«Город-сад» – миф или реальность?

«Город-сад» – миф или реальность?

Из нашего архива

Известный в нашем регионе специалист в области географии, краеведения и экологии, профессор Сергей Дмитриевич Тивяков на одном из заседаний Новокузнецкого краеведческого объединения «Серебряный ключ», который он возглавляет, напомнил коллегам историю о том, как первопроходцы и ударники Кузнецкстроя мечтали создать здесь город-сад.

Много усилий было приложено для осуществления этой мечты, не всё  получилось. Трудно понять, насколько это может быть актуально сегодня? Но вот же, как говорится, известный всем современный факт: одна из остановок общественного транспорта в Новокузнецке носит чудное имя: «Сад-город». Что бы это значило?

 


 

 В стихотворении В. Маяковского три раза повторяется своеобразный символ веры: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Мы знаем, что поэт в нашем городе не был и лично сам не видел строительства Кузнецкого металлургического комбината. «Город-сад» – это, конечно же, метафора, думаем мы. Город, который расцветёт, как сад…

Но мало кому известно, что к моменту написания В. Маяковским стихотворения уже пятнадцатый год на берегу реки Томь существовал посёлок, который назывался Сад-город. Его построили ещё в царское время для рабочих металлургических заводов и копей Кузнецкого бассейна.

Откуда же взялось в суровой Сибири такое странное название для рабочего посёлка?

 

«Город-сад» – это популярная в начале двадцатого века градостроительная концепция. Автор концепции, Эбенизер Говард (1850-1928), считал, что к концу девятнадцатого века города стали плохо управляемыми, грязными скопищами, подавляющими самое лучшее в человеке. В 1898 году он опубликовал книгу «Города-сады будущего», в которой предложил свою альтернативу этому ужасу. Заключалась она в следующем: в экологически чистой местности создаётся посёлок коттеджного типа, не зависимый от какого либо индустриального, градообразующего предприятия. В этом городе согласно ландшафту строились невысокие дома с приусадебными участками, было много зелёных насаждений, садов. Численность жителей такого посёлка не должна превышать 30 тысяч.

Согласно проекту город-сад следовало строить в виде нескольких концентрических круглых зон. Центральная зона – общественный центр, площадь или парк. Следующий круг – жилая зона. Во внешнем круге должны были бы размещаться промышленные или сельскохозяйственные предприятия. Очевидно, что подобная планировка элементарно препятствовала бы дальнейшему неконтролируемому росту каждого поселения.

Хозяевами города-сада должны были стать сами его жители. Поселение образовывалось по принципу жилищного кооператива. Вступительные паи составляли первоначальный капитал, на который покупалась земля и начиналось строительство. В дальнейшем жильцы выплачивали проценты за банковскую ссуду и жилищно-коммунальные услуги.

Идеи города-сада снискали сторонников по всему миру. В 1899 году в Англии для практического осуществления замысла Говарда образовывается Общество городов-садов и планировки городов. Такие же общества возникают чуть позже в Германии, Франции, России и в других странах. В 1913 году создаётся Международное общество, ставшее затем Международной федерацией жилищного дела и градостроения.

Архитектурно-социальные проекты Говарда были даже внедрены в жизнь, что редко случается с утопическими проектами.

В 1903 году построили городок Лечворт (Letchworth) как первый из городов-спутников Лондона, которые должны были «разгрузить» британскую столицу. После Первой мировой войны, уже в другом месте был построен еще один город-сад, Велвин (Welwyn). В Германии в 1909 году в окрестностях Дрездена построили город-сад Хеллерау (Hellerau), а затем районы-сады в Гамбурге, Эссене и в Кенигсберге. В Бельгии был построен городок-сад Ле Ложи (Le Logis). Тем, кто побывал в Барселоне и любовался творениями архитектора Гауди, вероятно, будет интересно узнать, что удивительный Парк Гуэль первоначально задумывался как район-сад. Однако находился он далеко от центра города, поэтому желающих строить там жильё не нашлось. Вот и дали на этом месте порезвиться знаменитому архитектору.

В России у идеи городов-садов было также много горячих поклонников, которые только и искали случая, чтобы осуществить свои замечательные идеи.

Например, город-сад пытались построить в Москве в районе Лосиного острова. Этот лесной массив на северо-востоке города был подарен Москве царской семьей с условием, что там не будет вырублено ни одного дерева. Кроме того, подарок императорской фамилии не мог стать ничьей частной собственностью – продажа была исключена. Вписанный в природу кооперативный город-сад был идеальным решением для застройки этой территории. Проект едва не был принят Московской городской думой, но помешали сначала война, а после революция.

По той же причине аналогичный проект застройки Сокольников был осуществлен гораздо позже и в другом месте. Построенный уже в тридцатые годы неподалеку от Волоколамского шоссе посёлок-сад назвали всё же в память о первоначальном проекте Соколом. Посёлок-сад предполагалось построить и на Ходынском поле.

Еще один посёлок под тем же названием, Сад-город, закладывается в 1916 году неподалеку от Владивостока как место жительства работников Уссурийской железной дороги.

Известен также проект застройки районов, пострадавших от пожара, в алтайском городе Барнауле. Ирония судьбы – проект барнаульского города-сада был утвержден городской думой 23 октября 1917 года. Через два дня в далеком Петрограде произошла октябрьская революция… Одним словом, проект остался проектом.

В Кузбассе этим проектом заинтересовалось АО "Копикуз" – Кузнецкое акционерное общество каменноугольных копей, которое образовалось в 1912 году и ставило перед собой задачу разработки угольных месторождений в недрах Кузбасса. 

«Для вывоза добытого на юге Кузбасса угля, Копикузу нужно было проложить железную дорогу от севера кузнецкого края, где проходил Транссиб, – рассказывает замдиректора по научной работе Новокузнецкого краеведческого музея Пётр Лизогуб. – Копикуз начинает строить кольчугинскую железную дорогу, прокладывать ветку до Кузнецка. Но не до самого посёлка, а только до левобережной части, где поселения ещё не было. Однако станцию назвали Кузнецком, а населённый пункт в районе станции, где жили в основном рабочие, строители железной дороги и станции, получил название "Сад-город". 

Проект этого коттеджного посёлка заказали известному тогда новосибирскому архитектору Крячкову. Новосибирец разработал проект, но, к сожалению, он так и не был реализован. Как тогда говорили местные жители: «Сад здесь воображаемый, а город предполагаемый». Однако название населённого пункта сохранилось.

Ко второй половине XX века классическая концепция города-сада потеряла популярность. Успехи и популярность городов-садов оказались ниже ожидаемой. Многие пригородные посёлки-сады превратились в спальные районы.

Однако идеи, заложенные в концепции города-сада, теперь используются современными градостроительными концепциями, например движением нового урбанизма. 

 

Mapк Блay

(http://www.dvorec.ru/ архитектура, история)