Голос, звучащий в эфире

Голос, звучащий в эфире

Главы из исторического исследования. Окончание

Новое время — новые возможности

В июле 1928 г. Первую Сибирскую широковещательную станцию передали из акционерного общества «Радиопередача» в подчинение краевому управлению связи. Заведующей радиоцентром была утверждена Р. И. Кронгауз.

Летом 1929 г. Новосибирское радио на некоторое время прервало свои передачи. Это было связано с работами по расширению студии. Широковещательная получила ряд новых помещений, благодаря чему стало возможным объем студии увеличить в три раза. 15 августа 1929 г. передачи были возобновлены.

В 1929 г. Наркомпочтель утвердил план радиостроительства в Новосибирске. Было решено построить в городе на Оби 100-киловаттную радиостанцию, третью по мощности в стране — по типу Московской радиостанции ВЦСПС. Возведение радиостанции началось в этом же году. Для ускорения строительства было решено привлечь средства населения. С этой целью была проведена специальная радиолотерея. Сибиряки охотно приняли в ней участие.

Также был взят курс на развитие проводной сети. В 1929 г. в Новосибирске был построен первый радиоузел. Вслед за ним радиоузлы стали сооружаться во многих городах и райцентрах края. По темпам радиофикации Сибирский край занимал первое место в стране.

Было намечено установить 290 уличных громкоговорителей, создать 145 студий для низового вещания при радиоузлах. Возникновение таких студий — характерная черта нового этапа в истории радиофикации Сибири. Повсеместно работники радиоузлов из студий выходили в эфир со специальными радиогазетами, подготовленными на местном материале.

Первый заводской радиоузел на 320 точек и первая в Западной Сибири заводская радиогазета появились в 1932 г. на «Сибкомбайне». Самое активное участие в этом принимали сотрудники Новосибирского радио. Для дальнейшего развития низового вещания в крае Сибирская широковещательная создала курсы подготовки организаторов радиопрограмм в трансляционных узлах. 115 человек окончили эти курсы. В свою очередь первым работникам Новосибирского радио большую помощь оказывали специалисты из Москвы и Ленинграда.

В этот период Новосибирское радио значительно повысило культуру вещания и дисциплину эфира. Нарушение хронометража передач стало недопустимым явлением. Слушатели привыкли к тому, что радио работает точно, как часы.

Ежедневно ровно в семь утра на волне 1117 м знакомый голос одного из дикторов (Зои Александровны Викторовой, Александра Евгеньевича Замятина-Белокашникова, Марии Алексеевны Тиуновой, Василия Васильевича Васильева) привычно произносил: «Слушайте, слушайте! Говорит Новосибирск. Первая Сибирская широковещательная станция начинает свои передачи». Утренние передачи продолжались два часа. Они включали обзор утренних газет, два выпуска последних известий, одну 30-минутную и одну 15-минутную передачу по актуальным проблемам и 3—5 концертов продолжительностью по 10—15 минут. Дневные передачи, начинавшиеся в 15 часов, были, как правило, более продолжительными. Днем поочередно передавались в эфир рабочая, крестьянская, военная, молодежная, горняцкая и другие радиогазеты, состоящие из материалов, подготовленных общественными редакторами различных организаций. Звучали также в эти часы концерты, трансляции дневных спектаклей и другие крупные передачи. Завершались они в 19.30—20.00 словами диктора: «Слушайте! Говорит Новосибирск. Проверьте часы. Сейчас ровно… часов по сибирскому времени».

Значительным шагом в развитии образовательного вещания стали радиокурсы. Они признавались полноправным элементом системы народного образования наряду со стационарными курсами и школами. По окончании слушатели получали особые свидетельства.

В 1930 г. в Сибирь прибыли рабочие-двадцатипятитысячники из Ленинграда. Много передач Новосибирского радио было посвящено их самоотверженному труду по «социалистическому переустройству села».

В особом режиме работало Новосибирское радио в дни посевной и уборочной кампаний. В эфире проводились переклички соревнующихся районов, транслировались также радиомитинги. Для повышения агротехнического уровня тружеников села были организованы и сельскохозяйственные курсы.

Новосибирское радио большое внимание уделяло и вопросам здравоохранения, образования, права, морали, особое место в сетке вещания отводилось военной теме. Еженедельно по вторникам радио передавало концерты самодеятельных коллективов города, популярных исполнителей, среди которых особой любовью слушателей пользовался баянист Иван Иванович Маланин. В 1929 г. начал свою работу на радио, продлившуюся десятилетия, музыкальный редактор, концертмейстер и дирижер Николай Иосифович Иванов, ставший позднее организатором ряда творческих коллективов Новосибирского радио.

В детской редакции сложился сплоченный кружок энтузиастов, горячо любящих свое дело и понимающих запросы юных слушателей. Здесь самозабвенно трудились, воспитывая подрастающее поколение сибиряков, литературный редактор А. И. Герман, музыкальный редактор С. Л. Талубкина, редактор передач для дошкольников М. П. Протопопова, культмассовик Л. И. Афанасьева, артистка Т. С. Борисова, пианистка Т. М. Жихарева. С участием этих мастеров своего дела было создано много живых и ярких передач, с восторгом принимаемых детской радиоаудиторией.

Работники детской редакции стремились быть в курсе всех пионерских и комсомольских дел, поддерживать все добрые начинания школьников. Пионер Владик Савельев из села Северного вызвал своего отца, директора МТС, на соревнование по изучению немецкого языка. Об этом рассказал журналистам сам Савельев-старший, приехавший по делам в Новосибирск и специально для этого посетивший детскую редакцию радио. И радио передало в эфир: «Вызываем Владилена Савельева из Северной МТС, Владилена Савельева. Владик, слушай, твой папа просил сказать, что он твой вызов на соревнование по немецкому языку принимает…»

К героям литературных передач и детских радиоспектаклей ребята относились как к реально живущим людям, писали им письма, желали здоровья, предлагали свою дружбу.

Много откликов вызвали радиопостановки «Барон Мюнхгаузен» по Р. Э. Распе, «Петрушка», «Саша-затейник», «Тартарен из Тараскона» по А. Доде и другие.

К созданию передач для детей редакция активно привлекала сибирских писателей. Это, как правило, помогало добиваться высокого качества передач и способствовало росту слушательского интереса. Хорошие отзывы детей вызвал прозвучавший по радио рассказ Г. Пушкарёва «Пулемет» о Гражданской войне. 8 декабря 1935 г. по радио выступил писатель Афанасий Коптелов. Он рассказал детям о походе на Белуху, по местам боев красных партизан.

Много места в программах детского вещания уделялось пропаганде произведений русских писателей-классиков — Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Толстого. Особой любовью пользовался у юных слушателей «Дубровский» Пушкина в исполнении Николая Михайловича Коростынева.

Литературно-драматическое вещание достигло высокого уровня в этот период. И большая заслуга в этом принадлежит пришедшему в 1933 г. в коллектив радиокомитета актеру театра «Красный факел» Н. М. Коростыневу, главному режиссеру этого же театра В. П. Редлих, народному артисту СССР Н. Ф. Михайлову, артисту С. С. Бирюкову и многим другим краснофакельцам и тюзовцам. Инсценировки и литературно-драматические композиции, созданные в эти годы драматической группой радиокомитета, стали значительным явлением в духовной жизни края.

Дважды в месяц звучали в эфире творческие радиовечера писателей-сибиряков. Слушатели познакомились с произведениями писателей К. Урманова, В. Итина, Г. Павлова, А. Коптелова, Н. Кудрявцева, И. Мухачёва, Г. Пушкарёва.

Одним из ведущих художественных коллективов музыкальной редакции радио был хор. Поначалу его состав был невелик: в каждой группе голосов пело всего по четыре человека. Но, постепенно пополняясь — в основном выпускниками Томского музыкального училища, — коллектив рос. Возрастало и исполнительское мастерство хористов. Под руководством хормейстера Е. П. Горбенко коллектив разучивал и исполнял такие серьезные и сложные произведения, как хоры Танеева, осуществлял постановку отдельных сцен из опер и даже целых оперных спектаклей. Были поставлены и переданы по радио оперы «Царская невеста», «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане». Участники хора А. В. Любин, И. И. Ковальчук, М. А. Столяров, В. Ф. Лукьянова, В. В. Фалеева, О. С. Иванова нередко выступали по радио как солисты.

Богатую и разнообразную музыкальную часть вещания обеспечивал оркестр русских народных инструментов, работавший в те годы под руководством Н. М. Хлопкова, и симфонический оркестр, которым дирижировали И. А. Теслер, П. П. Вальдгартд, Н. И. Иванов и другие талантливые интерпретаторы симфонической музыки.

Многочисленные письма, поступавшие в адрес радиостудии, свидетельствовали о том, что голос Новосибирска был слышен не только в Западной Сибири, но и в других регионах. Таким образом, за короткое время Новосибирское радио стало одним из авторитетнейших радиоцентров страны.

В 1932 г. в Новосибирске была введена в строй новая, значительно более мощная 100-киловаттная радиостанция РВ-76. Новосибирский радиоцентр получил возможность вести передачи по двум каналам: на волне 1380 м через 100-киловаттную радиостанцию и на волне 742,6 — через старую 4-киловаттную.

К этому периоду радио стало тесно в прежних организационных рамках. Было принято решение о создании Всесоюзного комитета по радиовещанию. Тем самым подчеркивалось важное самостоятельное значение радио и его особые функции. Вслед за этими переменами и в Западно-Сибирском крае при крайисполкоме появился комитет по радиовещанию. Его председателем (по совместительству) был секретарь крайисполкома С. М. Быстров.

В новых условиях Новосибирскому радио пришлось согласовывать свою сетку вещания как по времени, так и по содержанию со Второй общесоюзной программой вещания.

В 1933 г. в крае было семь тысяч радиоприемников. Значительно возросла проводная радиосеть. Число радиоточек достигло в 1935 г. сорока тысяч. Успешно велась сплошная радиофикация кварталов жилых домов в Новосибирске, Омске, Томске. Радиоточки устанавливались в комнатах рабочих и студенческих общежитий. Были радиофицированы 600 школ и многие учреждения и организации.

Радиогазеты создавались не только при районных трансляционных узлах, но и на многих предприятиях, в крупных совхозах и МТС. Например, в селе Кочки в двух комнатах бывшего кулацкого дома разместился радиоузел: в одной комнате радиоаппаратура, в другой — нефтяной двигатель мощностью
18 лошадиных сил с динамо-машиной. Из полутораста действующих в крае радиоузлов собственную энергетическую базу имели лишь 35. Остальные зависели от сельских мельниц, где устанавливались динамо-машины, или других внешних источников питания.

Любопытно, что в этот период в Западной Сибири появились первые любительские телевизоры. Опытный образец телевизионной установки был создан В. Г. Денисовым в Сибирском физико-техническом институте и испытывался в Новосибирске.

Планы корректирует… война

Система радиовещания страны в 1936—1941 гг. переживала сложный этап реорганизации. Для координации вещания в стране на всех уровнях в 1936 г. Всесоюзный радиокомитет ввел в действие пять сеток вещания — Центрально-Европейскую, Среднеазиатскую, Западно-Сибирскую, Восточно-Сибирскую и Дальневосточную. Каждый из вариантов учитывал местные территориальные, языковые, производственные, социально-культурные и прочие особенности.

Новая единая Всесоюзная сетка вещания, введенная с 1 февраля 1937 г., определила те передачи центрального вещания, которые должны были в обязательном порядке транслироваться местными комитетами. Это были выпуски «Последних известий», трансляции съездов, конференций, совещаний, другие важные передачи. Передачи Новосибирского радиокомитета должны были дополнять центральное вещание, информируя трудящихся о важнейших местных событиях.

Постановлением Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию в связи с новым административным делением страны был учрежден Новосибирский областной комитет по радиофикации и радиовещанию. Его возглавил П. О. Бекшанский, внесший значительный вклад в развитие радиовещания в области.

Народно-хозяйственный план третьей пятилетки предусматривал выделение значительных средств на развитие радиовещания. В частности, в Новосибирске было запланировано строительство нового Дома радио. Предполагалось, что это будет четырехэтажное здание объемом 22 тысячи кубических метров. В здании должны были разместиться редакционные и технические помещения, библиотеки (в том числе нотная), репетиционные залы для оркестра и хора, фонотека и пять вещательных студий. Даже малая концертная студия в будущем Доме радио должна была превосходить по площади существовавшую на тот момент в Доме Ленина. А кроме нее в новом здании проектировалась и большая студия: площадью в 230 кв. м и высотой в два этажа, отделанная материалами, обеспечивающими высокие акустические качества, и оборудованная по последнему слову техники. Дом радио должен был возводиться как левое крыло здания театра оперы и балета. Ожидалось, что в 1941 г. здание будет подведено под крышу, а в 1943-м радиокомитет справит новоселье…

День 21 июня 1941 г. в истории Новосибирского радио был отмечен большой творческой удачей. Сибиряки услышали в блестящем исполнении симфонического оркестра Новосибирского радио симфонию Мясковского. Концерт этот доставил большое удовольствие знатокам музыки.

А 22 июня Новосибирское радио транслировало передаваемое из Москвы заявление советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. С первых дней войны новосибирский обком партии принял меры к тому, чтобы все жители области получили возможность оперативно слушать сводки Совинформбюро и другие передачи центрального и местного вещания. В Новосибирске и других крупных городах и райцентрах было установлено дополнительно 50 громкоговорителей. Началось строительство новых радиоузлов в Здвинске и Веселовке, увеличивалась мощность старых. Значительно расширилась сеть радиоточек и радиоприемников.

План радиофикации в 1941 г. область перевыполнила на 23%.

Деятельность Новосибирского радио в этот период, направленность и содержание передач, так же как и вся жизнь сибиряков, определялись лозунгом — «Все для фронта».

Радио рассказывало о всенародном политическом и трудовом подъеме, охватившем жителей городов и сел Сибири, о сибиряках, вступавших добровольцами в Красную армию. Многим из них были посвящены отдельные передачи.

Вслед за служившими уже в армии братьями Виктором, Сергеем, Аркадием, Олегом, Николаем и Владимиром Игнатовыми добровольцами пошли на фронт седьмой их брат Спартак и сестра Мария. Провожая детей в армию, 5 декабря 1941 г. выступил по радио их отец А. Н. Игнатов: «Даю наказ своим детям — самоотверженно защищать нашу Советскую Родину от коварного врага — германского фашизма, быть стойкими и непоколебимыми».

Около тридцати тысяч заявлений о добровольном вступлении в ряды Вооруженных сил СССР подали за эти годы новосибирцы. Новосибирское радио своими передачами о первых добровольцах немало способствовало развитию этого движения. Его размах был так значителен, что привел к созданию ряда добровольческих формирований.

В первые дни войны Новосибирское радио организовало цикл выступлений сибиряков — героев Гражданской войны. 1 июля 1941 г. в одной из таких передач выступил бывший командир партизанского корпуса Западно-Сибирской крестьянской красной армии И. В. Громов.

Новая сетка вещания учитывала особую потребность радиослушателей несколько раз в день получать информацию о событиях на фронте, узнавать международные, общесоюзные и местные новости. Учитывалось также важное значение музыкальных и литературных передач для формирования у сибиряков чувства оптимизма и уверенности в победе, готовности отдать все силы для ее достижения.

Корреспонденции об успешных боевых действиях сибирских формирований, очерки о подвигах героев-сибиряков были весьма популярны у слушателей. Для участия в передачах на эту тему радио привлекало участников боев, прибывших в тыл для излечения после ранения или за пополнением.

В одной из таких передач 16 октября 1941 г. с рассказом о том, как воины-сибиряки бьют фашистов, выступил лейтенант М. А. Присяжук, а 5 февраля 1942 г. с рассказом в стихах о бойце-сибиряке Тарасе Клинкове выступил старший политрук А. Смердов, впоследствии — известный поэт, редактор «Сибирских огней».

Перед микрофоном Новосибирского радио выступал и прославленный летчик трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. Он рассказывал о подвигах советских летчиков, среди которых было немало сибиряков.

«Письма с фронта» — эту передачу Новосибирского радио слушали все. Она звучала в эфире ежедневно в 17.00, 18.20 и в четверть первого ночи. В письмах на Новосибирское радио сибиряки, участвовавшие в боях, писали о подвигах товарищей, выражали непоколебимую уверенность в победе. Они передавали приветы близким и родным, оставшимся в тылу, сообщали им свои адреса. Слушая эти бесхитростные рассказы, труженики сибирских заводов и полей стремились работать так, чтобы приблизить день победы, приблизить встречу с теми, кто ушел из родного города на фронт.

Новосибирское радио передало за годы войны около 30 000 писем с фронта. С помощью этих передач сотни людей, потерявших связь, смогли вновь разыскать друг друга.

Осенью 1941-го радио начало вести цикл передач, посвященных организации сбора теплых вещей для фронта. Не в последнюю очередь благодаря им это патриотическое движение приняло массовый характер. Уже к 1 ноября новосибирцы собрали для фронтовиков более 60 тысяч различных вещей.

Не только теплые вещи, но и свою кровь отдавали воинам сибиряки. Свыше 17 500 переливаний крови было осуществлено за годы войны в новосибирских госпиталях. Организации широкого движения доноров в немалой степени способствовали передачи Новосибирского радио. 20 февраля 1942 г. в такой передаче участвовала жительница Новосибирска домохозяйка Данильченко. «Я выступила с призывом стать донорами, возвращать жизнь таким дорогим людям», — написала она в книге выступающих у микрофона.

Новосибирское радио активно включилось в организацию всеобщего военного обучения, объявленного в Новосибирской области, так же как и по всей стране. В частности, были организованы заочные радиокурсы по подготовке санитаров. 17 июля в программе радиокурсов выступил доцент Новосибирского мединститута Мыш. Он прочитал лекцию об оказании первой помощи при ранениях.

Регулярно звучали по радио в военный период и репортажи о так называемых тысячниках. Движение тысячников — рабочих, которые выполняли дневную норму на тысячу процентов, в годы войны стало массовым.

Как и прежде, одной из самых эффективных форм общения со слушателями сотрудники радио считали митинги, проведенные в эфире.

Радиомитинги — одна из наиболее популярных, но в то же время весьма сложная и трудная для осуществления, требующая большой технической и творческой подготовки форма радиопередачи. Тот факт, что Новосибирское радио регулярно проводило радиомитинги даже в годы Великой Отечественной войны, когда ушли на фронт журналисты Ф. С. Солопов, В. Н. Мордвинов, О. Н. Карташова, диктор В. Н. Дубровин, дирижер симфонического оркестра Н. И. Иванов и другие опытные сотрудники, свидетельствует о высокой творческой зрелости коллектива.

Один из таких радиомитингов состоялся 14 апреля 1942 г. Он был посвящен награждению лучших тружеников Новосибирской области орденами и медалями.

Редактору сельскохозяйственных передач В. К. Полторыгиной пришлось побывать в районах, обсуждать с председателями колхозов и директорами совхозов планы радиопередачи, подбирать и готовить выступающих, договариваться со связистами о точном времени подключения каждого из участников, находящихся в трансляционных узлах разных районов, студиях разных городов, к общей передаче. Но весь этот громадный труд окупался живым интересом слушателей.

Участники молодежного радиомитинга решили начать сбор средств на строительство боевых кораблей для Северного флота. Уже во время митинга начали поступать первые взносы. В течение нескольких минут было собрано около пяти тысяч рублей.

Участники радиомитинга от имени всех комсомольцев и молодежи области взяли обязательство к 25-й годовщине Красной армии дать эшелон вооружения и боеприпасов для сибирских дивизий, добыть 50 тысяч тонн угля, изготовить три с половиной тысячи тонн проката.

Спустя несколько месяцев на Северном флоте начала боевые действия подводная лодка «Новосибирский комсомолец», построенная на средства, собранные молодыми сибиряками.

Огонь по врагу из сибирской студии

В годы войны Новосибирское радио продолжало выполнять важную роль одного из ведущих учреждений культуры в Сибири. В этот период для пропаганды лучших произведений литературы, театра, музыки на радио появились новые возможности — благодаря тому, что в Новосибирск эвакуировались многие известные творческие коллективы и деятели искусств: Ленинградский академический театр драмы имени Пушкина, симфонический оркестр Ленинградской филармонии, джаз-оркестр Леонида Утёсова, железнодорожный ансамбль песни и пляски под руководством И. О. Дунаевского, театр кукол Сергея Образцова, композитор Д. Д. Шостакович, крупный ученый-искусствовед И. И. Соллертинский и многие другие.

Творчеству выдающихся советских музыкантов и мастеров сцены Новосибирское радио посвятило немало передач. Большие радиовечера были подготовлены к 50-летию деятельности актера театра драмы имени Пушкина народного артиста СССР М. Ю. Юрьева и к 40-летию работы на сцене артистки этого же театра Е. Т. Жихаревой. 21 ноября 1942 г. состоялся творческий радиовечер народного артиста СССР Николая Симонова, о чем сообщает сделанная им запись в книге выступающих у микрофона.

23 декабря, в день 68-летия народной артистки СССР Е. П. Корчагиной-Александровской, передавался творческий вечер этой ведущей актрисы театра драмы имени Пушкина. В программу вечера были включены сцены из спектаклей «Гроза», «Лес», «Таланты и поклонники» Островского, «Страх» Афиногенова, «Платон Кречет» Корнейчука.

В передачах принимали участие молодые поэты-сибиряки Б. Богатков, А. Смердов, К. Лисовский, Н. Мейсак.

В годы войны продолжало развиваться и музыкальное вещание. Оно связано с именами Д. Шостаковича, И. Дунаевского, В. Левашова, Г. Свиридова, ряда замечательных коллективов, находившихся в то время в Новосибирске.

28 октября 1941 г. квартет имени А. К. Глазунова и пианистка С. Ортман впервые исполнили по радио квинтет Д. Шостаковича, отмеченный Сталинской премией. В том же году были впервые исполнены первые песни В. Левашова «Советской женщине» на стихи М. Алигер и «Степная кавалерийская» на стихи А. Суркова.

Поистине выдающимся достижением коллектива Новосибирского радио была передача «Огонь по врагу». Вряд ли будет преувеличением назвать ее одной из лучших серийных передач советского радиовещания за все годы его существования.

В архиве Новосибирского радио сохранилась копия письма из Всесоюзного радиокомитета, пришедшего в адрес редактора передачи «Огонь по врагу» Г. В. Карпенко:

Уважаемая товарищ Карпенко. К нам приехал бывший работник ВРК Боймстрахер. Он наговорил таких чудес о ваших передачах «Огонь по врагу», так очарован ими, что я решила обратиться к Вам с просьбой прислать копию одной из этих передач в порядке обмена опытом. Все мы, работники радио, ищем новые формы, и Вы, по отзывам Боймстрахера, внесли свежую волну своим «Огнем по врагу». Итак, буду ждать копии вашей передачи. Ответственный редактор литературно-драматического вещания Жильцова.

Красноярский учитель С. Я. Швед, настраивавший в годы войны свой приемник на волну Новосибирского радио, чтобы услышать «Огонь по врагу», уверял, что более интересной, жизнерадостной и в то же время пронизанной высоким мужеством и заставляющей сопереживать передачи он никогда более не слышал. Популярность ее у сибиряков была сравнима с популярностью лучших советских фильмов о войне.

Авторы определили ее жанр как радиообозрение. Сводки Совинформбюро соседствовали с новыми песнями, письма радиослушателей — с фронтовым юмором, сообщения о помощи тыла фронту — со страстными публицистическими монологами и диалогами, звучащими на фоне музыки.

Инициатором этой передачи был молодой артист театра драмы имени Пушкина Александр Борисов. Еще в Ленинграде он принял участие в радиопередаче, в которой действовал бесстрашный боец Сеня Ястребов. Приехав в Новосибирск, Борисов решил возродить хорошо воспринятую радиослушателями передачу и рассказал о своих замыслах режиссеру Ленинградского радиотеатра Владимиру Васильевичу Лебедеву. Известный советский режиссер радио со своей стороны развил эту идею, правильно рассудив, что в передаче должно участвовать двое действующих лиц — это позволит ввести диалоги, песенные дуэты, то есть расширить творческие возможности передачи и силу ее эмоционального воздействия на радиослушателей. Имена героев позаимствовали из рассказа Леонида Ленча: Кузьма Ветерков — его роль поручили исполнять Александру Борисову — и его боевой товарищ Илья Шмельков — артист Константин Адашевский. Редактором передачи стала журналистка Г. В. Карпенко, для музыкального оформления привлечен талантливый баянист-самородок И. И. Маланин, ставший равноправным участником передачи.

4 сентября 1941 г. вечером впервые прозвучала в эфире исполненная И. И. Маланиным на баяне задорная мелодия и в гости к слушателям пришли молодой фронтовик, сибиряк, храбрый разведчик, неунывающий парень Кузьма Ветерков и его товарищ Илья Шмельков. И отныне каждый понедельник, когда время приближалось к шести вечера, тысячи людей по всей Сибири, отложив все дела, спешили к репродукторам и с волнением и интересом слушали рассказы двух друзей об их новых боевых приключениях и подвигах.

Еще Красная армия вела тяжелые оборонительные бои, сдерживая наступление врага на каждом боевом рубеже, а Шмельков и Ветерков, «пробравшись» в имперскую канцелярию, уже расправлялись с главарями фашистов.

Эта передача была сродни «Василию Тёркину» Александра Твардовского. Она искрилась тем же юмором, неистребимым оптимизмом. Песни, частушки, прибаутки, шутки перемежались страстными публицистическими монологами героев.

Успех передачи был колоссальный. Было замечено, что кое-где на предприятиях в час, когда шла передача, люди отрывались от работы, чтобы не пропустить очередного выпуска. Об этом писали на радио руководители предприятий, требуя перенести выпуски на выходной день. Эта просьба была удовлетворена: в 1942 г. «Огонь по врагу» зазвучал по воскресным дням, а ее аудитория еще более возросла.

На примере бесстрашных разведчиков-сибиряков Ветеркова и Шмелькова учились бойцы сибирских дивизий, уходившие на фронт. Служить, как они, обещали призываемые в армию юноши сибирских заводов и колхозов. Эти передачи слушали находившиеся на излечении в тылу раненые бойцы и командиры. «Мы, бойцы и командиры, находящиеся на излечении в госпитале, шлем вам свой боевой привет с наилучшими пожеланиями, — говорилось в одном письме, пришедшем в радиокомитет весной 1943 г. — Вы, как настоящие воины, рубите врага своей песней. Мы под ваши песни вспоминаем боевые дни, боевые эпизоды, и они воодушевляют нас на новые подвиги».

В своих письмах, адресованных Шмелькову и Ветеркову (чаще всего именно им, а не артистам Борисову и Адашевскому), слушатели обращались к ним как к реально существующим людям. Заботливо просили поберечься от пуль, спрашивали, не встречались ли разведчикам на фронте родные и близкие слушателей.

Летом 1942 г. театр драмы имени Пушкина выехал на пароходе в гастрольную поездку по Оби. В этой поездке Борисов и Адашевский опробовали эстрадный вариант обозрения «Огонь по врагу». А позже с радостью восприняли долгожданное разрешение выехать в качестве фронтовой бригады в одну из сибирских дивизий в район Гжатска.

«Два месяца пробыли артисты в действующей армии. Выступали перед бойцами на лесных опушках и в оврагах, в блиндажах и полуразрушенных сараях, — вспоминает народный артист СССР А. Ф. Борисов в своей книге “Из творческого опыта”, в которой радиопередаче “Огонь по врагу” посвящена целая глава. — Вместе с дивизией совершали немалые переходы, и каждый день нашего пребывания на фронте был для нас большой жизненной школой».

После возвращения в Новосибирск творческая группа передачи «Огонь по врагу» предприняла новую гастрольную поездку по краю.

В этих поездках первое отделение представляло собой своеобразный отчет о поездке на фронт, о встречах с воинами-сибиряками. А во втором отделении зрители получали возможность вновь услышать (и увидеть) фрагменты из полюбившейся радиопередачи.

Одно из таких выступлений было намечено провести в кемеровском цирке. Здесь возникло непредвиденное осложнение. Приехав в Кемерово, артисты узнали, что сезон в цирке еще не закончился и цирковые представления не отменены. Было решено дважды дать по два концерта ночью, начав их в полночь и в 2 часа. Несмотря на позднее время, на всех четырех ночных представлениях цирк был полон. Дополнительные места были устроены в проходах и даже на самой арене.

Более 50 выпусков передачи «Огонь по врагу» прозвучало в эфире до того времени, когда была прорвана блокада Ленинграда и театр драмы имени Пушкина, а вместе с ним и артисты Борисов и Адашевский вернулись в свой родной город. Но на этом она не прекратила свое существование. Своеобразным продолжением ее стало радиообозрение «До скорой встречи», в котором были заняты артисты Ю. Хачинский, Л. Красиков, Н. Коростынев. Тексты выпусков нового радиообозрения писал Евгений Мин — автор значительной части выпусков радиопередачи «Огонь по врагу».

…А 7 мая 1945 г. в театре «Красный факел» впервые торжественно отмечался День радио, учрежденный в этом году в связи с 50-летием изобретения радио.