Хороший роман о плохих временах
Хороший роман о плохих временах
Юзефович Леонид. Зимняя дорога: генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии, 1922–1923: документальный роман. – Москва: Ред. Елены Шубиной: АСТ, 2015.
Недавно Леонид Юзефович сообщил о готовящемся переиздании его романа «Зимняя дорога», чем дал отличный повод вспомнить эту замечательную книгу.
Нет способа лучше передать ужас войны, чем рассказать, как все было на самом деле. А если вести этот рассказ очень спокойно, даже суховато, негромким голосом и с какой-то невероятно интеллигентной интонацией, эффект усиливается многократно.
Леонид Юзефович не превратил книгу о гражданской войне в трибуну для демонстрации своих политических убеждений, и это большая удача для его героев, которые заслужили того, чтобы о них рассказали, не сделав картонными солдатиками на карте военных действий.
Казалось бы, выбранная автором тема такова, что затронуть ее, не задев попутно чьи-то чувства, старые раны и больные мозоли, практически невозможно. Но Леониду Юзефовичу удается удивительное. Он просто берет и рассказывает нам историю, не в смысле Историю (не знаю, как иначе передать смысл, кроме капслока), а именно что историю, которая в его исполнении приобретает какую-то камерность, становится совсем живой и очень печальной.
«Зимняя дорога» – это роман о людях, некоторые из которых герои во всех смыслах этого слова, без всякой натяжки и без пафоса, исключительно в качестве констатации факта, а другие – подлецы, но жалко при этом всех.
Леонид Юзефович – идеальный историк, кажется, что сохранение нейтралитета он сделал для себя одной из задач при написании этой книги. Он подчеркнуто объективен, даже безжалостен (однако ни в коем случае не равнодушен) – считает своим долгом отметить каждый просчет и ошибку героев, разоблачить любую ложь или удобно преподнесенную правду. Каждый крошечный эпизод и его отражение в отчетах, донесениях, мемуарах разбираются под микроскопом, тщательно очищаются от плевел, искажений и приукрашиваний. При этом автор практически полностью воздерживается от оценок, он не судья своим героям. Не замахиваясь на то, чтобы открыть читателю истину, Леонид Юзефович всеми силами старается рассказать правду – пожалуй, в жанре исторической прозы трудно представить метод работы лучше.
При этом «Зимняя дорога», конечно же, не лишена авторского взгляда, ее жанр не зря определен как роман, хоть и документальный. Это проявляется в деталях, акцентах, расставленных Леонидом Юзефовичем почти незаметно, с большим тактом, но действующих безотказно. Цитата из записной книжки или список содержимого походной сумки, вовремя и к месту озвученные, говорят зачастую больше возможных эпитетов и метафор, причем не только о персонажах, но и об авторе. В этих мелочах – вся боль за хороших людей, живших в плохие времена.