Канонерский судоремонтный завод и крейсер «Аврора»

Канонерский судоремонтный завод и крейсер «Аврора»

Легендарный крейсер

 

В конце ХIХ века русский военный флот постоянно рос и пополнялся новыми кораблями.

По классификации того времени существовал такой подкласс крейсеров — бронепалубные, т. е. имеющие броневую палубу для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня вражеской артиллерии. Бортовой брони бронепалубные крейсера не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Именно к такому типу боевых кораблей и принадлежал заложенный 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе) крейсер «Аврора» — однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».

Постройка корабля заняла более шести лет. «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошел только 16 июля 1903 года. Корабль имел скорость хода до девятнадцати узлов и восемь 152-мм орудий главного калибра. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

Все три крейсера («Аврора», «Паллада» и «Диана») предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из них к моменту вступления «Авроры» в строй действующих кораблей уже находились на Дальнем Востоке.

5 апреля 1904 года «Аврору» включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского. Эскадра готовилась к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами: опыт боев порт-артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищенный личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир — им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев.

 

«Ледокол Ермак» в доке

 

2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» отправилась в путь — к Цусиме. В ходе Цусимского боя «Аврора» состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста, и по приказу Рожественского прикрывала транспорты. Против четырех русских крейсеров действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. «Аврора» получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьезные потери в людях — до ста человек убитыми и ранеными. Погиб командир. Его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Ночью крейсеры «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» оторвались от своих главных сил и направились на Филиппины, где и были интернированы в Маниле. На Балтику «Аврора» вернулась в начале 1906 года с несколькими другими уцелевшими кораблями.

В 1909–1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырем» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса, Морского Инженерного училища и учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров. Первую модернизацию крейсер прошел после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохраненный ныне внешний облик — в 1915 году. Число 152-мм орудий главного калибра сначала довели до десяти, а затем до четырнадцати. Крейсер получил возможность принимать на борт до ста пятидесяти мин (минное оружие широко применялось на Балтике). Зимой 1915-1916 на «Авроре» установили новинку — зенитные пушки.

Первую мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырем» и «Дианой»). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсеры возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов. Они выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский легкий крейсер «Магдебург». Подоспевшие крейсеры «Паллада» (копия прежней «Паллады», погибшей в Порт-Артуре, построенная после русско-японской войны) и «Богатырь» попытались захватить беспомощный корабль противника. Немцы сумели взорвать свой крейсер, но на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.

С октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Попадание торпеды вызвало на «Палладе» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем — на волнах осталось только несколько матросских бескозырок… «Аврора» развернулась и укрылась в шхерах, благодаря чему вторично избежала гибели — судьба явно хранила крейсер.

В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Острая нехватка топлива и прочих видов снабжения привела к тому, что Балтийский флот сократился до размеров «действующего отряда», состоявшего всего из нескольких боевых единиц. «Аврору» вывели в резерв, а осенью 1918 года часть орудий с крейсера сняли для установки на самодельных канонерских лодках речных и озерных флотилий. В конце 1922 года крейсер, сохранивший данное ему при рождении имя, решено было восстановить в качестве учебного корабля. «Аврору» отремонтировали, установили десять 130-мм орудий вместо прежних 152-мм, две зенитки и четыре пулемета, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

С 1923 по 1933 год на борту крейсера проходили практику курсанты военно-морских училищ. Из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время ее использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума: орудия с него сняли. Девять его установленных на береговой батарее «стотридцаток» обороняли подступы к городу.

Уже в самом начале военных действий, 30 сентября 1941 года, поврежденный в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт. После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года корабль снова поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году — четырнадцать 152-мм орудий и четыре 45-мм салютные пушки. Теперь крейсеру предстояло стать кораблем-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища.

В 1948 году ремонт был закончен. Восстановленная «Аврора» встала к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. В 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей (филиал Центрального военно-морского музея). Еще один ремонт корабля состоялся в середине 80-х годов прошлого века — ему полностью заменили днище. В 2004 году крейсер «Аврора» вошел в состав Ассоциации исторических морских кораблей, в которую входят девяносто кораблей-музеев из девяти стран мира. Россия впервые вступила в эту необычную организацию. Одновременно с крейсером «Аврора» во флотилию Ассоциации был принят ледокол «Красин».

 

 

Легендарный ремонтник

 

К сожалению, мало кто знает, что история крейсера «Аврора», старейшего корабля российского флота, так же, как и судьба ледокола «Красин», тесно связана со старейшим судоремонтным заводом Балтики — Канонерским судоремонтным заводом, который на двадцать лет старше крейсера.

В 1967 году завод взял шефство над легендарным крейсером «Аврора» и регулярно производил его техническое обслуживание. «Аврора» никогда не доковалась в доках КСЗ, но на заводе была создана специальная выездная бригада ремонтников, которая по первому требованию выезжала на крейсер. В значительной степени благодаря этой бригаде «Аврора» и сегодня сохранилась практически в первозданном виде.

 

Парусник «Седов»

 

Бригадой ремонтников руководил Аркадий Семенович Раслин (1930-2016), ветеран завода, награжденный знаком «Почетный работник флота». Коренной ленинградец, переживший блокаду, он еще будучи подростком несколько раз ездил на фронт к воевавшему отцу — линия фронта проходила у г. Колпино. Отец вернулся с фронта инвалидом. После войны Аркадий прошел медкомиссию и поступил на судомеханическое отделение Мореходного училища, а затем перевелся на судоремонтное отделение. Так определилась его судьба: Канонерский завод всегда подавал заявки при распределении выпускников. Слушателей распределяли уже на последнем пятом курсе. Назначили его мастером инструментального цеха, а через три года молодого специалиста призвали в армию на переподготовку.

После возвращения из армии А. С. Раслина три года работал в конструкторском бюро «Канонерки», где приобрел опыт творческой инженерной работы. А три года спустя ему предложили стать прорабом. На новой должности Аркадий Раслин отвечал за трехмачтовый учебный парусник «Сириус», построенный в Финляндии и переданный Советскому Союзу в счет репараций. Позднее, выйдя «на пенсию», «Сириус» превратился в плавучий ресторан и служил в таком качестве до 2000-х годов. Еще Раслин руководил ремонтом парусников «Каховский» и «Седов». Эти суда ходят в океан до сих пор.

В квартире Аркадия Семеновича стены были увешаны плакатами с кораблями. И «Седов», занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое учебное парусное судно в мире, был там. Аркадий Семенович хорошо знал боцмана и помощника капитана этого судна. Он вспоминал: «Они подарили мне этот плакат на память, когда я уходил. “Седов” был подчинен мне всю мою заводскую жизнь».

Ремонт судна — это очень серьезное мероприятие. Составляется ремонтная ведомость, по которой обговаривается каждая деталь. А прораб должен знать все, в том числе, сколько времени займет ремонт. Рабочие ремонтировали в год по шестьдесят судов. Одни корабли стояли по 2–3 месяца, другие — полгода и больше. Все зависело от сложности ремонта. Учебный корабль «Хасан», оснащенный современным радиотехническим и навигационным оборудованием, ремонтировался пять лет.

Став прорабом, Аркадий Семенович ни разу не пожалел, что судьба дала ему возможность получить такую интересную профессию: ведь он трудился в самом ответственном цехе, где ремонтировали «сердце» корабля.

«Не дай Бог, если у двигателя что-то не так… Здесь нужно проявить такую смекалку, такую тонкость! Да, работа нелегкая. Надо знать любой механизм, — говорил он. — И люди у нас были очень квалифицированные, подготовленные».

Когда ремонт судов заканчивался, начинались ходовые испытания с обязательным участием не только команды, но и прораба с бригадой ремонтников. Ходили, в основном, до Таллинна, трое-четверо суток. По окончании ходовых испытаний подписывался акт о сдаче, и судно отправлялось в плавание.

Много судов прошло через руки бригады А. С. Раслина, но главным он, конечно, считал «Аврору».

«Пятнадцать лет мы ездили на набережную и ремонтировали крейсер, — вспоминал ветеран, — меняли и ремонтировали котлы, насосы. Помню, что мы привозили и ставили изношенные, ненужные детали, а также порой и деревянные. Люди не догадывались, что они не настоящие, да им и не надо это знать. Каждые 1-2 года мы забирали эти детали и меняли на другие. “Аврора” не могла двигаться сама. У нее не хватало мощности, двигатель был не в порядке. Потом по решению горисполкома ее отбуксировали на Ждановский завод, поставили в док, и там она стояла долго. Было принято решение о полной замене подводной части корабля с применением современных технологий. Кораблю заменили наружную обшивку, корпус и палубу».

 

Бригада рядом с «АС-30»

 

Аркадий Семенович рассказал, что носовое баковое орудие «Авроры» не ремонтировалось.

«Оно было в хорошем состоянии, так и осталось. Из этой пушки как-то, один раз выстрелили, только в каком году уже и не помню. Кажется, на 7 ноября, в честь праздника».

Будет ли Канонерский завод «лекарем» «Авроры» и в будущем — время покажет. Но в истории они навсегда рядом: Канонерский судоремонтный и судостроительный завод и легендарный крейсер.