Калейдоскоп

Калейдоскоп

Рассказ

Эту перегородку можно снести, мы вместо двух одну большую комнату сделаем, иногда ведь довольно много народу собирается, правда? Будет каминный зал и гостиная. Нам столько спален и не нужно, на втором этаже вполне хватает. Вот только не знаю, что с портиком делать, понимаешь? Не нравится мне вся эта лепнина. Не нравится и всё. Слишком уж стариной отдаёт, как из прошлого века или даже раньше. А вообще-то, если по правде, тот первый дом мне больше понравился, который мы на прошлой неделе видели, и если бы ты не заупрямилась…

 

Мужчина был большой, плотный и как будто коричневый. Занимал очень много места, а голос его, словно густой, вязкий дым, клубился, плавал под потолком и никак не хотел таять. Слова перегоняли друг друга, толкались и ссорились. Не пришёлся он мне, не пришёлся и всё.

 

А я как раз будто раньше здесь жила и даже была счастлива. И река, погляди. Ну, пожалуйста, а? Мне так хочется остаться тут надолго, остаться жить. Ты же согласен, правда? Потому что есть такие ясноглазые дома, у них крепкие плечи и улыбчивые двери. Этот как раз такой. Я чувствую его, понимаешь?

 

Золотистого цвета, голос колокольчиком. Слова её звенят и повсюду рассыпаются смехом. И места она занимает совсем немного, а запах её – ландышевый – уже везде, даже в самых дальних комнатах. Ах, вот если бы она осталась. И пусть её ладони гладят перила, а маленькие босые ступни порхают по моим ступеням, как по клавишам: па-пам, па-пам, па-пам – мне так не хватает музыки. Почти как детского смеха и солнца в распахнутые окна. А она… В ней одной – и сразу всё. Так не бывает.

Понимаете ли, мы, дома, ужасно привязчивы и влюбчивы. Иногда злопамятны. Ну и всё остальное. То есть совсем, как люди. Как вы.

 

Как ты сказала? Ясноглазые дома? Надо же такое придумать. Смешная ты у меня. Ну, не смотри так. Ладно, поглядим, что из этого получится, и во сколько, само собой, станет. Я, пожалуй, архитектора приглашу, вот что, пусть своим глазом глянет и нам расскажет, а там видно будет. Н-да… А всё-таки знаешь, мне кажется, лучше эту старину, портик этот…

Нет, нет, не торопись! Пожалуйста! Пожалуйста! Чем ломать, лучше уж совсем не покупать. Не надо, пусть себе живёт. Без нас, зато целый.

Так я и говорю, поглядим, посмотрим, что специалист скажет, как раз я тут с одним недавно пересёкся.

 

Я обрадовался. Потому что вдруг повезёт, архитекторы, они ведь тоже, ох, какие разные попадаются. Вот и Ася тоже ландышами пахла. Говорю же, так не бывает.

Самый-самый, конечно, первый, тот, который меня строил. После него были и другие – ломали, перестраивали, снова ломали, но вот первый… Он меня увидел, когда меня ещё и не было вовсе, увидел именно таким, именно мной, здесь, на набережной, вот на этом самом месте. Сначала мысленно, потом на бумаге – на больших, чуть шершавых листах ватмана – таких и не найти уже давно. С какой нежностью он вычерчивал мои линии, и каждая, каждая пела. Меня ещё не было, но я помню, как он, насвистывая, подогревал тушь на спиртовке, как, прищурившись, любовался тенями на моих фасадах. Это он выбрал для моих стен первый цвет, живой и тёплый – топлёного молока. От него давно уже не осталось и следа, поверх легли другие цвета, другие краски, чужие и холодные, но тот самый – первый… Так я родился, ожил, научился давать тепло и покой, любить и защищать. Научился жить.

Сначала были только его тёплые руки и его смех. Потом появились другие: мужчины, женщины, дети, их дети – я вырос. Я был красивым, просторным и светлым, таким же, как мир вокруг. Я был молодым.

Вечерний чай за большим столом, вишневое варенье, фортепиано, чтение вслух. По четвергам принимали – облака табачного дыма, разговоры об искусстве. А ещё Ася – профессорская дочка, тоненькая, воздушная, живая, моя первая любовь. Никто ведь не мог знать, что даже десяти лет не пройдёт, и она умрёт от тифа в больничном бараке, а все остальные просто сгинут, словно и не жили никогда, без следа. Солнце станет холодным, воздух серым и невкусным, а люди перестанут улыбаться.

И из всей семьи останусь только я один.

Второй архитектор… Да он им и не был вовсе. И руки у него были грубые, неотёсанные, с обгрызанными ногтями. Он разрезал меня на узкие крохотные клетушки в пол-окна и обклеил газетами стены. Я решил, что жизнь кончилась, но оказалось, что это закончилась молодость. Я изменился внутри и снаружи, и мои комнаты тоже стали называться по-другому, одинаково. Не гостиная, столовая или спальня, а жилплощадь. Мои ослепительно белые ванные превратились в места общего пользования, а коридоры пропахли кислой капустой. Стало тесно и шумно на много-много лет. Я, конечно, привык, лишь иногда, изредка мне казалось, что я умер. Тогда я забыл про время, его просто не стало.

Труба была очень большая и чёрная, а траншея, в которую её должны были уложить, ещё больше. Когда в ней показался край моего фундамента, я почти обрадовался – стена стала крениться, затрещали перекрытия, казалось, ещё чуть-чуть, и я сложусь, как карточный домик. Жильцы разбежались, некоторых мне было даже жалко, как-никак, столько лет вместе. Да и в чём они виноваты, скажите на милость? Ну, не было среди них Аси, так ведь и не могло быть, первая любовь она первая и есть. Первая и единственная. Да и всего-то их две за всю жизнь единственных – первая и последняя. Всё остальное между, можно сказать и неважно вовсе.

На следующий день приехали какие-то люди в трёх больших чёрных машинах и стали произносить странные слова:

«исчезающий стиль»,

«народное достояние»,

«классик современной архитектуры»,

«народ нам не простит»…

Они уехали, а назавтра появился третий, от которого я тоже услышал много новых, незнакомых слов: угол обрушения, портал, консоль, эксцентриситет, всех уж и не упомнишь. Меня начали заливать бетоном, опоясывать арматурой, ломать фанерные перегородки – этот третий своё дело знал. Я стал почти как новый, а к стене прикрепили табличку «Охраняется государством».

Наконец-то я остался один. Это было блаженство – после стольких лет хотя бы отоспаться. Ну, это я так говорю, на самом деле я просто погрузился в воспоминания, потому что жаль, жаль всего того, что я помню: профессора с семьей, Асю и ещё многих. Если не я, кто ещё их вспомнит, никого ведь не осталось. Может быть, я бы так и не проснулся, да честно говоря, не слишком и хотелось, но…

Нет, пожалуй, хватит. Хватит воспоминаний, тем более, что в какой-то момент они становятся так похожи друг на друга: было, было, было. Просто однажды я услышал:

Эту перегородку можно снести…

И в ответ:

Будто я раньше здесь жила.

Интересно, как её зовут?

 

Здравствуйте, я Ася. А вы, наверное, архитектор, про которого мне муж говорил?

По-видимому, так. Добрый день. Мы с ним…

Да-да, я знаю, он предупредил, что вы с ним договорились. Только вот имени вашего…

Илья.

Муж скоро будет, вы пока проходите, Илья. А хотите, я вас чаем напою? Или кофе?

Да нет, спасибо. Хотя, знаете, пожалуй, чаю выпью. С удовольствием.

Всего через несколько минут они сидят за небольшим круглым столом, на столе тонкие чашки с витыми ручками, позванивают, переглядываются, пританцовывая на блюдцах. Чайная церемония, да и только.

Вы знаете, муж очень аккуратен во всём, что касается времени, даже педантичен. Я уверена, он вот-вот появится.

Не беспокойтесь, Ася. Это я пришёл немного раньше, просто не рассчитал время. Извините, если помешал.

Вы не помешали, даже наоборот, мне очень интересно познакомиться с вами, ну… неофициально, что ли, до разговора с мужем. Без всяких технических и прочих деталей – это на самом деле с ним, с Володей. Мне важно другое.

И что же это?

Не что, а кто. Вы.

Э-э-э… Простите?

Как вам объяснить? Представьте, что на вашем месте сидел бы другой. Тоже профессионал, ни в чем вам не уступающий. В чём-то ваше и его мнение скорее всего совпали бы, потому что профессия. Но в чём-то оказались бы разными, верно?

Думаю, да. И что?

Ну вот. А мне интересно, насколько сможем совпасть мы с вами, понимаете? По отношению к этому дому, разумеется. Я не имела в виду…

Я понимаю. Знаете, Ася, мне до сих пор не приходилось слышать такое ни от кого из моих заказчиков. То есть, это верно, всё, о чём вы говорите, но как-то никто раньше… Мне ведь тоже не всё равно, – он опустил глаза и улыбнулся. – Чашки у вас красивые и как-то правильно в руку ложатся. Скажите, а что этот дом для вас? Ваше ощущение его? Вот вы его увидели, вошли и…

Это ужасно просто. Я в него влюбилась в самом прямом смысле, вот и всё. Как только вошла.

Хм, предельно неконкретно и предельно ясно. Ну, что же, самого дома я пока не видел, ничего сказать не могу, очевидно, ближе к вечеру, но вот вы… Совпасть с вами мне бы хотелось. Очень.

Взлетели и тут же опустились ресницы, звякнула ложечка о блюдце.

Очень, Ася, очень. Я не оговорился, – он смеётся, потому что есть взрослые, которые смеются, как дети. – Если хотите, я объясню. Хотите?

Нет. Не знаю, я не уверена.

Что хотите или что надо объяснять?

Не знаю. Пожалуй, объяснять в любом случае не надо.

Не буду, вы правы. Вы ведь и так всё понимаете, правда?

Не угадали, Илья. Да вы так и не думаете.

Почему же? Ведь дом этот – его-то вы поняли сразу.

Напротив, даже не пыталась, это было совсем-совсем другое.

Расскажите.

Видите ли, трудно сформулировать. Ближе всего, наверное, ощущение дежавю. Но не совсем. Дежавю, ведь это то, что кажется знакомым, то, что было в прошлом, всё в прошлом, понимаете? А я почувствовала его в настоящем. Не знала, а знаю, не жила, а живу, не была счастлива, а счастлива. В этот самый миг, не когда-то там. Машина счастья, вот! Я сделала шаг, переступила порог и почувствовала себя счастливой, вот так, просто. Я себя такой и не помню, да и не было такого никогда. Вдруг – его привкус на губах. Счастья.

И на что это похоже?

Ну, я правда не знаю. Разве что… В детстве однажды – я совсем маленькая была – мы с мамой наткнулись в лесу на заросли земляники. Я тогда её впервые попробовала – лесную. Спелая, крупная, во рту лопается, и солнце сквозь листву, и комары. И на губах вот этот самый привкус, понимаете?

Наверное, каждый может вспомнить нечто похожее. Но вот рассказать, как вы…

Я рада, что вы поняли. Просто этот дом необыкновенный, он живой, и я не хочу, в нём нельзя ничего менять. Ну, почти ничего, ладно?

Но это зависит не только от меня. Всё-таки мне надо его увидеть и поговорить с вашим мужем, узнать, чего хочет он.

Конечно, поговорите. Только мне кажется, я знаю, чего он хочет, ведь на самом деле всё очень просто. Разве не так?

Может быть. Смотря, что вы имеете в виду.

Ну, он хочет, чтобы я была счастлива. Спокойна и счастлива, с ним и при нём. И покупку дома затеял как раз поэтому. Тогда и он, Володя, будет спокоен и счастлив. Ведь вы, мужчины, все так считаете, правда? Что по-настоящему женщина не может быть счастлива сама по себе. Только если при вас.

Если вы хотите знать моё мнение, то да, скорее всего, так оно и есть – при нас. А ещё, знаете, на что я обратил внимание? Сколько раз всего за несколько минут вы произнесли слово «счастье». Пожалуй, больше, чем иные за год или даже за всю жизнь.

И что из того?

Вот и я думаю: что из того? То ли его у вас так много, то ли…

Они смотрят друг на друга и молчат. Или всё-таки нет?

Но вот она запрокидывает голову и смеётся – радостно, звонко, колокольчиком. И чай, словно не стерпев, выплескивается на блюдце, на юбку. Ася вскакивает, и – секундная неловкость – чашка с блюдцем уже на полу, уже осколки. Смех обрывается и вслед за этим мужской голос громко произносит:

Ничего, ничего. Значит, счастья будет на капельку больше.

Володя! Наконец-то!

Много это или мало – капелька счастья?

Всего лишь разбитая чашка.

 

Они пришли почти перед самым закатом, когда река уже понемногу затихает, чтобы потом, всего через несколько минут, замереть вовсе. Небо наливается и тяжелеет, провисает над деревьями – ниже, ниже, стекает сумерками вдоль улиц и гаснет, наконец, в лужах, в окнах, в её прищуренных глазах.

Всё проходит, иногда даже одиночество.

Но как же это было долго, боже мой.

 

Ну вот, Илья, вот он, дом этот, смотрите. Это из-за него Ася успокоиться не может и мне не даёт. Короче, как всегда: если женщина хочет… Тем более, такая, как моя жена. Мне он, честно говоря, не так, чтобы сильно по душе. Веет от него то ли старостью, то ли ещё чем-то, не пойму. И завитушки эти повсюду, всё время взгляд за них цепляется и словно назад тянет. А у меня ритм жизни такой… Правда, место знатное, богатое место, да? Река вот, и вид, и вообще. Пошли теперь изнутри на него глянем.

 

Ася стоит у высокого, почти в потолок, открытого окна, придерживая его створку и лаская кончиками пальцев гладкое, сухое дерево – меня. Легко, едва-едва. И улыбается серыми туманными глазами – себе, времени, заходящему солнцу?

А может, я просто понял, что уже не смогу без неё жить, и если она так же сгинет от боли, холода, несчастной любви, какая разница, отчего. Да нет, нет, время уже не то, всё другое, и она другая – сильная, хотя и грустная очень – моя последняя женщина. Только бы она осталась здесь, со мной, сейчас. Время, оно ничего, почти ничего не значит, я знаю. Прошлое – это память, а будущее ещё не настало. Только сейчас вечно.

Ещё видна река и контуры крыш на другом берегу, и обрамлённый закатом, её силуэт в моём окне. И значит, счастье пришло. Ну и что, что ненадолго?

Ненадолго – это ведь почти навсегда.

 

Всё-таки, когда профессионал берётся за дело… Во всяком случае, я понял достаточно для того, чтобы решить, а это уже много. Договоримся так, Илья. Вам две недели хватит, чтобы всё, о чём мы говорили, изобразить графически в читабельном для нас виде? Разумеется, включая ваши предложения и достаточно подробно. Не готовый проект, но и не просто эскизы. Чтобы всё более-менее соответствовало. Конечно, мы потом всё окончательно откорректируем, но на данном этапе этого достаточно. Согласны?

Вполне. И срок и объём работы, и ваши пожелания, всё соответствует. Надо будет только сделать обмеры, эти чертежи очень старые, и на них трудно полагаться. Завтра мои ребята этим займутся, думаю, к вечеру закончим.

Договорились. Ася, ты слышала? Видишь, всё выходит по-твоему, впрочем, как всегда. Даже на портик этот меня уговорили, вот уж не думал. И знаешь что? Возьми-ка ты пока это на себя, ладно? Поработайте с Ильей вместе это время, на этапе, так сказать, предварительного проекта. И потом, тебе ведь тут командовать, это твоё царство будет, вот и царствуй на здоровье, тем более, ты, кажется, очень хорошо знаешь, чего хочешь. Даже удивительно. А, как известно, чего хочет женщина… Вот и объясни Илье, так будет проще и быстрее.

Она отвечает не сразу, она как будто не слышит, потом, словно с усилием повернув голову, кивает.

Хорошо, Володя, только командовать здесь буду вовсе не я.

Само собой, в нашей семье только один мужчина, и это точно не ты. И слава богу, – улыбка на его лице.

Дело не в этом. Главнее всего он сам – дом. Я просто слышу его и всё. Его мысли, его слова и всю его жизнь, понимаешь? Он шепчет, посмеивается, иногда напевает. Бывает, молчит, но я всё равно слышу и делаю то, что он просит.

 

Они уходят, но я знаю, они вернутся. Я знаю. Ася выходит последней, оборачивается, и беззвучно, одними губами произносит:

Не скучай, ладно? Я вернусь.

Дверь за ней закрывается, но это ничего. Это не страшно, когда есть, кого ждать.

Ведь это главное: чтобы было кого ждать.

 

Ася, вы почти всё время смеётесь. Почему вы смеётесь?

Потому что мне легко. До такой степени легко, даже беззаботно. Сама себе не верю, словно в детство вернулась. Помните, я вам про лесную землянику рассказывала – вот так же.

Привкус счастья?

Да. И он всё острее с каждым днём. И я не могу к нему привыкнуть.

А зачем привыкать? Совсем это вам ни к чему. Счастье оно сегодня есть, завтра нет. И неизвестно, вернётся ли. Я банальности говорю, вы ведь и сами все это знаете, правда?

Знаю. Но теперь я знаю и другое. Что его может быть столько – захлебнуться, и тогда… А говорят, что от счастья не умирают.

Я над этим не задумывался никогда, но видимо таков наш мир, ничего не поделаешь. У всего на свете есть обратная сторона. Минуту назад вы радовались, смеялись даже и вот грустите.

Я знаю, у меня перепады настроения, и вы совсем не обязаны, Илья, им следовать. Я просто очень хочу его увидеть таким, каким он должен быть, каким я его представляю, каким я его знала раньше, дом этот.

Раньше?

Ну да. Я же говорила, я слышу, я знаю всю его жизнь, всё, что с ним было, с самого начала. И всё мне ужасно знакомо, я словно возвращаюсь к самой себе, понимаете? Словно вспоминаю забытое, очень давно забытое счастье.

Ася, знаете что? Предлагаю заняться делом. Это самое лучшее лекарство от перепадов настроения, да и времени у нас не так много осталось.

Вы правы. А на чём мы вчера остановились?

На этой вот круглой стене. Это вы её так назвали. Если так, как вы хотите, на втором этаже мы вылезаем за линию застройки, а этого нельзя, этого вам просто никто никогда не разрешит. Никто и никогда, понимаете? Я уж не говорю, что пришлось бы вывешивать консольно второй этаж, соответственно выйдет очень серьёзная несущая балка, а это материалы, работа, время, деньги. И кстати, сразу скажется на фасаде. Короче, одно тянет другое. Поэтому я вчера сделал вариант, поглядите. Всё то же самое, только зеркально, по другую сторону от лестницы, не справа, а слева. Зато и спальня с кабинетом на втором этаже, точно, как вы хотели, и внизу несущая стена. В общем, никаких проблем, и даже ваша круглая стена – вот она.

Но симметрию сохранить не удалось. А я так хотела…

Видите ли, как вам объяснить… Просто нравится-не нравится недостаточно в архитектуре. Есть ведь ещё функция, то есть удобство и целесообразность. Ле Корбюзье называл дом машиной для жилья. Может, это несколько однозначная формулировка, тем не менее…

При чём здесь машина? Он же живой, я думала, вы…

Так в том-то и дело. Это живой организм и такой формальный подход просто неприменим. Симметрия ради симметрии, вот что получается. Она же ничего не даёт. И потом знаете, Ася, я всегда считал, что в любой композиции должна быть пусть небольшая, даже крохотная сумасшедшинка, непредсказуемость, если угодно, загадка. Как раз она-то и делает композицию живой, разве нет? И разве с нашим домом может быть по-другому?

Вы сказали: «с нашим домом», вы сказали: «загадка». Мне не послышалось?

Нет, я именно так и сказал.

Вы именно так и сказали, Илья, и я рада. Я просто ужасно рада, понимаете? Мне с вами легко, так легко, что…

Привкус счастья на губах? Нет, простите, привкус земляники. Лесной земляники.

Не извиняйтесь, не надо. Может быть, это на самом деле одно и то же. Очень даже может быть, – она опустила глаза и, помолчав, добавила: – Я за последнее время словно выросла, повзрослела. Иногда даже боюсь к зеркалу подходить, всё кажется, загляну, а там не я. Слишком мало от меня осталось, от меня прежней.

Это не обязательно плохо и потом это неотъемлемая часть договора, если хотите. Знаете, Ася, у меня даже есть собственная теория на этот счёт, хотите послушать? Не для того, чтобы вас успокоить, да и волноваться вам нечего, а просто. Хотите?

Лёгкий кивок и неслышное, одними губами: «Да».

Когда-то делали такие картонные трубки, а внутри цветные стеклышки – калейдоскоп. Одна такая мне случайно в руки попала, я вам потом покажу, если хотите. Смотришь в глазок и видишь рисунок из этих стекляшек. Вращаешь трубку, и рисунок меняется. Но количество этих рисунков ограничено, конечно. В любую секунду все они находятся внутри, но видим мы только один, остальные – скрыты. Каждый рисунок соответствует определённому положению трубки. Я думаю, так же и в человеке, в каждом из нас существует энное количество нас, хотя виден только один – в данный момент. Остальные тоже есть, они это тоже мы, но не видны и поэтому кажутся несуществующими. И у каждого из этих нас своё время и свои обстоятельства, вот и всё. Мы вырастаем из самих себя, как дом из фундамента. Помните правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. В каждом из нас огромное количество этих слагаемых, но мы, как сумма, остаемся неизменными. И вы видите себя в зеркале не всю, а лишь кусочек, часть. Если относиться к своему отражению таким образом: вижу то же самое, но слегка повернув трубку, на смену страху придёт любопытство – а что там дальше? Какая я?

И что же? Какая я?

На это ответить невозможно. Но это в любом случае тоже будете вы, вот и все. Просто воспринимайте себя, как видимую часть единого невидимого целого. К тому же, с собой будущей вы ещё незнакомы, а это может быть жутко интересно – узнавать себя. Вернее, познавать.

И сколько во мне меня? Десять, двадцать, сто?

Вас бесконечность, Ася, как и каждого из нас. Почти каждого. Это тот самый элемент случайности, сумасшедшинка, превращающая мёртвую композицию в живую. Помните?

Конечно, но у меня один вопрос.

Да?

Кто вращает трубку?

Вы умница. Мне известны три варианта ответа. Первый: бог. Второй: время. Третий…

Третий?

- Для третьего нужны двое. Две бесконечности, которые сложившись, образуют третью, и это уже совсем другой калейдоскоп. Ну вот, вы снова улыбаетесь, Ася, видите, как всё просто на самом деле.

Да, в самом деле, просто. Это потому, что мы…

Конечно.

С самого начала?

Ещё раньше. Один только дом знает.

Да. Он-то уж точно помнит, когда все это началось.

Начинается всегда одинаково, с самого начала, с первой любви. Может, вы ему её чем-то напомнили. Их ведь всего-то две, единственных – первая и последняя. Как их забудешь?

Тогда я хочу быть последней.

Я думаю, так и будет, так и есть. Потому-то вам вместе так хорошо.

Я не про него, не про дом.

Тогда… Тогда я не согласен. Вам это не подходит. Тебе это не подходит. Ты не можешь быть ни первой, ни последней. Ты должна быть единственной.

Твоей единственной.

Ася, это может быть непросто, очень. И тяжело и больно.

Пусть. Иначе не выходит. Иначе просто не может быть. Дом соединил нас – две вечности, которые…

Я построю его для тебя заново. Сделаю его таким, каким он был раньше, хочешь? Один к одному.

Нет, милый. Один к одному не получится, да и ни к чему. Стекляшки движутся. Мы изменились и он тоже. Надо суметь увидеть его другим. И третью бесконечность – самих себя – тоже.

И самих себя тоже. Иначе, в самом деле, не выходит.

Мне ужасно хочется признаться тебе в любви.

А мне почувствовать привкус счастья. По-моему, на этот раз может получиться, ведь всего-то и надо набрести на земляничную поляну. Пустяк, правда?

 

За окном всё, как всегда – улица, река, крыши на том берегу, да ещё фигура Ильи, в ожидании облокотившегося на парапет набережной. Всё, как раньше и совсем, совсем другое.

Ася отворачивается от окна и медленно идёт по дому. Прощаться всегда грустно даже, если любовь.

«Милый мой, милый» – шепчет она. – «Я уже не вернусь, я ухожу совсем, мы уходим совсем, иначе никак».

Я бы ответил ей, я бы рассказал… Хотя, я рассказал ей уже так много, почти всё. Потому что всё рассказать невозможно. И я только любуюсь ею и молчу, и завидую прильнувшим к ней сумеркам.

Двери всхлипывают, ступени и половицы плачут под её ногами.

«Ты живи, слышишь? Может быть, в будущем… Калейдоскоп вертится – кто знает. Твои двери откроются, и в них войду другая я. Только ты останешься и река, и привкус земляники. И вновь всё вернётся – вишнёвое варенье, фортепиано, гости, любовь. Прощай. Живи».

 

Вот и всё. Пора. Когда-то я не смог сберечь и сделать счастливой первую любовь, так может быть, последняя… Для меня – последняя. Ведь ненадолго, это лишь почти навсегда. Кончается всё кроме самого дорогого, того, что казалось, давно умерло, а вот живёт и будет жить, а значит, и я. Пройдёт время, и меня построят снова совсем другим, но это всё равно буду я. Стекляшки движутся, и так будет всегда.

А теперь, в самом деле, пора. Пора слегка повернуть трубку. Всего-навсего короткое замыкание. Один оголённый провод. Одна крохотная искра. Сейчас…

 

Ну вот, погляди, это самое место. Воздух, зелень, река.

Тут в самом деле красиво, очень. Вот только…

Что – вот только? Тебе что-то не нравится?

Нет. Сама не знаю. А что тут было раньше?

Дом какой-то. Старый. Ему говорят, больше ста лет было. Вроде бы он сгорел, как-то слишком быстро, в одночасье, никто толком не знает, да и времени уже изрядно прошло. То ли перекрытия деревянные были, строили-то давно, то ли что, да какая разница? Главное, вот оно, место и как будто специально для нас, Ася, да?

Мне почему-то неспокойно здесь. Здесь как-то… Ожидание. Словно кого-то ждут. Словно он кого-то ждёт.

Кто он?

Дом. Его нет, а я его вижу, как будто вижу. И слышу.

Ты иногда ужасная фантазёрка, но я уже привык. И что же ты видишь и слышишь?

Его. Он вроде… Он улыбается, он красивый. И портик.

Портик? При чём здесь портик? Не понимаю. Давай пригласим архитектора, дизайнера, кого там ещё? Чтобы всё, как положено, как мы захотим. Как ты захочешь.

Я уже знаю, как, он сам меня попросил. Я ему обещала, я обещала, что ему будет с нами хорошо и обязательно сохранить портик. Ладно?

А что ещё ты ему обещала?

Детскую. Как раз на втором этаже, рядом с нашей спальней.

Ты… Ты хочешь сказать… Если я правильно понял… Да?

Ты абсолютно, ну абсолютно правильно понял, – она улыбается. – Ты рад, скажи?

 

Он, наконец, отрывается от неё, и я слышу:

Выходит, дом узнал об этом раньше меня?

Всего на минуту. Прости, а?

Ты знаешь, какой привкус у твоих губ? Я только сейчас понял. Привкус лесной земляники. Почему я не замечал этого раньше?

Ты привыкнешь. У нас ещё столько времени впереди.

Раз ты говоришь, так и есть. Так и будет, ты ведь всегда всё знаешь.

Я женщина.

Ты любимая женщина, Ася. Ты моя вечность.

 

Всё проходит, иногда даже одиночество. Конечно, вечность – это свойство человека, но я ведь говорил, что мы, дома, ужасно похожи на людей. Во всяком случае, любить мы умеем ничуть не меньше, вам не кажется? Неужели у них получится?

Ведь главное, чтобы было кого…