К дискуссии «Россия не Европа, а Белоруссия?»

К дискуссии «Россия не Европа, а Белоруссия?»

Не знаю кому как, а для меня эта фраза звучит несколько некорректно. Поскольку никогда не разделял и не представлял отдельно Россию и Белоруссию. Ведь Украина, Беларусь и Литва — все это Россия, по большому счету. Это для тех, кто хочет забыть неоспоримые факты истории.

Все-таки речь идет о Европе как о географическом объекте или как о сообществе людей? «Россия не Европа…» — понимаю, что в этой фразе заключается не понятие о географическом местоположении нашего государства, ведь любой школьник старшего, да и среднего возраста скажет, что часть России находится на европейском континенте. Тогда о чем речь?

Устремления России в XVIII и в XIX веках были направлены на повсеместное подражание успехам европейского развития и копирование научных, промышленных, культурных достижений Европы. И довольно основательно это делалось, потому что, действительно, было чему поучиться.

Но вот закончился бурный XX век и теперь перед нами уже не та Европа, какой она была во времена Рабле, Вольтера, Ньютона, Гюго, Бальзака. В странах континента развиваются нечеловеческие принципы: расцвет однополых браков, падение морали и духа. Вследствие этого наблюдается кризис и деградация культурного развития. Перед нами — общество потребления.

Теперь-то становится понятно — почему Россия не Европа. Всплывают в памяти высказывания русского поэта Сергея Есенина о Европе и вообще о Западе, и хотя они почти столетней давности, но не потеряли до сих пор своей актуальности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать… Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину». Сравнивая увиденное им на Западе с тем, что он оставил в России, поэт восклицает: «Жизнь не здесь, а у нас».

«Души тут ни у кого нет, а вся жизнь в услужении у доллара» — это уже слова знаменитого русского баса Федора Шаляпина из письма писателю Максиму Горькому, и сказаны они им за пятнадцать лет до посещения Европы Сергеем Есениным. Думаю, что это не совпадение, а истина, увиденная русскими знаменитостями сто лет тому назад.

«Западная Европа, как мы видели, все-таки дама легкомысленная. Беда прошла — и ладно. Хотя еще голодно, хотя разрушения, принесенные войной, пока что кое-как стыдливо окружены заборами, заклеенными афишами, там все-таки мало вспоминают о том, что всего восемь месяцев назад по улицам порабощенных столиц шагали германские солдаты, свирепствовали филиалы гестапо, а лучшие сыны этих стран дрались в подполье, с надеждой наблюдая за гигантским единоборством, которое вела Красная Армия с главными силами их врага» — это уже год 1946, книга советского писателя Бориса Полевого «В конце концов».

Нынешняя Россия, хотя и находится в поиске идеи национальной ценности, но основывает свои действия на понятиях мира, справедливости, единства, нравственности, достоинства, честности, патриотизма, солидарности, семьи, культуры, национальных традиций, трудолюбия, веры. Нет никаких сомнений, что в Белоруссии на­циональная идея основывается на таких же принципах. Убедительно звучали слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла еще пять лет назад в выступлении на XV Всемирном Русском народном Соборе: «Убежден, что ценности нашей цивилизации хранятся в среде всех народов — наследников исторической Руси: украинского, белорусского, молдавского и многих других. Русская Православная Церковь внесла и продолжает вносить свой вклад в сохранение исторически сложившегося единства этих народов, в их взаимопомощь и соработничество. У нас общий духовный корень, общие идеалы, общие цели — глубоко убежден, и общая система фундаментальных ценностей, а потому, конечно, общее будущее».

А что касается общего прошлого? Белоруссия… Географическое положение очень точно было определено ученым XIX века С. В. Максимовым — русским путешественником, исследователем-этнографом, знатоком русского быта. В очерках о Белоруссии «Обитель и житель» дается точное ее местоположение: «На север от Киева географическая карта представляет обширную область верхнего Днепра с двумя огромными, двумя большими и тремя меньшими притоками, которые, в свою очередь, разветвляясь на наименьшие реки и речки, представляют громадную площадь, всю роскошно испещренную текучими водами. Эта площадь — Белоруссия, занявшая третью по величине в целой Европе речную область Днепра».

Далее ученый закрепляет своими выводами родство русских и белорусов, основывая свои выводы на сходстве топонимических названий: «…народ, шедший с юга и населявший обширную равнину речной области Днепра, приурочивал названия и имена жилым оседлым пунктам — деревням и селам — в зависимости от коренного и неудержимого движения на север. Вследствие этого обстоятельства неизбежно оказались селения с названиями Заозерьев, Заречьев, Загорьев, Заболотьев, Замостьев, Залесьев, Запольев, Забузьев и т.п. и в белорусской стране, как и в великорусской, только потому, что очутились на севере от тех, которые раньше поселились на юге». В нынешней Росси на левой стороне озера Селигер сплошь и рядом встречаются подобные названия: Заплавье, Задубье и т.п.

А свое прозвание «белорус» получили жители западной части Руси Белой, название которой дал при получении своей политической независимости московский царь Иван Васильевич — Иван Грозный.

Вот и не разделить народы России и Белоруссии, потому что все мы — потомки полочан, кривичей, радимичей, вятичей и дреговичей. «Нам лично десятки раз приводилось на месте встречать (среди белорусов, авт.) известную долю обидчивости, в которой довольно ясно чувствовалось желание быть и казаться прямо и без ограничения русскими. Словом, Белоруссии чужды намеренные стремления обособляться, казаться племенной особенностью и национальной исключительностью, хотя бы даже по приемам и убеждениям малороссов…», сделал такой вывод о белорусах в XIX веке русский этнограф С. В. Максимов.

К чему я так подробно провел исторический экскурс? Чтобы убедить читателя в отсутствии противоречий в быте, морали и убеждениях между славянскими народами, а именно, между русскими и белорусами. А нынешние события лишь показывают надуманность и преднамеренность внешних сил, цель у которых одна — разобщить наши народы. Потому что русский мир не ограничивается границами одной Российской Федерации.

Поэтому дальнейший мой рассказ о связях русских и белорусских литераторов. Русский язык остается могучим средством общения всех литератур постсоветского пространства. И потому русский язык — главное, чем руководствовалась редколлегия альманаха «Параллели», основанного Самарской региональной организацией Российского союза профессиональных литераторов.

Страницы альманаха открылись для авторов, пишущих на русском языке. И не только для российских литераторов была представлена возможность публиковать свои произведения в альманахе, но и для поэтов и писателей из Беларуси, Болгарии, Австралии, Израиля, США, Франции, Финляндии. И главное, что роднит авторов самарского альманаха, у всех есть одно общее — вдохновение. И понимание истинных ценностей жизни, которые реализуются и в стихах, и в прозе на «алмазном языке», по определению писателя К. Г. Паустовского. Уместно сейчас, в контексте темы дискуссии, вспомнить и другие его слова: «Тот народ, который создал такой язык,— поистине великий и счастливый народ».

Вот уже на протяжении трех лет редакция альманаха организует литературно-публицистические конкурсы. В них принимают активное участие белорусские литераторы. И довольно успешно. Для того, чтобы показать некую картину поэтического материала, с которым участвуют белорусские поэты в самарских конкурсах, я хочу остановиться на стихах Василия Миронова. Думаю, что поэзия литератора из города Бобруйска заслуживает обнародования и читательского интереса. И что самое главное — она соответствует принципам национальной идеи русского и белорусского народов.

В литературном конкурсе «Средь моря зла есть вещий островок» в номинации «Русская поэзия» в 2014 году было представлено около двух сотен стихотворений, но жюри оценило и поставило наивысшие баллы стихотворению Василия Миронова «Красная рубаха».

Уже с первых строк стихотворения проникаешься миром красоты истинной, кондовой Руси. И чувствуешь волнение, с которым поэт говорит о бесконечных хлебных полях, слышишь пение жаворонка. Идиллическая картина уводит нас от действительности в безмятежность сельской жизни, на душе покойно и светло.

 

Русские Марьюшки в пышные косы

Русого цвета пшеничных зарниц,

Ножкой ступая босою по росам,

Маки вплетали под пение птиц.

 

Автор не дает нам насладиться красотами земли русской, полями в росных алмазах, мирное существование вселяет тревогу. И вот мы уже понимаем, что неспроста вплетаются красные маки в косы русских женщин. И вынимают они припасенные красные рубахи из кованых сундуков, чтобы в них провожать мужей и любимых на войну. Наперекор страху и жалости, с пронзительной тоской в глазах, благословляли русские женщины своих мужей на ратный труд.

 

И надевали Ванюшам рубахи

Красного цвета под белу кайму,

И целовали под женские страхи,

И провожали Ванюш на войну.

 

В последней строке слышим мы чужеродное слово, и понимаем, какая боль и какие испытания ждут Ивана и Марью. Не счесть в истории Руси Иванов, не вернувшихся с ратных полей, Иванов, сложивших свои головы в битвах за свободу бескрайних просторов Руси, за васильковые глаза своих Марьюшек.

Но тревога и предчувствие беды продолжаются и в наши дни, потому что не успокоились «серые тени в мышиных камзолах», не дают им покоя наши просторы, наши реки, богатства земли русской. Потому автор примеряет на себя неспокойное состояние нынешнего времени. Чувствует, что не успокоятся враги наши, завидуя бескрайнему простору земли русской.

 

Марьюшки русские, светлые птахи,

Те, чей Иванушка пал на войне,

Вытрите слезы, сотките рубаху

Красного цвета размером по мне.

 

Вот она, национальная идея — любовь к Родине и готовность защищать ее до своего последнего вздоха.

И как бы продолжая стихотворение «Красная рубаха», Василий Миронов представляет на суд жюри литературного конкурса уже 2015 года «Верен, Отчизна, тебе» произведение «Не герой», которое достойно оценено дипломом второй степени. И снова звучат волнующие строки, поэтически отражающие мир, и то, что небезразлично автору.

Читая произведение, чувствуешь живую пульсацию стиха. Слова, рожденные в сердце,— этот трепет не перепутаешь с технически правильно выполненным, но «холодным» стихом. В стихотворении «Не герой» современный солдат из тех Иванов, но уже не в красной рубахе, а в потертом камуфляже, просит милостыню. Словно о каменный сфинкс споткнулся благостный взгляд автора. Перед ним безногий солдат, никак не вписывающийся в пейзаж курортного бульвара и пляжа.

 

И вдруг я глазами споткнулся

Об этот потерянный взгляд.

 

Напротив, в седом камуфляже,

Как сфинкс, что не знает тревог,

В ста метрах от шумного пляжа

Застыла фигура без ног.

 

Вместе с автором мы проникаемся болью и тревогой за молодого солдата, искалеченного в локальной войне нынешнего времени. Но ни «помятые рубли», ни картонная коробка не волнуют многих, весело отдыхающих людей. В наше общество проникает зараза бессердечия и равнодушия.

Но вот бичующие слова поэта, которым непременно следовало прозвучать! В них выражена ненависть и презрение, не только поэта Василия Миронова, а и многих честных людей.

 

Эх, вы, толстокожие бонзы,

В тиши кабинетных столов

За дверью фамилий из бронзы

Вы взяткой спасали сынов.

 

Хлестко звучат и финальные строки стихотворения, прибивая к позорному столбу всех тех, кто торгует совестью, не гнушаясь ничем, даже чужой жизнью, ради собственной наживы и покоя.

 

Народец с воззрением черствым,

Когда-то вы взяли взаймы

У этого парня, что мертвым

Не смог возвратиться с войны.

 

Вот такие у меня остались впечатления и чувства после прочтения стихов белорусского поэта Василия Миронова, члена Белорусского Литературного союза «Полоцкая ветвь», члена Международного союза писателей «Новый Современник», члена РСПЛ. После таких стихов хочется сказать: «Россия и Белоруссия не Европа!»

P.S. Через несколько дней, когда работа была закончена и написаны последние строки, случайно услышал информацию в новостях по радио «Вести FM» о том, что во Франции открывается новый ресторан. Но не простой — весь персонал, включая кухонных работников и официантов, будет обслуживать посетителей совершенно голым. Посетителям тоже предлагается вкушать некоторую органическую пищу в одеяниях Адама и Евы. Ведь только в таком виде можно будет острее почувствовать вкус даров природы и свою принадлежность к ней. Европа продолжает развиваться. Что дальше?

 

Сергей Лебедев,

член Самарской региональной

организации РСПЛ,

член Тольяттинского отделения

Самарской организации СПР,

г. Тольятти.