Формула успеха от Лилии Гармашовой

Формула успеха от Лилии Гармашовой

(рецензия на книгу Лилии Гармашовой «Дело — труба» издательства Союза писателей Санкт-Петербурга)

«Другим гражданам достались нефтяные и газовые трубы. Я же завладела трубой, по которой текли фекалии. Она никого не интересовала, и я не прогадала» — этот эпиграф вмещает весь смысл книги, полной юмора, самоиронии и оптимизма.

Да, не всем повезло стать хозяином нефтяной трубы. Кого-то этот факт повергает в уныние, а кто-то, вместо того, чтобы жаловаться на судьбу, осматривается вокруг себя и выбирает делом своей жизни… трубу, по которой текут фекалии. Да, завладеть такой трубой — желающих не много, а востребованность очистки сточных вод есть и будет всегда, пока существует общество. И конкуренции — никакой, ведь всем хочется красивого бизнеса. Рассудив так, героиня Лилии Гармашовой в возрасте сорока лет из научного сотрудника НИИ превращается в бизнесвумен…

Мемуары бизнесвумен — это если в двух словах о книге Лилии Гармашовой. В чем вообще ценность мемуаров? В их историзме прежде всего. Мемуарист не может описывать свою жизнь в отрыве от той эпохи, в которой он действовал, любил, творил. И в мемуарах Лили Гармашовой перед читателем предстает эпоха конца 80-х, и далее — 90-е, 2000-е годы, со всем их колоритом, с тем историческим ароматом, который присущ определенному временному периоду и передать который может только сам очевидец исторического момента. Вот уже и лихие 90-е остались в прошлом, и те, кто творил новейшую историю, методом проб и ошибок создавал бизнес, за эти годы успели накопить состояние, отойти от дел и — у них наконец-то появилось время писать мемуары. В 90-е годы произведений подобного рода не было и быть не могло, поскольку их будущие авторы изо всех сил приспосабливались к новым реалиям. Тогда не до творчества было. Зато теперь это прошлое так образно и вкусно подается Лилией Гармашовой, что вместе с ней испытываешь ностальгию по тем «делам давно минувших дней», когда так и хочется вместе с автором воскликнуть: «А ведь здорово же было!» Впрочем, кому как… Героиня, с любовью описанная автором, добилась успеха сама — «от палатки — к Палате». Книга повествует о том, как ей, миниатюрной рыжеволосой женщине, удалось превратить свою крохотную фирмочку в крупное производство, а ей самой — превратиться из скромного научного сотрудника, живущего в коммуналке, в успешную хозяйку бизнеса, владелицу дворцов и вилл. Как произошло это превращение? Что нужно для того, чтобы добиться успеха? Героиня на страницах книги охотно делится своими открытиями, а читатель может сделать свои выводы и вывести составляющие формулы успеха. Итак, что же делает героиню успешной?

Способность мыслить иначе, разрушать стереотипы.

Книга начинается с парадоксального утверждения: «Время равно нулю. Его не существует. По идее, время ведет к старению и, следовательно, к ухудшению качества жизни. Почему же сейчас, по прошествии многих лет, я себя чувствую гораздо лучше, чем прежде? Я часто испытываю чувство, очень похожее на счастье, да и в зеркале больше себе нравлюсь. Возможно, у каждого человека время структурируется по-своему. И многое в этом процессе зависит от нас. И не зря говорят: «твое время», «мое время». И правда, у каждого свое время». На протяжении всего повествования героиня решает головоломные задачи и выпутывается из непростых ситуаций именно благодаря способности мыслить нестандартно.

Авантюризм.

«Безумству храбрых…» В чем-чем, а в авантюризме главной героине не откажешь. Вот лишь один эпизод:

«— Вы можете наладить аспирационную линию? У нас всего десять дней до запуска производства. Никто не берется за такой срок это сделать. Вы возьметесь? Платим вдвойне.

У меня в предвкушении жирного договора голова закружилась. Но я взяла себя в руки и твердо ответила:

Да, конечно. Эти линии — наш конек. Но даже мы за такой срок в одну смену не справимся. Поэтому вторая смена оплачивается по двойному тарифу, а значит, и сумма заказа будет тройной.

Договорившись о встрече и повесив трубку, я стала выяснять, что же это такое — аспирационная линия».

Этот авантюризм, какая-то «бесбашенность» — сначала ввязаться в драку, а потом думать, как выйти победителем — ярчайшая черта «загадочной русской души» нашей женщины, которая, как известно, «коня на скаку остановит». Пока другая призадумается, по силам ли ей остановить этого самого коня, да нет ли поблизости мужчины, который лучше с этим справится, наша ухватит зверя за уздцы, а там уж ей ничего не остается, как выйти из поединка победителем. А мужчина, то есть, муж героини, в этот момент на диване лежит, да на жизнь ворчит.

Что бы ты ни делал — делай красиво!

В свою ассенизаторскую деятельность героиня привносит столько красоты и изящества, словно дело ее — не труба со сточными водами, а, к примеру, модный или парфюмерный бизнес. И в книге рассказ о деятельности фирмы подается как красиво сервированное, изысканное блюдо, — игривым, изящным, практически безукоризненным слогом.

Слог — это 90% успеха любого прозаического произведения. Остальные 10% — это сюжет, характеры и прочий изюм, которым писатель сдабривает свою булочку. Сама же булочка — это основа всего, это слог. В самом деле, если автор задумал что-то феерическое, но при этом изъясняется кондовым тяжелым языком или, напротив, не имеет вкуса и перенасыщает свою прозу цветистыми образами и многоэтажными фразами, переваривать плод его воображения нет никакого желания. Так вот, слог Лилии Гармашовой очень легкий, изящный. Кажется, автор просто ведет светскую беседу: за чашечкой кофе «эспрессо», в дружеской беседе рассказывает о себе и о пережитом — с юмором и удачными остротами. А когда просто и непринужденно общаешься, воспоминания перескакивают с одного на другое, подчиненные ассоциативным связям, а не классической схеме.

В заголовке нет обозначения, что перед читателем — роман или повесть… Потому что это не роман и не повесть, а повествование. Именно так — повествование, не причесанное, не уложенное в рамки и не подчиненное правилам, нет здесь традиционной завязки, развития сюжета, малых кульминаций и, соответственно, большой кульминации тоже нет, как нет и развязки. Поток сознания, который, однако, логически выстроен: в начале повествования мы переносимся в перестроечное время и видим женщину «под сорок» — живет в коммуналке, работает в НИИ, гонит самогон, на последних страницах перед нами богатая дама, которая летает в Париж, чтобы купить гардероб любимому коту, отдыхает в собственной вилле на Средиземном море и радуется жизни, в которой она прекрасна, свободна и независима. Нелегкий путь от коммуналки до виллы, от сотрудницы НИИ до владелицы бизнеса, укладывается в несколько глав, в которых автор повествует о разных случаях из прошедших двадцати пяти лет. Постепенно бизнес развивается, переживает вместе со страной кризисы и дефолты, сама героиня претерпевает как взлеты, так и падения, но не отчаивается даже в самые трудные времена, и повествует о них с юмором.

Юмор, самоирония, оптимизм.

В основе любой успешной деятельности — позитивная установка, и это хорошо уяснила для себя героиня, для которой бизнес, как и вся ее жизнь — это увлекательная игра, в которой сегодня ты проиграл, ну, а завтра обязательно выиграл.

Книга Лилии Гармашовой «Дело — труба» рекомендуется к прочтению и молодежи, и людям старшего поколения. Молодежь из увлекательного рассказа мудрой, успешной собеседницы узнает, как жилось в переломную эпоху, прочувствует колорит прошлого, который складывается из деталей быта, описания обычаев, моды и т. д., на примере удач и неудач героини почерпнет для себя, как добиваться успеха. Старшее же поколение еще раз вспомнит свою молодость, вместе с автором испытает ностальгию по «делам давно минувших дней».