Хороший роман о плохих временах

Хороший роман о плохих временах

О книге Леонида Юзефовича «Зимняя дорога: генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии, 1922–1923»

Юзефович Леонид. Зимняя дорога: генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии, 19221923: документальный роман. Москва: Ред. Елены Шубиной: АСТ, 2015.

 

Недавно Леонид Юзефович сообщил о готовящемся переиздании его романа «Зимняя дорога», чем дал отличный повод вспомнить эту замечательную книгу.

Нет способа лучше передать ужас войны, чем рассказать, как все было на самом деле. А если вести этот рассказ очень спокойно, даже суховато, негромким голосом и с какой-то невероятно интеллигентной интонацией, эффект усиливается многократно.

Леонид Юзефович не превратил книгу о гражданской войне в трибуну для демонстрации своих политических убеждений, и это большая удача для его героев, которые заслужили того, чтобы о них рассказали, не сделав картонными солдатиками на карте военных действий.

Казалось бы, выбранная автором тема такова, что затронуть ее, не задев попутно чьи-то чувства, старые раны и больные мозоли, практически невозможно. Но Леониду Юзефовичу удается удивительное. Он просто берет и рассказывает нам историю, не в смысле Историю (не знаю, как иначе передать смысл, кроме капслока), а именно что историю, которая в его исполнении приобретает какую-то камерность, становится совсем живой и очень печальной.

«Зимняя дорога» это роман о людях, некоторые из которых герои во всех смыслах этого слова, без всякой натяжки и без пафоса, исключительно в качестве констатации факта, а другие подлецы, но жалко при этом всех.

Леонид Юзефович идеальный историк, кажется, что сохранение нейтралитета он сделал для себя одной из задач при написании этой книги. Он подчеркнуто объективен, даже безжалостен (однако ни в коем случае не равнодушен) считает своим долгом отметить каждый просчет и ошибку героев, разоблачить любую ложь или удобно преподнесенную правду. Каждый крошечный эпизод и его отражение в отчетах, донесениях, мемуарах разбираются под микроскопом, тщательно очищаются от плевел, искажений и приукрашиваний. При этом автор практически полностью воздерживается от оценок, он не судья своим героям. Не замахиваясь на то, чтобы открыть читателю истину, Леонид Юзефович всеми силами старается рассказать правду пожалуй, в жанре исторической прозы трудно представить метод работы лучше.

При этом «Зимняя дорога», конечно же, не лишена авторского взгляда, ее жанр не зря определен как роман, хоть и документальный. Это проявляется в деталях, акцентах, расставленных Леонидом Юзефовичем почти незаметно, с большим тактом, но действующих безотказно. Цитата из записной книжки или список содержимого походной сумки, вовремя и к месту озвученные, говорят зачастую больше возможных эпитетов и метафор, причем не только о персонажах, но и об авторе. В этих мелочах – вся боль за хороших людей, живших в плохие времена.