ездил от Союза композиторов, от обкома комсомола и от областного научно-методического центра (ныне — Дом народного творчества), а также записи с районных этапов областных фольклорных фестивалей.

Вот как рассказывает о первых экспедициях Ансамбля сибирской народной песни и о содержании коллекций хозяйка фонд-архива, начальник отдела экспедиционно-исследовательской деятельности Центра фольклора Татьяна Юрьевна Мартынова: «Ансамбль сибирской народной песни, продолжая дело М. Н. Мельникова, начал с экспедиций по области, логично считая, что прежде всего надо записать местный фольклор. Нередко мы повторяли маршруты Михаила Никифоровича. Основные направления тех лет по районам: Кыштовский (Макаровка, Верх-Тарка, Колбаса, Крутиха), Северный (Бергуль, Северное, Гражданцево), Куйбышевский (Балман, Гжатск, Чумаково), Сузунский (Мышланка, Шайдурово), Болотнинский (Козловка, Кандереп), Мошковский (Ташара, Дубровино), Ордынский (Верх-Алеус, Рогалево), Усть-Таркский (Покровка, Красноникольское, Новоникольск, Майское), Татарский (Новомихайловка, Степановка, Моховая), Венгеровский (Ночка, Мариинка), Маслянинский (Мамоново). Но был в экспедиционной работе ансамбля небольшой перекос: Вячеслав Владимирович Асанов считал, что писать нужно только старожилов, из переселенцев он делал исключение лишь для старообрядцев. Очень много мы тогда упустили из переселенческих традиций, которые в 1980-е годы еще были в полном расцвете. А позже пришлось собирать уже остатки.

Кроме работы в Новосибирской области Ансамбль достаточно активно собирал информацию и в регионах, в частности — в Томской (Большая Галка), Кемеровской (Варюхино), Омской (Большеречье, Шипицыно) и Курганской (Яутла) областях, Алтайском крае (Тулата, Первокаменка, Новоалейское, Плоское, Туманово), в Восточно-Казахстанской области (Верх-Уба).

Первые экспедиции по районам были обязательно разведывательными, последующие же многократно обращались к конкретному селу, конкретной традиции. Особенность записей этого периода в том, что песни записывались не ради того, чтобы просто собрать как можно больше материала, редких образцов, не для научного исследования, не для издания сборников. Главной задачей было — научиться петь, вникнуть в традицию.

Полевые исследования, которые осуществляются в процессе экспедиционной практики, — это обязательная часть работы Центра фольклора. Несмотря на бытующее мнение, что всё уже давно записано-перезаписано, сотрудники Центра регулярно выезжают в экспедиции и из каждой привозят наглядные доказательства того, что в Новосибирской области до сих пор сохранились традиционные народные обряды и песни.

О содержании современных экспедиционных записей можно сказать следующее: сейчас записываем меньше музыкального материала, но больше — репортажей о календарных праздниках, о семейно-бытовых обрядах, о традиционных ремеслах и региональных особенностях костюма. Это та информация, которой практически не было в записях 1980-х годов по причине острой нехватки пленок. Также много записей одиночных исполнителей, что связано с уменьшением количества коллективов. Но экспедиционный материал, грамотно собранный и систематизированный, дает очень большие возможности для реконструкции традиции, восполнения того, что, казалось бы, безвозвратно утрачено.

Перефразируя известную народную поговорку, можно сказать: “Не тот архив хорош, что красиво на полке лежит, а тот хорош, что к народу по дорожке бежит”.

Материалами фонд-архива Центра фольклора активно пользуются фольклорные ансамбли и студии города в поисках репертуара. Архив помогает в поиске и подборе местного репертуара областным фольклорным коллективам (участие в областном фольклорно-этнографическом фестивале “Сибирская глубинка” предполагает обязательное исполнение хотя бы одной песни своего села или своего района). Проводятся очные и заочные консультации для студентов Новосибирска, Красноярска, Омска и Москвы, оказывается помощь в подборе материалов для курсовых и дипломных работ. В районах и отдельных селах области регулярно проводятся выездные семинары и мастер-классы “Песни родного края” по разучиванию местных песен, обрядов. Бывали случаи, когда нам говорили: “А у нас в селе нет своих песен”. Мы им в ответ: “Извините! Но двадцать лет назад в вашем селе мы записали песни. Перепишем их на диск, вам привезем. Разучивайте, пойте. Восстанавливайте традицию…”

Большую роль в пропаганде областного фольклорного наследия, распространении материалов архива играет творческая мастерская для руководителей областных фольклорных коллективов “Фольклор Сибири”, которая задумывалась сначала как двухгодичная, а теперь стала постоянной. Слушатели мастерской обеспечиваются аудио-, видео-, печатными материалами.

По материалам архива Центра изданы нотные сборники: “Песни села Шайдурово”, “Песни села Верх-Алеус”, “Песни села Новомихайловка”, детский сборник “Шла коза по мостику”. Поскольку руководители фольклорных коллективов не всегда владеют нотной грамотой, в качестве дополнения к сборникам выпущены аудио- и видеодиски. По материалам архива также делаются описания объектов нематериального культурного наследия. С увеличением количества архивных материалов все труднее становится ориентироваться при поиске необходимых, поэтому ведется работа по созданию единой электронной базы».

В 2016 году работники областного Центра русского фольклора и этнографии Н. В. Леонова и Т. Ю. Мартынова подготовили и издали обширный методический материал по работе как раз с объектами нематериального культурного наследия, где, в частности, говорится: «Активная экспедиционная работа и исследовательская деятельность последних десятилетий не ограничивались фиксацией естественных изменений в современном состоянии традиционной культуры и обозначением негативных динамических процессов; в частности, отмечая развивающуюся тенденцию угасания исторически ранних фольклорных форм, теоретики и практики фольклористики заговорили о необходимости реконструкции и сохранения утраченных фрагментов народных традиций с привлечением для этих целей потенциала специализированной образовательной и исполнительской деятельности. Следующими обстоятельствами, наводящими на мысль о сохранении подлинных форм традиционной культуры, стали кардинальное изменение форм бытования фольклора, ставшего материалом для фестивальной, концертной и конкурсной деятельности, и влияние средств массовой информации, а ныне и интернета, в распространении произведений фольклора далеко за пределы региона их естественного бытования. В чужой исполнительской среде нередко возникают весьма вольные интерпретации оторванных от родной традиции образцов, что приводит к изменению, а то и искажению их облика.

В работу всероссийского проекта по формированию Единого электронного каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации Новосибирский областной Центр русского фольклора и этнографии включился в 2012 году по приказу министерства культуры НСО (№ 513 от 20.08.2012) как организация, имеющая богатый опыт экспедиционно-исследовательской деятельности и систематизации архивных документов. С целью отбора для Каталога объектов и обеспечения профессионального уровня научно-доказательной документации был создан Экспертный совет, куда вошли представители не только Центра фольклора, но и Новосибирской консерватории, Института археологии и этнографии СО РАН.

В Электронный каталог за 2013—2014 годы от ОЦРФиЭ были занесены 3 объекта НКН и еще 3 были подготовлены в качестве кандидатов для пополнения. Параллельно с работой над объектами для Каталога в 2013 году Центром русского фольклора и этнографии был разработан сайт электронного каталога, предназначенный для каталогизации, хранения и демонстрации данных об объектах НКН Новосибирской области. <…> Исходили… из того, что подготовленный материал должен работать максимально широко, быть понятен и доступен пользователям в районах и селах Новосибирской области.

В связи с этим была определена особая специфика подготовки описательных материалов, основа которых должна базироваться на научных изысканиях специалистов и в то же время быть достаточно популярно изложена — чтобы быть понятной простому читателю. Критерии отбора объектов: историческая и культурная значимость, уникальность и высокая художественная ценность, широкое распространение (или, наоборот, редкость, уникальность), самобытность культурной традиции, ее преемственность. В первую очередь подлежат описанию объекты, уже имеющие научно-исследовательскую базу, достаточное количество публикаций, видео-, фото- и аудиоматериалов.

Для областного Каталога разработали свою систему классификации описываемых объектов НКН. Конечно, она включает многие позиции, присутствующие в российских каталогах, и затрагивает широкий тематический спектр для определения и группировки явлений традиционной культуры, но при этом она учитывает собирательский опыт сотрудников Центра русского фольклора и этнографии и более демократичную направленность материалов Областного каталога. <…>

В первую очередь в Каталог вошли объекты по самым ярким традициям — своеобразным “визитным карточкам” фольклорной культуры области, известным далеко за ее пределами; это объекты, связанные с традиционным творчеством старообрядцев Васюганья, старожилов Балмана, украинцев села Белого. Изначально было принято, что Каталог должен включать объекты, характеризующие не только русскую (славянскую) культуру (русские старожилы, крестьяне и казаки; “расейские” переселенцы конца XIX — начала XX века с запада и юга России, украинцы, белорусы, старообрядцы разных территорий выхода), но и неславянские традиции, что связано с полиэтническим составом населения области (коренные сибирские татары: чаты, барабинские; остяки, вогулы; а также мордва, чуваши, эстонцы, латыши, немцы). Советский и постсоветский периоды добавили большой и пестрый поток переселенцев с Кавказа и Средней Азии. На сегодняшний момент в Каталоге представлены русские, украинские и белорусские переселенцы, один из последних объектов посвящен традиционной музыкальной культуре чувашей. <…>

В 2016 году совместно с Институтом филологии были проведены экспедиции по белорусским селам Маслянинского и Кыштовского районов. В настоящее время на основе экспедиционных материалов планируются объекты по календарным и свадебным обрядам белорусских переселенцев Новосибирской области. Центр фольклора активно сотрудничает с районами области, привлекает к описанию объектов не только профессионалов, но и фольклористов-любителей, краеведов. Так, текст объекта “Чиняевская глиняная игрушка” был написан Татьяной Стафеевной Лысенко — инициатором создания и руководителем музея традиционной народной игрушки в районном центре городе Купино. Т. С. Лысенко — единственный в Новосибирской области специалист по уникальной керамической игрушке Купинского района, перенявший мастерство непосредственно от носителя традиции. Объект “Традиционные верования старожилов Убинского района” описан методистом Убинского отдела культуры Е. П. Шаяновой, многие годы собиравшей материалы по фольклору своего района. Работу по привлечению сельских краеведов к подготовке объектов НКН для областного Каталога Центр фольклора намерен продолжить».

Остается добавить, что на сегодняшний день количество объектов нематериального культурного наследия Новосибирской области, описанных областным Центром русского фольклора и этнографии и включенных в Электронный каталог, уже приближается к пятидесяти.

* * *

В настоящее время областной Центр русского фольклора и этнографии — это специализированное учреждение, которое занимается собирательской, исследовательской деятельностью, обработкой и систематизацией фольклорных материалов, изучением и сохранением традиционной народной культуры Новосибирской области. Экспедиционные материалы, собранные более чем за сорок лет, легли в основу фонд-архива Центра. На основе изучения аудио-, видеозаписей, рукописных дневниковых записей и других материалов Центр фольклора издает книги, сборники, учебно-методические пособия по фольклору, этнографии и ремеслам.

Успешно работают и приобщают молодежь к традиционной культуре любительские объединения и творческие коллективы Центра — на протяжении истории своего существования они достойно представляли Новосибирскую область на международных, всероссийских, межрегиональных фестивалях и форумах.

Большой организаторский опыт и профессиональный уровень сотрудников Центра фольклора позволяют сохранять статус региональных для основных мероприятий и социально значимых акций, в числе которых научно-практическая конференция «Мельниковские чтения», фольклорный фестиваль «На Кирилла и Мефодия», посвященный Дню славянской письменности и культуры, фестиваль народного костюма «Славенка». Среди областных мероприятий — самый массовый, единственный в своем роде фольклорно-этнографический фестиваль «Сибирская глубинка», который проходит в районах области в течение полугода и охватывает всю Новосибирскую область; не менее востребован и необходим детский фестиваль-лаборатория «Жаворонки».

Основная работа Центра по сохранению народных традиций строится на взаимодействии с районными отделами культуры Новосибирской области, проведении календарных, обрядовых праздников на сельских площадках. Особое внимание уделяется деятельности по сохранению и развитию нематериального культурного наследия Новосибирской области. Целенаправленная деятельность по сохранению объектов нематериального культурного наследия, подкрепленная финансированием, началась более девяти лет назад. За это время проделан значительный объем организационной, собирательской, исследовательской работы. Центр фольклора организует и проводит семинары для работников культуры Новосибирской области, ведет неустанную живую работу по привлечению детей, юношества и молодежи к освоению народных традиций.

В 2018 году в областной Центр русского фольклора и этнографии был назначен новый директор, Евгений Александрович Бабиков, член Союза писателей России, почетный работник культуры Новосибирской области, ученик М. Н. Мельникова, участник фольклорных экспедиций.

С приходом Е. А. Бабикова областной Центр русского фольклора и этнографии расширился и укрепился. К Центру фольклора присоединился и стал еще одним отделом Дом русских традиций «КрАсота» (руководитель О. И. Выхристюк), также появился отдел казачьей культуры (руководитель Г. В. Жданов), Музей этнографии детства (руководитель Ж. Ю. Сорокина).

Кроме того, Центром фольклора наконец отвоеван земельный участок на территории охранной зоны нашего здания-памятника. После сноса уже развалившегося старого здания купеческой конюшни на этом месте предполагается построить ремесленные мастерские, зал и другие необходимые помещения.

А на обжитой территории Центра фольклора уже функционирует этнокультурный проект «Русское подворье», автором и организатором которого является Ю. А. Неупокоев, — это будет площадка постоянно действующего туристического маршрута с погружением в атмосферу живых народных традиций: ярмарки ремесел, выступлений фольклорных коллективов, концертно-игровых программ.

Большое значение в работе «Русского подворья» отводится организации дополнительного образования школьников, молодежи и взрослого населения. «Русское подворье» — это большой комплекс, в котором будут размещены ремесленные мастерские: гончарная, ткацкая, традиционной росписи, художественной обработки дерева, бересты, народного костюма и другие.

На этноплощадке уже состоялись мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, казачий праздник, посвященный Дню отца, «День семейных традиций», фольклорный праздник «Александровская береза» и другие. Несомненно, эта работа будет способствовать сохранению русской культуры, возрождению и дальнейшему развитию народных художественных ремесел.

В нынешнем, 2021 году Новосибирский областной Центр русского фольклора и этнографии отметил тридцатилетие своей деятельности — он внесен в Национальный реестр ведущих учреждений культуры России, творческий коллектив Центра по-прежнему неустанно собирает, сохраняет и бережно дарит людям крупицы традиционной народной культуры, делясь теплом своих сердец, отстаивая свои принципы и всегда оставаясь открытым для сотрудничества.