Григорий Гуркин, певец Алтая

Григорий Гуркин, певец Алтая

Поводом для статьи послужили гастроли Национального драматического театра им. П. В. Кучияка Республики Алтай в октябре 2021 года, во время которых был показан спектакль «Восхождение на Хан-Алтай», посвящённый жизни и творчеству первого профессионального художника Алтая, просветителя и этнографа Г. И. Гуркина (1870–1937). В фойе театра драмы была открыта выставка репродукций произведений художника из собрания Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина, которую представляла директор музея Римма Михайловна Еркинова – известный исследователь творчества Гуркина. Перед спектаклем она посетила Томский областной художественный музей, встретилась с сотрудниками и посетителями музея. В постоянной экспозиции музея представлено самое известное, программное произведение художника «Хан-Алтай». Это одно из 19 произведений Гуркина, хранящихся в собрании Томского художественного музея.

 

 

ГРИГОРИЙ ГУРКИН, ПЕВЕЦ АЛТАЯ

 

В начале XX века творчество Григория Ивановича Гуркина – самого известного сибирского художника, алтайца по происхождению – приобретает характер связующего звена между культурой его народа и художественной жизнью Томска. Во многом это происходило не только вследствие непосредственного контакта зрителей и произведений Гуркина, но и благодаря публикациям о нём Г. Н. Потанина, А. В. Адрианова, томских художников и прочих корреспондентов в томских газетах.

В сознании многочисленных посетителей выставок Гуркина в Томске его имя начинает ассоциироваться с понятием «сибирская живопись». Выдающаяся роль художника в разработке сибирского пейзажа была отмечена при первом его появлении перед томской публикой на первой передвижной сибирской выставке 1903 года. Художник только прервал свою учёбу в Академии и начал активнейшую самостоятельную творческую работу, а в газете «Сибирская жизнь» за 1905 год прозвучало утверждение: «…В настоящее время трудно найти такого интеллигентного сибиряка, который бы не слыхал имени Гуркина».

В крупнейшее художественное событие первого десятилетия ХХ века, подлинный «праздник живописи» в Томске вылилась выставка Гуркина 1907 года. Художник предложил зрителям небывалую по масштабам выставку – 300 живописных и графических работ. Выставку посетили 5000 горожан. Самый крупный томский художник Л. П. Базанова отметила новое явление в культурной жизни города: публика почувствовала вкус к покупке картин. Из выставочных залов значительное число произведений переместилось в дома томичей.

С колоссальным успехом в 1910 году прошла следующая выставка Гуркина, выросшего в мастера эпического сибирского пейзажа. С 224 выставленными произведениями познакомились около 4000 посетителей. Интересные факты содержит экземпляр каталога этой выставки, хранящийся в Томском краеведческом музее, где карандашом напротив названий некоторых произведений вписаны фамилии 25 томичей, купивших их. Многие из них известные в городе люди: председатель правления Томского общества любителей художеств (ТОЛХ) Ф. Я. Несмелов, профессора университета Б. П. Вейнберг, М. П. Боголепов, М. Г. Курлов, доцент М. П. Бобин, этнограф В. И. Анучин, писатель Г. Д. Гребенщиков, директор частной женской гимназии Н. А. Тихонравова, общественный деятель, этнограф А. В. Адрианов…

Названия картин с множеством точных географических названий Горного Алтая таинственной музыкой чужого языка входили в души как коллекционеров, так и читателей газеты, вызывая желание увидеть Катунь, Каракол, Белуху, Архыт, Анос, делая их знакомыми. Алтай становился ближе. Без сомнения, значительную роль в этом играли и охотно раскупавшиеся томичами каталоги выставок Григория Ивановича, содержанию и оформлению которых сам мастер придавал огромное значение. Украшенные его рисунками на обложке, литературными эссе и стихами каталоги приобретали для томичей характер уникального издания. Известно, что на выставке 1910 года было продано каталогов на сумму 144 рубля, а поскольку каталог стоил 10 копеек, легко сосчитать, что в городе их могло быть закуплено около полутора тысяч экземпляров. В наше время эти издания представляют собой раритеты. Для томичей, которые не могли себе позволить покупку картины, этюда или рисунка художника, напоминанием о них, кроме каталогов, служили фотографии-открытки подлинников, выполненные братом художника Степаном Гуркиным.

Неослабевающий интерес к творчеству художника отразила посещаемость третьей его персональной выставки 1915 года, представившей томичам 435 работ, среди которых 285 были живописными произведениями, в том числе было показано 80 картин, как новых, так уже знакомых по прежним выставкам из частных собраний.

Л. П. Базанова, анализируя пейзажи художника, писала об одухотворённости алтайской природы в произведениях Гуркина. Его картины позволяли многим корреспондентам газеты рассказать о народе, к которому он принадлежал. Эскиз «Юрта», показанный на выставке, позволил Г. Н. Потанину рассказать об особенностях строения двух видов юрт, возводимых в окрестностях Аноса, привести множество подробностей, помогающих воспринять особенности быта алтайцев. Сам художник также не упускал возможности рассказать об Алтае, поясняя сюжеты своих произведений во время встреч со зрителями, которые он практиковал на томских выставках.

Талант Гуркина, его самоотверженный труд снискали художнику огромную славу в Томске, пожалуй, ни к одному художнику здесь не испытывали подобных чувств. Создаётся своеобразный культ Гуркина, воплотивший в себе в немалой степени и интерес к алтайскому народу и его потенциальным творческим возможностям. Самая популярная в губернии газета «Сибирская жизнь» создаёт на своих страницах своеобразную хронику жизни мастера.

Поскольку отзывы и рецензии на выставки Гуркина довольно подробно освещены в литературе о художнике, приведём реже упоминаемую информацию, напечатанную в газете. Это описание корреспондентом под именем В. Ф. картин, которыми были увешаны стены мастерской художника; подробный маршрут путешествия художника к Белухе в 1908 году и поездки на Телецкое озеро в 1911 году; сообщение о трёхмесячном путешествии с Д. Кузнецовым до Кош­Агача, когда художник «побывал в каждой юрте», воссоздание красочной картины, которую представлял собой для путешественников на Алтай двор усадьбы художника, превращённый им в «оригинальный калейдоскоп растительного и минерального царства». Газета сообщала о внимании, которое Г. И. Гуркин оказал начинающим художникам и любителям, таким как Д. Кузнецов, самоучка Постников или священник Лавров.

Томичи были хорошо информированы об общественных заботах художника, например, о хлопотах Гуркина по открытию в Аносе школы, библиотеки, фельдшерского пункта. Они были в курсе множества дел художника, знали о его поездке в Москву в 1914 году для показа произведений в политехническом музее и воссоздания обряда камлания, для чего с ним ездил кам Болчок. Газета оповещала о разнообразных выставочных планах Гуркина: о желании устроить третью персональную выставку в городе в 1912 году (которая состоялась только в 1915), о намерении показать работы в столице, о мечте поехать на Байкал и за границу, и даже о намерении переехать на жительство в Томск. Григорий Иванович и сам выступал с публикациями в «Сибирской жизни»: в 1915 году он протестовал против некачественного издания альбома картин музея Александра III.

Произведения и выставки Г. И. Гуркина открыли для томичей «мир новый, мир чарующий, как …неведомая сказка, полная чудес, манящая своей красотой и грандиозностью, заставляющая жить собой». Алтай, по словам художника Н. Г. Котова, превратился под влиянием признанного мастера сибирского пейзажа с 1908 года на несколько лет в настоящую Мекку. Алтайская тема стала ведущей в творчестве и на выставках томских художников.

 

Инна ТЮРИНА,

старший научный сотрудник

Томского областного художественного музея

 

Григорий Иванович Гуркин (12 (24) января 1870, Улала – 11 октября 1937), известный также под псевдонимом Чорос-Гуркин (по происхождению – телеут, представитель рода чорос) – российский и советский художник. Был учеником И. И. Шишкина (правда, всего полгода – на глазах у Гуркина тот скоропостижно скончался, работая за мольбертом). В Петербургской Академии художеств открылось его призвание – пейзаж. В 1903 году художник вернулся на Алтай и обосновался в селе Анос, работал учителем, женился. Гуркин быстро завоевал признание. В течение 1906–1915 годов художник объездил с выставками всю Сибирь и стал признанным классиком сибирской живописи. И в советскую пору талант художника был востребован. В 1937 году Гуркин был арестован и расстрелян по обвинению в организации подпольной националистической группы и шпионаже в пользу Японии (реабилитирован в 1956 году).