Феномен Селиванова

Феномен Селиванова

Из редакционных архивов

В Прокопьевске на площади КВЦ «Вернисаж» открыт памятник народному художнику.

Сидит мужичок на лавочке. В руках петух, его дорогой Петя, с которым он так любил разговаривать. Шапка пшеничных волос, дремучая борода, пронзительный взгляд задумчивых глаз. Иван Егорович смотрит на нас сегодняшних, словно хочет поведать какую-то тайну.

 

Он начал рисовать в 39 лет. Пошёл в мебельный магазин табурет покупать, увидел стога сена, изображённые на картине, да так и замер. «Переворот произошёл. Во всем организме буря поднялась, как в море», вспоминал он. Еще и цена ошеломила: три тысячи рублей! Это сколько же ему, печнику, нужно печек сложить, чтобы такие деньги заработать?! «Попробовал рисовать сам. Но семь потов спустил, бумаги кучу перепортил, никакого толку. Понял: учиться надо. Знакомые на смех подняли. Но я твердолобым родился. Что надумал, то вдругорядь, а изделаю».

Нарисовал воробья, послал в Москву на курсы заочного обучения рисованию (позже университет народного искусства им. Н.К. Крупской). Рисунок приняли. В возрасте 40 лет его зачислили на первый курс университета (ЗНУИ). И долгие годы Иван Егорович был прилежным учеником. Начав учиться в 1947 году, он окончил университет только в 1969-м с оценкой «отлично».

Уже в 1956 году, после выставки самодеятельных художников в Москве, о нем заговорят как о самобытном мастере, его работу «Портрет девочки» искусствоведы назовут «самодеятельной Джокондой».

«Когда я впервые увидел автопортрет Ивана Егоровича Селиванова, признался в свое время художник С. М. Никиреев, - никак не мог успокоиться от радостного возбуждения и поверить в то, что мастер этот по профессии не художник, а печник. Высокая простота искусства, достойная матиссовского определения: здесь ничего не убавить, не прибавить. Справедливо было бы поместить поразивший меня автопортрет в один ряд с замечательными автопортретами Ван Гога и Руссо».

Начиная с 60-х годов работы кузбасского самородка ежегодно участвовали во всесоюзных и всероссийских выставках, демонстрировались в зарубежных выставочных салонах. Так пришла к нему мировая слава при абсолютной неизвестности в родных краях. Только в 1973 году картины Селиванова были представлены на городской выставке в Прокопьевске, в 1986-м состоялись персональные в Кемерове, Новокузнецке, Белове. Спустя год в Москве прошла последняя при жизни персональная выставка И.Е. Селиванова.

«Художник редкостного дарования, говорили о нем учителя, самородок необыкновенного веса и блеска. Его работы хранят черты первозданного, глубоко национального восприятия мира. В них подлинные правда и глубина. Селиванов не «наивный» художник и не примитивист. Творчество самобытного мастера основано на глубочайшей интуиции и озарениях интеллекта».

Говорят, что все свои картины художник по-своему толковал. И обращался к каждой «животинке»: «Здравствуй, Петя! Я к тебе. Принес гостинца. Смотрю давно я на тебя. Стар ты стал, красу младую потерял. Пока живи, не умирай, красавец мой. Тебя храню как особую реликвию… Твоя красота на полотне снята мной уже давно. Известна в Лондоне людям. Не погасла слава о тебе. Ты будешь жить на полотне, пока оно не развалится и краски не померкнут».

Бесхитростные, на первый взгляд, строки так и проникают в душу.

Его работами восхищались Лондон, Париж, Нью-Йорк, Прага, Берлин, Монреаль… А художник жил на окраине Прокопьевска в полынной глуши, где узкие улочки меж изгородей отделяли от мира селивановские владения. Он создавал бесценные творения и питался бобами со своего огорода. Дитя природы и великий мудрец, он отражал на холсте все свои мысли и потрясения. А его творчество по сей день будоражит сердца людей и вызывает живой интерес в среде исследователей.

Нина Засадная.

(«Шахтерская правда». 18 июля 2013)

 

Рассказывает председатель Прокопьевского

городского клуба художников Виктор Самошкин:

В 1987 году в Москве в Манеже проходила выставка любительского искусства, где я впервые увидел его «Автопортрет». Прочёл надпись – «г. Прокопьевск» и сказал себе: надо встретиться.

В ту пору я служил в армии и уже активно занимался живописью. В свободное время оформлял ленинскую комнату, музей боевой славы. За что и заработал внеочередной отпуск домой.

А встретились мы неожиданно в Прокопьевске на центральном рынке. Он продавал овощи со своего огорода. Лето. Жара. На нём фуфайка, кепка, надвинутая на лоб, и кирзовые сапоги на босу ногу. Его взгляд, упорный, словно смотрящий насквозь, его голос, спокойный, уверенный человека, знающего себе цену. И весь его облик, такой необычный, не мог не произвести впечатления. Говорил он паузами, что придавало особый колорит и значимость его речи.

Я показал художнику свои рисунки. Он понял, что мы больны одной болезнью. Пригласил к себе.

Старинный домик особняком, огороженный высоченным забором. Там у хозяина был огород, где он работал.

А, это ты, ну проходи, обыденно встретил меня, открывая калитку.

Он показал мне письма из ЗНУИ, глянцевые журналы со статьями о нём, которыми, похоже, дорожил. Угостил чаем…

Жена художника умерла он жил затворником и работал сторожем в городском краеведческом музее.

Так мне посчастливилось познакомиться с уникальным человеком и если не подружиться, то поближе узнать о нём и его творчестве.

В Прокопьевске я знал ещё человек десять художников-самоучек, которые тоже учились или закончили ЗНУИ и творили по наиву. Но они оставались любителями. А Иван Егорович посвятил творчеству свою жизнь . Преподаватели университета искусств курировали его более сорока лет. И видели в нём то земное, исконно русское, что находит отклик в душе любого человека, пусть даже далекого от искусства.

Не по статусу, но по определению он был поистине народный художник, у которого своя философия жизни, что и отличает его картины.

Искусствоведы сравнивали его с гениальными мастерами: Ван Гогом, Пиросмани. А в Прокопьевске его называли просто – дед. Местные пацаны над ним подшучивали. Его затворнический образ жизни не что иное, как защитная реакция от недобрых людей. По большому счёту, в Прокопьевске его вообще не считали за художника и относились к его творчеству с иронией. Пока не пришло всенародное признание. И стали думать, как устроить его жизнь. Область решила – в интернат для престарелых.

На территории интерната, по ходатайству ЗНУИ, построили дом-мастерскую для художника. Там он прожил чуть больше года. Как старое дерево с корнями пересадили с одного места на другое. В 80 лет это стало для него большим стрессом…

Я был на похоронах. В посёлке Инском на могиле художника поставили памятник. Изготовил его скульптор, член Союза художников России Николай Яковлевич Козленко.

 

Всю свою жизнь Иван Егорович как мог зарабатывал кусок хлеба: он хорошо клал печи, работал обходчиком на железной дороге, продавал овощи со своего огорода.

Единственное, что он не продавал, свои картины. Хотя за них сулили большие деньги.

«Продать работу не могу, признавался он, так как это продать свою голову. Какие бы капиталы ни были, в землю не закопаешь».