Из цикла «Сны»
Из цикла «Сны»
***
Стихи казались бредом. Сон не шёл,
такой, чтоб уживался со стихами,
они, сводя с ума, не затихали
и были самым важным, но о чём —
не мог понять и рук не мог поднять,
казался спящим, тонущим, летящим,
стихи несли меня всё дальше, дальше
и были мной, где не было меня,
они теснились, заполняя грудь,
как тесто, поднимались, тяжелели,
и было им плевать, что в этом теле
есть жизнь своя и я вот-вот умру,
не в силах дольше руки простирать,
что задохнусь от скорости, от ветра,
от красоты увиденного сверху
и ужаса всё это потерять,
всё это, где послушным чередом
менялся мир, ведомый вещим словом,
где я бродягой был седоголовым,
нашедшим свой давно забытый дом —
он ждал, моё беспамятство простив,
он вытер с губ моих чужие мифы,
меняя безнаказанные рифмы
на незнакомый неподдельный стих.
Словесный промельк. Ветер. Скорость. Гул.
Свет в комнату, похожую на келью…
Я записать всё это не сумею, —
едва успел подумать… и уснул.
Из цикла «Сны» 1.
Тот коридор широк и будто пуст,
а мы в нём — не скажу, что безголосы,
но так тихи, малы, простоволосы,
идём лопочем, не смыкая уст,
и каждый о своём, важнее нет —
старушка сына ждёт, и всё напрасно,
художник заговаривает краски
по-прежнему с холстом наедине,
помятый классик, вид подрастеряв,
жалеет о забытом предсказаньи,
обжора вспоминает о лазанье,
изменник-муж привычно гонит страх,
поэтка нежным взором бередит
смешной гитары тоненькие струнки,
и тянутся рифмованные слюнки
к её недоцелованной груди,
потом, едва ногами шевеля,
какой-то седоватый плечи горбит,
по стеночке, молчком, готовый к скорби,
а я глазам не верю, это — я
и там, и здесь, чудны твои дела,
проснуться б, но спасаются иначе,
а он уходит, это ж я ведь, Амчик,
иду босой, в чём мама родила,
и остаюсь, туда идти боясь,
располовинен полуночной дурью,
плюю, стучу, крещусь, на воду дую,
с самим собой утрачивая связь,
и кто бы мог подумать, кто бы мог —
срываюсь, догоняю, обнимаюсь,
одна надежда — за ночь оклемаюсь,
и больше не ложусь на левый бок.
Из цикла Сны 2.
Не стой в дверях, смелее, странный вор,
старик затих, да он и так безвреден,
который год пропавшим сыном бредит,
а ты… как будто вылитый в него —
ссутулился, лицо в морщинах, сед,
живой, но как беспомощна усмешка,
не с облака явился, так не мешкай,
входи, перекрывая лунный свет,
в который жизнь родителя стекла —
ты убежал, и замерли тоскливо
скульптуры, инкунабулы, стекла
ганзейского тяжёлые отливы,
ты в детстве, помню, гладил их рукой
и часто мог, выведывая тайны,
заснуть над полюбившейся строкой
и улететь за ней на берег дальний,
напрасно день с утра тебя искал,
играя на рассвете в узнаванье,
то горлицей постукивая в ставни,
то зайчики пуская с ближних скал,
напрасно — ты в отцовский кабинет
спешил за стол с грифонами усесться
вычитывать слепые палимпсесты,
где живы были те, которых нет,
а там, как раньше, в бешеный намёт
срывались кони, скалились гаргульи,
и в лица обращался ржавый мёд
инталий из разрушенного улья,
текли колонны к городу, и ты
их вёл на штурм, и плавились от крови
дворы, дома, проваливались кровли —
дышали жаром ветхие листы
на дереве стола и пальцы жгли,
но от себя тебя не отпускали —
…уже с посеребрёнными висками
ты принимал солдат, и мимо шли,
крича победу, злые ветераны…
ты убежал, я помню, утром рано,
искали все, но так и не нашли.
Мать отказалась от еды и сна,
вода и хлеб, да ночи у распятья,
коленопреклонённая, она
не выпускала Бога из объятий
и умерла, поди-ка измени
самим собой записанный пергамент,
когда внизу сыновними руками
поставленный, чернеет именник.
Ступай же, вор, и больше не кради,
оставь чужие сны, сюда входящий,
а что услышал, выбрось в долгий ящик
по коридору дальше, впереди.
Из цикла Сны. 4.
Т.Л.
Я не был здесь, но точно помню — был,
в углу крутил налитым глазом ворон,
который век закладывал за ворот
и плакался, что чахнет от любви
к хозяйке дома, вечно занятой,
что ей не до него и всё такое,
что он уже больной от алкоголя,
а без любви и триста лет — не то.
Шуршали куклы сплетнями в шкафах,
комар храпел у рыцаря на латах,
календари запутывались в датах,
и чудеса возились в рукавах.
Развязный ворон, столик под сукном —
не помню где, но было это, было,
раскачивалось медленное било,
как будто повторяясь за окном.
Я только понял — что-то здесь не так —
и стал сжиматься из рубля в пятак,
не представлял, к волшебнице идя,
что разлечусь посудой для битья
по разным городам и временам
от красных площадей до Вифлеема
и вновь начну, когда подскажет время,
осколки окликать по именам.
* * *
Посидим-помолчим, поглядим, как за окнами, не унимаясь,
разбирается с летом по-варварски воющий ветер,
свирепеет, заборы шатает, остатками августа вертит,
раздирает до слёз еле розовый поздний клематис,
еле розовый — поздно, дружок, здесь такие грядут перемены —
ни травы, ни листвы, ни пчелы на твоём небосводе,
ни надежды, что выстоит зиму наш домик фанерный
по дороге к свободе.
Посидим, помолчим, лучше всякого слова по осени явной —
пораженье признать, благодарно простить победивших
и на медленном хлебе печали настаивать ямбы,
не переча дождю измываться в косых одностишьях,
не переча, родная, руками коснёмся, прижмёмся плечами,
посидим-поглядим на дорожку, зима выпадает большая,
всё распахнуто настежь, венчальные стонут печати,
нас двоих обожая.