Городская антиутопия глазами поэта

Городская антиутопия глазами поэта

(О книге Ильи Семененко-Басина)

Семененко-Басин И. – Март 2007. – М.: Издание автора, 2017. – 16 с.

Это длинное, сложное нерифмованное произведение читается неожиданно легко. И создается ощущение понятности того, что сразу, да и потом остается непонятным, – «жестяной метафоры»:

По городской улице идёт курильщик,
несёт жестяную метафору,
падает и умирает на ней.
Собирается толпа…

Так бывает тогда, когда автор создает что-то органичное для него, естественное. Когда он пишет, как дышит.

Русские стихи меняются, становясь незнакомыми, намеренно трудными: агрессивная поэзия, старающаяся приглушить свою агрессию словом. Болезнь поэзии или её обновление?

После таких стихов, как «Март 2007», легко читать всех предшественников: футуристов, имажинистов, обэриутов, концептуалистов. Конечно, «Март 2007» – это новый виток урбанистической поэзии. Городской миф Ильи Семененко-Басина оказывается густонаселенным перед апокалипсисом. В поэме, названной автором «длинным стихотворением», присутствуют коллективные образы: толпа, артиллеристы, журналюги, любопытствующие и испугавшиеся граждане, велосипедисты, полицейские, чиновники, студенты, группы врачей. Появляются и единицы, но это знаковые психотипы современной цивилизации: курильщик, гадалка и она же кликуша, священник, ребенок, Антихрист, владелец автомобилей.

Из велосипедных корзинок вылетают куры,
живые, в отличие от того бедолаги…
…город погружается во мрак.
Куриное затмение расстреливают артиллеристы…

«Эхо куриной войны» провоцирует кризис и оледенение, но жизнь неуничтожима. Всё когда-то заканчивается, даже условный апокалипсис. И вот появляется он – «наш удачливый застройщик». Он строит «новую цивилизацию» – «мiр без единой метафоры».

Он строит и строит, в конце концов
на месте бесплодных равнин и тупых домов
все горожане, успевшие вовремя утеплиться,
обнаруживают вместо перманентного кризиса –
мiр без единой метафоры.
И эта реализованная мечта,
воистину новая цивилизация, город Солнца и Луны,
шакала и волчицы, виски и бриджа,
в общем, счастливый мiр,
до такой степени отвергает меня, пишущего эти строки…

Лирический герой, магическое индивидуалистическое Я, не чувствует себя своим на празднике жизни, в «городе Солнца и Луны». Что же ему нужно? Его притесняют? Его не принимают? Нет! Ничего этого нет. Только ощущение дискомфорта и понимание, что надо умолкнуть. Ему остается «оплакивать тех, кого нет» и «с надеждой» наблюдать счастливых. Поэма как страшный сон, имеющий счастливый конец, но в этом её безрадостность.

А теперь всё тот же вопрос: что стало с «жестяной метафорой», почему ей не осталось места в новом мiре? В этом вся загадка. То, что послужило толчком для всеобщего хаоса, погибло и неизвестно, самовозродится ли оно. А удачливый застройщик предусмотрительно создал новую цивилизацию «без единой метафоры», чтобы она жестянкой не падала, не пугала, не царапала.

Так я объяснила для себя поэму «Март 2007», которую можно назвать фантастической антиутопией. Написанная десять лет назад, в 2007 году, она неожиданно современна.

 

Примечание:
Вера Владимировна Савельева – доктор филологических наук, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая (Республика Казахстан, г. Алматы), автор монографий «Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей» (2013), «Облака, сны, слезы в художественной антропологии А.П. Чехова» (2014).