Имя России

Имя России

К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского

Слова величания «святой и благоверный» принадлежат Православной церкви. Однако и светская власть признала князя великим русским человеком, а при советской власти существовал и боевой орден Александра Невского. А в 2008 году всенародное голосование признало князя «именем России», то есть символом национальной гордости, выразителем чаяний и мечтаний русского народа. Почему? Надо понять. Поэтому в наше непростое время стоит внимательно и достаточно подробно вглядеться в жизнь великого князя и акцентировать смыслы, в ней коренящиеся.

Князь жил в 1221–1263 годах и принадлежал к династии Рюриковичей. Вокруг этой династии кружатся разные мнения и возникают споры. Рюрик появляется призванным на русское княжение в 862 году. Для Средних веков это время эпохальное и время больших перемен. В 800 году становится императором Запада Карл Великий, которого потом историки назовут «первым европейцем». И к сожалению, это первичность прямо связана с отчетливым и печально известным тысячелетним «дранг нах Остен» (натиск на Восток). В это время славяне в Европе занимают громадные территории. Проведите примерно линию от Дании на юг до Ядреного – Адриатического – моря, это и будет приблизительно западная линия поселения славян. Пока это разливанное море родов и племен с одним более-менее понятным всем языком, как и сегодня – на Волге окают, в Белоруссии акают, но в целом друг друга понимают. От Дании идет Балтийское славянское Поморье, которое потом станет немецкой Померанией. Южнее текут реки Одра и Лаба, которые потом станут немецкими Одером и Эльбой. В море расположен остров русских сказок Буян – остров Русский – Руян. Балтийское море называется Варяжским. Вар означает Вода, вспомните Карловы Вары, или Карловы Воды. Варяг – это своего рода «водник». Скандинавы пока имеют для Балтики не очень большое значение. Норманны, которые пугают Европу, – датчане. Норги-норвеги мало участвуют в походах, а шведы имеют столицей сначала Бирке (аж до 700 жителей!), а потом Сигтуну (аж до 3 тысяч). Легко понять, что это не «страна городов» и напугать кого-либо шведам трудно. Наша родина и тогда слыла «страной городов» – Гардарикой (ведь никто не спорит, что Киев, Новгород, Ладога, Изборск, Колывань и т. д. на севере уже существуют в то время). В карело-финском эпосе «Калевала» самый умный Вяйнемяйнен – это, конечно, славянин, он искусен, знает разные ремесла. Значит, финны тоже не представляют большой опасности.

Осознав немецкую опасность, восточнославянские племена поняли, что их рознь может привести к печальным последствиям. Они призвали Рюрика. Известен Рюрик и по немецким летописям. Почему ильменские славяне призвали его? Да потому, что с острова Русский (Рюген сегодня), где было общеславянское святилище Святовита на мысе Аркона, приходит царь-жрец, который по традиции считается выше племенных вождей-князей. Именно поэтому Олег, приплыв в Киев уже после смерти Рюрика, не становится сам князем-вождем, а показывает маленького Игоря местным жителям и говорит: «Вот ваш князь». Имя Рюрик неупотребительно во франко-немецких языках, а в славянских оно означает «Сокол». Сегодня опять русофобы-норманисты говорят, что это иностранный «цивилизатор», поминают скандинавские различные наименования типа Ольга-Хельга (почему бы не Вольга?). Думается, женские имена мало что доказывают, ибо время было сугубо мужское. И посмотрите мужские имена: сын Рюрика Игорь, Сын Игоря – Святослав, а у Святослава – Владимир. Далее и продолжать-то незачем. Рюрик, Святослав, Владимир, конечно славянские имена, и даже если перетолковать Игоря в Ингваря, это не изменит ситуации. Поэтому уже наш Михайло Ломоносов и писал, что наша начальная династия была, безусловно, славянской. На острове Русском (Рюгене) жили славяне-руяне, или руги-русы. Рюрик переселился, и его подданных стали звать русскими.

Традиционное патриархальное общество имеет долгую память. Мальчик 12 лет должен сразу на вопрос «Кто ты?» перечислить своих предков в12 поколениях. А у арабов Йемена взрослый человек должен был знать не менее 22 поколений. Три поколения – сто лет, значит, взрослый должен помнить предков за 7 веков. Князь – тем более.

Невский помнил.

Он помнил и то, кто для него и его рода был друг, а кто враг. Остров Русский (Рюген) захвачен датчанами и немцами. Славянское поморье становится немецкой Померанией. Город Зверин становится немецким Шверином, Бранибор – Бранденбургом, Гданьск – Данцигом, Липецк – Лейпцигом и т. д. В 1147-м объявлен крестовый поход против славян. В 1168-м захвачен Рюген, город Аркона. Святилище Святовита уничтожено. Иными словами, бой с немецкой агрессией имеет многовековые корни. И Невский об этом знает – до рождения князя Александра оставалось всего 50 лет! Много ли это? Мы помним сегодня и Великую Отечественную войну, и Первую мировую, и царя не только по книгам, но и по воспоминаниям ближайших родственников. А уж в то время помнили тем паче. Значит, Невский помнил, кто уничтожил его родовую память и родовую отчизну – немцы!

Основные сведения о том времени мы получаем из текстов византийцев, которые не путают немцев и славян, скандинавов и славян. Эту я сказал вот к чему. Святослав ходил на Византию. У него были переговоры с императором Византии. Позади императора стоял ученый летописец Лев Диакон Калойский, который и описал Святослава как потомка Ахилла, как славянина, никаких намеков на немецкое или скандинавское происхождение не было высказано. Это отвлечение вроде бы от Александра Невского, а на самом деле просто подчеркивание той мысли, что память долгой череды поколений вовсе не была чем-то необычайным. Совсем наоборот. Если бы этого не было, то удивляло бы современников. Князь-то хорошо знал, кто его предки, чего они хотели, кто им был друг, а кто враг. И он был из русской династии и выражал русские мечты и надежды.

И еще одно обстоятельство, о котором стоит упомянуть.

В середине IX века жили и творили святые Кирилл и Мефодий. Они считаются авторами русской письменности. Однако важно напомнить, что сам Кирилл говорил, что видел в Корсуни (нынешний Севастополь) у русского купца записки с русскими письменами. А уже сегодня известна надпись первой половины X века на горшке из Гнездовских курганов под Смоленском «горухша». Эти два факта говорят о том, что Кирилл и Мефодий не создавали, а реформировали русскую письменность для христианских нужд, но сама письменность уже была. Поэтому и находки берестяных грамот (более 1000 из 12 городов), и мнение специалистов показывают, что письменность была широко распространена на Руси. А массовая грамотность требует и очень образованного правителя. И именно таким был Александр Невский.

Еще одно пояснение, без него будет непонятно многое в жизни нашего героя.

Русь получила правителя Рюрика. В родовом обществе это означало, что Русью правит род Рюрика. Однако каких-то правил наследования не было. Появлялись дети. Какое наследство должен получить каждый – начались споры. В 1097 году в Любече собрались князья и договорились о порядке правления и наследования, о лествичном восхождении. По лестнице-лествице по смерти князя ему наследует следующий по старшинству его брат, затем следующий, а после братьев наступает очередь сыновей в том же порядке старшинства. Но род разрастался, и возникали споры. Вспомним ближайшие к нам города. Ростов Великий одно время был столичным городом, в котором правили «лутшие» (по происхождению) люди, а потом появился Владимир, в котором сначала правили «мизинные», «маленькие» по происхождению люди. Но город разрастался, а значение Ростова уменьшалось. Где должен сидеть главный князь? А почему в Ростове должен сидеть «маленький» князь? Почему должен наследовать сын, если сын еще маленький, а его племянник уже вырос и известен своими способностями? Как тут быть? Жители начинали требовать себе более достойного. В результате лествичное право трещало по швам, а жители конкретного княжества начинали чувствовать себя хозяевами.

Как призвать их к порядку? Для малых достаточно предостережения – погрозить пальцем, а с большими как быть? Это должна быть серьезная угроза – военная сила. Большие города начинали то выгонять князя, то призывать его к себе. Великий Новгород так жил очень долго, пока в 1478 году военной операцией великого Московского князя был навсегда лишен своих привилегий. И, конечно, само перемещение князей очень ослабляло управление. Князь пришел, привел с собой бояр, они что-то начали делать, допустим, строить дорогу на север, а тут происходит перемещение князей, приходит новый князь и новые бояре, которые бросают строительство пути на север, а начинают строить дорогу на юг. Русь очень долго избавлялась от этого неудачного способа управления, пока пришла к самодержавию. Правда, если князь основывал город или новое княжение, то ему наследовали только его потомки. Так, в Москве стал первым князем сын Александра Невского. В Нижнем Новгороде после гибели основателя его права перешли к брату Ярославу, а после него к сыну Александру. Иными словами, Александр Невский – наш коренной князь, где он правил по «отчине». Но единой державой Русь не была. Даже в период Куликовской битвы на Руси было 15 самостоятельных князей! Империя Карла – «первого европейца» могла осуществлять «дранг нах Остен», а русские князья все продолжали свои свары.

У Ярослава Всеволодовича родился второй сын Александр. У историков есть несогласие в вопросе о годе рождения Александра. Однако президент России объявил 1221 год годом Александра Невского, поэтому будем исходить из одной цифры. В общем, это непринципиально. Отец Ярослав оставил двухлетнего Александра и пятилетнего старшего Федора с боярами в Новгороде, а сам уехал в Переславль-Залесский. И через некоторое время боярам с княжатами пришлось бежать из города, опасаясь буйства новгородцев. Причем затем похожая история повторилась, и приближенным боярам пришлось еще раз вывозить княжичей из буйного Новгорода. Как видим, недостатки правления тут же отозвались и на жизни Александра.

Старший брат Федор через некоторое время умирает, и Александр в период юношества становится главным наследником и старшим сыном Ярослава Всеволодовича.

О внешнем виде Александра. В Суздальской летописи говорится: «И воистину, не княжил бы он без повеления Божьего. Ростом он был выше других людей, голос его как труба в народе, лицо его как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила его была частью от силы Самсона. Дал ему Бог премудрость Соломона и храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю».

Стал смотреть в интернете замечания о внешнем виде князя. Обнаружил, что о голосе реакции нет никакой. Слава богу, хоть это принимается сразу. А вот рост почему-то очень беспокоил многих. Мнения, комментарии якобы специалистов – совершенно невежественные, зато с дилетантским апломбом. Дескать, Эйзенштейн в фильме снял двухметрового актера Черкасова, и этот образ заслонил реального князя. А князя как измерить? Мощей толком не сохранилось. И какие-то диванные «историки» пишут, что есть рака погребальная, а ее размер примерно 165 см. А люди в то время были в основном маленькие – 165 см, а потому, мол, князь был примерно 168 см. И отсюда вывод: Эйзенштейн врал, а князь был такой вот невысокий. Я видел изначальную каменную раку (по этому образцу потом сделали злато-серебряную) Невского во Владимире в музее, размер ее указан выше правильный. Однако я не поленился спросить музейных работников о росте Александра и размере погребального ящика. Мне объяснили, что рака должна была быть из серебра-золота, а это очень дорого, Русь обнищала. Поэтому князя укладывали в нее с согнутыми в коленях ногами. Дома попробовал лечь и измерить себя с прямыми и с согнутыми ногами. Получилась разница по крайней мере в 40 см. Итого князь Александр Невский был ростом примерно 205–208 см! Ясно, что летопись говорит правду, прав и Эйзенштейн.

О красоте Невского меньше страстей, хотя тоже появились публикации «ревнителей истины». Кто-то пишет, что он был никакой, что в летописи просто написали ритуальную «приличную» формулу, кто-то пишет, что князь был «восточного вида». Мне кажется, что летопись не единственный источник. Ведь и в летописи говорится, что Батый был восхищен его внешним видом, есть замечание встречавшегося с князем западного посланника, в котором тоже отмечается его красота. Мне думается, летопись верна. Никто не доказал обратного.

Важнейшая часть жизни князя Александра – его ратные подвиги. Его положение в иерархии основательно повысилось – в марте 1238 года на реке Сити погиб его дядя и великий князь Владимирский и основатель Нижнего Новгорода Георгий (Юрий) Всеволодович. Отец Александра Ярослав Всеволодович становится великим князем Владимирским, а Александр как старший сын становится его наследником, а Нижний Новгород становится его отчиной. Отец продолжает держать его в Великом Новгороде.

В этих условиях князь Александр одерживает свою первую знаменитую победу, давшую ему прозвище Невский. В устье Невы и Ижоры высаживаются шведы и начинают какие-то земляные работы («рытье и обрытье»). Александру об этом докладывает разведка. Он берет с собой свою дружину, а потом по дороге присоединяет к своему войску ладожских дружинников и идет на шведов. Место сражения приблизительно около нынешней Александро-Невской лавры. От Новгорода до места примерно 130 км. Князь проходит это расстояние достаточно быстро и рано утром 15 июля 1240 года обрушивается на не ожидавших его нападения шведов. Бой был скоротечным, летопись дает нам несколько имен отличившихся дружинников, специально отмечает воинскую доблесть князя. Александр сам участвует в бою, ранит шведского руководителя. Шведы бегут, понеся потери, причем на противоположном берегу кто-то избивает шведов (предположительно местное племя ижор). Александр возвращается с победой. Сражение отмечено и описано в наших летописях, у шведов нет упоминаний об этом бое. Впрочем, в это время у шведов нет регулярного летописания, оно достаточно обрывисто.

Второе известное сражение, выигранное Невским, получило название Ледового побоища. Новгородцы в очередной раз начинают свою бучу, высказывают претензии к Александру, и тогда князь уезжает в Переславль-Залесский. Именно в это время происходит очередной акт немецкой агрессии. Крестоносцы захватывают Псков, а затем многие земли Новгорода. Горожане в испуге обращаются к великому князю Ярославу, а тот присылает опять Александра. Бой происходит 5 апреля 1242 года у Вороньего камня на Чудском озере. Известный прием удар клином, или «свиньей», позволяет немцам глубоко врезаться в русские ряды, однако бой продолжается охватом немецкого клина. Начинается избиение немцев. Разгром был таким, что сомнений в успехе не было ни у кого. Сражение отмечено в русских и немецких летописях. Конечно, имеется различие. В русских называется большее количество погибших рыцарей, нежели в немецких. Вряд ли в этом есть что-то неожиданное.

Однако эти наиболее известные сражения Александра Невского продолжают быть предметом споров у современных идеологов. Противники-русофобы пытаются навязать нам нечто продиктованное их предвзятой позицией, а не реальными историческими фактами. Так, Александр, по их мнению, отмечен классической русской несговорчивостью, агрессивностью. Вместо-де попыток договориться с европейскими завоевателями о совместных действиях по христианизации местных племен и по борьбе с монголами князь Александр занимает жесткую позицию, накидываясь на мирных европейцев по любому поводу. Довелось прочитать даже предположение о том, что шведы на Неве были просто торговцами и никого не трогали, когда Александр на них напал. Напомню этим якобы профессионалам, что существовал договор Новгорода о торговле, по которой купцы пользовались экстерриториальностью, а в Новгороде существовал Немецкий двор для торговцев с Запада. Однако после Невской битвы никаких жалоб от торговцев не зафиксировано. И биты были на Неве отнюдь не мирные торговцы, а вооруженные агрессоры. Прочие толкования нелепы.

В 1200 году немцы основали Ригу, в которой жили только католики немцы. Если местный латыш оставался на ночь в Риге, то его вешали христолюбивые пришельцы. В 1217-м датчане захватили русский город Колывань. Город начал превращаться в Таллин – датский, а потом немецкий город. Прусское славянское население вырезали полностью. При этом стоит помнить, что в 1204 году крестоносцы 4-го крестового похода захватили Царьград-Константинополь, разграбили его и уничтожили Византию, забыв про Палестину. Это могло потрясти любого христианина. Ведь именно вселенские отцы церкви в Византии оформили туманно-поэтические религиозные мотивы в цельное строгое, стройное учение с молитвами и обрядами, сотворив тем самым саму церковь как христианскую организацию. И эту первую и христианскую страну – фактически основательницу Христова учения – европейские крестоносцы разрушили! Не знать этого и не оценивать князь Александр не мог. Напомню, что в Европе нашлось не очень много охотников отправляться на войну в Прибалтику. Поэтому пришлось объявить амнистию преступникам, которые и составляли основу крестоносных войск в Прибалтике. Они не замечали, что поляки или литовцы уже католики, но грабили и резали всех подряд. Для Александра же европейские немцы выступали несомненно опасными и страшными врагами. Они уничтожили его родовую отчизну-остров Рюген (Русский) с городом Арконой и святилищем Святовита, родину его рода и пращура Рюрика. Они же уничтожили и второе основание его жизни – Византию с Царьградом, родину христианства, откуда пришла на Русь его вера, ставшая стержнем русской жизни.

Неслучайно недоброжелатели Невского при описании столкновений князя Александра с немцами и или шведами-датчанами старательно умалчивают о поляках и не очень вспоминают литовцев. Зато непременно подчеркивают дремучий звериный характер местных племен, не понимающих цивилизаторской миссии европейских агрессоров. А ведь под русской властью всегда (!) уживались разные племена и верования, разные религии – и католики, и мусульмане, и ламаисты, и язычники. И насилие по отношению к ним в связи с их верой никогда не применялось.

Итак, Александр проявил себя как отличный воин и талантливый военачальник. У него были и другие походы, не столь известные, однако военная слава его явно была громкой и заслуженной. Именно поэтому Русская православная церковь объявила князя Александра Невского покровителем самого главного вида русских войск – сухопутного. В этом акте есть своего рода наследование традиции, ибо и при царе, и при советской власти существовали ордена Александра Невского!

Однако главным в жизни князя была все же его политика. Он становился все более значимым правителем на Руси. И одну линию он выдерживал весьма постоянно – это взаимоотношения с Западом. Были и папские подсылы, и попытки уговорить его встать на сторону крестоносцев. Однако, как известно, князь каждый раз отвечал, что веру он получил, как и его народ, от других, не от Запада, и ей одной будет предан. Очень недоверчиво относился Александр ко всем посулам западных послов. Вероломство и двуличие западной политики ему была известна.

Второе направление политики Александра Невского – его отношения с татаро-монгольскими завоевателями. Нужно хотя бы в общих чертах представлять тяжесть и сложность этой проблемы. Направления и организацию всей конструкции и политики татаро-монголов создал Чингиз-хан. И сегодня можно сказать, что ничего похожего по мощи и масштабам мировая история не знает. Была создана военная машина, которой не мог противостоять никто. Если из десятка бежал хотя бы один воин, то подвергался казни весь десяток. Отступление татаро-монгольских войск было возможно лишь ложное – для завлечения противника в засаду и последующего разгрома. У захватчиков были и талантливые полководцы – уже в школе дети знают имена полководцев Джэбэ и Субудая. По рассказам современников, по фронту монгольское войско могло быть длиной в 14 дней пути, а в глубину – на 20 дней пути! Конечно, это сильное преувеличение, однако завоевания монголов и эффективность политики показывают, что ничего похожего мировая история не знает.

В период расцвета монгольская империя занимала территорию раза в два больше территории будущего Советского Союза, а те страны, которые не были завоеваны, остались такими лишь потому, что у завоевателей почему-либо, как говорится, руки не дошли. Несколько фраз о завоеваниях. 1207–1227 годы – завоевание и подчинение Сибири и Восточного Туркестана. В 1211–1234-й – завоевание Северного Китая. 1215-й –завоевание Семиречья. 1219–1221 – завоевание Средней Азии. 1222–1223-й – походы в Закавказье и Северный Кавказ. 1231–1273-й – завоевание Кореи. 1232-й – разгром Волжско-Камской Булгарии. 1235–1279-й – завоевание Южного Китая и окончательное подчинение всего Китая. 1283–1287-й – завоевание Бирмы, затем Кашмир и Пенджаб, затем Вьетнам, Афганистан, Иран, Малая Азия, Сирия и Палестина. Монгольские войска, как известно, завоевали Русь, а затем вышли в Европу, где также разгромили венгров, поляков, чехов, немцев. И объединенное войско европейцев под Легницей было разгромлено.

В самой монгольской метрополии была начата подготовка похода «к последнему морю», для чего были призваны 14-летние мальчики с расчетом, что за время похода они вырастут и повзрослеют. Из целей монгольских походов не были захвачены только Япония и Западная Европа. Про Японию достаточно сказать, что не сопротивление аборигенов, а природные катаклизмы помешали завоевателям. Мощные бури не дали завоевать Японию, разметав флот захватчиков, откуда и пошло японское выражение «камикадзе», то есть божественный ветер. Похожее соображение можно высказать и про Европу. У монголов просто руки не дошли, а сопротивление было бы сломлено без всякого сомнения.

Сражаться с татарами означало обречь свой народ на смерть. Напомню, что и через сто лет, в период Куликовской битвы, Русь не была единой, а имела 15 независимых правителей, и осмелились сражаться только с Мамаем, то есть не чингизидом, а уклонистом и татарским сепаратистом. В ходе Батыева нашествия было уничтожено множество русских городов, из которых 14 никогда не были восстановлены (столько городов никогда не было во всей Скандинавии). В числе таких городов была, например, Старая Рязань. Случайно сохранился Великий Новгород.

Александру приходилось думать о том, как сохранить русский народ. Он был вынужден занять примиренческую позицию по отношению к захватчикам. Он, боец и полководец, показал себя великолепным дипломатом. Князь увидел единственно возможный путь выживания в новой политической обстановке. Неслучайно сегодня часто повторяют мысль о том, что Невский был первым геополитиком. Он неоднократно ездил в столицу монгольской империи Каракорум, подружился с Батыем и его братом Сартаком, тем более что Сартак был христианином. Александр видел, что татары в принципе не меняют жизненного уклада людей, если им подчиняются. Города и населенные пункты оставались русскими, а веры они вообще не касались. Более того, церковь и священнослужители освобождались от налогов.

Иными словами, это была отнюдь не жесткая немецкая оккупация, после которой славянское Поморье становилось немецкой Померанией, славянский город Зверин – немецким Шверином, и молиться можно было лишь по латинскому обряду. А в результате славянский Запад Польши становился немецким, впрочем, как и чешский, где Карловы Вары оказались Карлсбадом. А славянские Беловы становились фон Беловыми и самыми отъявленными немцами.

Монголы не лезли в душу народа, не мешали молиться своим богам, иметь свои представления о жизни. Фактически Русь попадала в положение вассала, а не жесткой оккупации. Более того, Александру удалось договориться с татарами о том, что Русь не будет платить налог кровью, то есть не будет поставлять своих людей в татарское войско. В то же время князь умудрялся беречь русский народ и тем, что договаривался о сборе налогов своими силами, а не с помощью татарских баскаков.

Излишне ретивые соотечественники не всегда понимали его политику. И его брат Андрей, будучи великим киевским князем, спровоцировал народное возмущение против татарских баскаков, фактически организовал народный антитатарский бунт. В результате второй раз после Батыя Русь пережила татарское нашествие – Неврюеву рать. Александр не мог повлиять на происходящее на Руси, так как он в это время был в Каракоруме, в Орде. Однако ему удалось смикшировать татарский удар, и он постарался договориться о последующем сборе налогов без баскаков, а татары ему предложили стать великим князем в Киеве. В дальнейшем ему удалось мирно договориться и с братом.

Для Руси принципиальное отличие политики князя Александра по отношению к католическо-европейским кругам и политики по отношению к татаро-монгольским имело важнейшее значение. Политика крестоносцев и всяких рыцарских орденов приводила к онемечиванию населения, христианизация приводила или к католицизму и бесконечному выкачиванию десятины в пользу Римского папы, епископов, церкви, предельно униженному и даже рабскому положению местного населения по отношению к европейским «цивилизаторам», или выбором была смерть. Судьба пруссов – тому пример. Европейский путь есть жестокая оккупация без права быть самим собой. Татаро-монголы же не касались местных религиозных верований вообще, а иногда даже становились христианами по собственному выбору, как Сартак. Местная культура их также не беспокоила, и они в нее не вмешивались. Татаро-монголы могли брататься с русскими всерьез, становиться товарищами. Иными словами, власть чингизидов оставляла русских русскими, территории и верования теми же самыми, их интересовали только налоги. Они оставляли жизнь и душу. Разница, как видим колоссальная и принципиальная.

И, наконец, третья и особая черта князя Александра Невского проявлялась в его политике по отношению к своему народу. Эта политика отличалась заботливостью и вниманием, большим терпением и патриотической любовью. Вспомним хотя бы взаимоотношения князя и новгородцев. Еще не став взрослым, князь несколько раз был вынужден бежать из Великого Новгорода – вроде бы весьма серьезное основание относиться прохладно к новгородцам. Однако мы ни в чем не видим такого отношения. Наоборот, новгородцы все больше проникались представлениями о князе как подарке судьбы, который они должны ценить и любить. И все чаще они обращались к князю как к защитнику их интересов. Фактически лишь однажды князь проявил себя как жесткий руководитель, когда приговорил наместника Пскова, открывшего ворота захватчикам и помогавшего им захватывать земли Новгорода. Кара предателю последовала незамедлительно, он был казнен. И вместе с тем, чем больше Русь узнавала Александра, тем большим уважением и любовью он пользовался. К концу своей жизни он и князь Новгорода, и великий князь владимирский, и великий князь киевский, и патрон и владелец своих отчих владений Москвы и Нижнего Новгорода. Можно предположить, что если бы не оборвалась жизнь князя неожиданно, то он мог начать, и весьма успешно, объединение Руси уже тогда. Без него этот процесс затянулся.

И неслучайно, как только Русь переживала тяжелые времена, вспоминали о князе Александре. Так было и в 1547 году, и перед страшным сражением при Молодях, и в начале царствования Петра. Всегда возникал образ святого благоверного князя Александра Невского, обозначавшего и надежду, и направление развития России. И неслучайно и в царское, и в советское время существовали ордена Александра Невского, которыми награждали и за воинские заслуги, и «в воздаяние трудов, для Отечества подъемлемых».

Сегодня, в очередной период «европобесия» и русофобии, началась атака на князя. Как только его не «развенчивают»! Однако вот что бросается в глаза. Написал писатель в книге об Александре Невском об ухоженных руках князя. Боже мой, какой крик поднялся! Князь воин, князь мужчина, князь русский, а всем этим категориям не свойственно заниматься своими руками. Ну а как же пушкинское «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»? Какое там! Не пробиться сквозь этот шум мнению Пушкина! И вот надо же – на раскопках в Новгороде был найден косметический набор князя. Вот это поворот!

Нынешняя свистопляска вокруг Невского, как уже говорилось, прямо связана с нападками на Эйзенштейна за его фильм об Александре. Это-де и лубок, и пропаганда, и неисторично, и т. п. А вы возьмите собрание сочинений Эйзенштейна и почитайте. Ведь прошел уже истерический период, когда свергали кумиров вроде Хренникова или Бондарчука, когда требовали порулить и обещали создать либеральные шедевры, какие и не снились этим жалким «тоталитарным личностям», – и, конечно же, ничего не создали, только разрушали и разрушали. Эйзенштейн очень старательно готовился к созданию своего произведения. Он прочитал и изучил все, относящееся к теме. В результате появился фильм и образ Александра Невского. Он всем известен. И во всех спорных вопросах Эйзенштейн оказывается ближе к истине, нежели современные якобы ученые и диванные исследователи.

И закончить хочется словами же Эйзенштейна. Он обратил внимание, что Александр Невский причислен клику святых за свою жизнь. Борис и Глеб стали святыми за свою мученическую смерть. Совершенно так же стал святым и Андрей Боголюбский. Как тогда понять «святость» князя Александра? Вот что пишет С. Эйзенштейн: «Прежде всего разберемся по существу, чем является само это звание “святого”. По существу оно в тех условиях не более как самая высокая оценка достоинств, достоинств, выходящих за пределы общепринятых тогда норм высоких оценок – выше “удалого”, “храброго”, “мудрого”. …Здесь дело в том комплексе подлинной народной любви и уважения, который до сих пор сохранился вокруг фигуры Александра».

Благодарную память о князе хранят и наши земляки. Именно здесь, на земле нижегородской, окончив свои земные труды, принял князь иноческое пострижение с именем Алексий и отправился в небесные обители, где и поныне не оставляет служения Родине силой примера своего – ратных подвигов, государственной мудрости и любви к Отчизне.

Воистину, имя России.