«Картинки» Николая Мясникова

«Картинки» Николая Мясникова

Николай Мясников родился в 1954 г. в Новосибирске. После школы учился в разных учебных заведениях без ясного стремления что-нибудь окончить. В итоге стал профессиональным художником, участвовал более чем в тридцати персональных и групповых выставках. Картины Николая Мясникова представлены в музеях Новосибирска и Новокузнецка, в частных коллекциях США, Германии, Лихтенштейна, Израиля, Франции, Швейцарии, Австралии.

В начале 90-х Николай Мясников организовал содружество художников «Белая галерея» и в традициях художников-передвижников направил сей ковчег навстречу публике. Неся на своем борту футуристические послания Максима Зонова, Леонида Иванова, Александра Краснопеева, Николая Жукова, Зинаиды Рубан, Сергея Дыкова, Владимира Квасова, Бориса Шилова, Натальи Чижик, Александра Косенкова, Елены Юдиной и многих других художников «сибирского андеграунда», «Белая галерея» путешествовала по сибирским городам больше пяти лет.

Характеризуя феномен «сибирского андеграунда», искусствовед Владимир Назанский писал: «Сибирский андеграунд возник в 1970-х — 1980-х годах как сфера индивидуальных художественных практик “неформатных” художников, существовавших вне системы и образовывавших небольшие дружеские сообщества, внутри которых царила полная свобода мысли и творчества. На этих “островах в океане” шла своя, параллельная жизнь, развивалось другое искусство, не ориентированное на конъюнктуру времени и идеологии, пытающееся ответить на основные вопросы человеческого бытия на современном художественном языке, вобравшем в себя достижения и русского авангарда, и европейского модернизма».

Николай Мясников — личность эпохи возрождения. Он синкретичен. Чеканщик, медальер, слесарь, токарь, скульптор, дизайнер, архитектор, гравер, дионисиец, аскет, проповедник, теолог, охотник до всего нового и одновременно тонкий знаток и коллекционер материальной архаики, имеющей отношение не только к искусству, но и к быту, повседневному обиходу человека.

Все творчество Николая Мясникова было сплавлено воедино идеей общечеловеческого гуманизма и страстным, даже воинствующим неприятием вульгарного материализма. Более 30 лет Николай Мясников как художник, писатель, мыслитель проповедовал идеи нестяжательства, возврата к простоте и первородности семьи и быта, ратовал за возрождение культурологического феномена России. В одном из радиоинтервью Николай Мясников озвучивал свои мысли так: «Рухнул миф о великой русской культуре. Мы воспитаны на том, что у великой страны должна быть великая культура. Насколько она велика сейчас — мы видим по телевидению. Мы видим в новой ситуации, в новом времени того же самого человека из не такого уж далекого прошлого, у которого двойное мышление и двойной счет, у которого фига в кармане и камень за пазухой. Когда для себя он может читать Лао-цзы, а для нас он будет делать поганый сериал. Раньше была одна идеология, а сейчас их две. И каждый человек, как и положено постсоветскому человеку, разодранному пополам, разделяет их обе. С одной стороны, это идеология барственного кайфа, когда двигателем внутри являются деньги и секс, когда ты можешь носить пальто до пят, ночевать в подпольном казино или какой-нибудь сауне, а утром уезжать “управлять государством”. А с другой стороны, есть абсолютно нормальная идеология массы людей, которые понимают это «спасайся, кто может» и ищут свой хлеб, держась двумя руками за каждую возможность… Сейчас много пишут и говорят, что Новосибирск по своему географическому положению должен стать каким-нибудь Чикаго или Сингапуром. Но при этом не учитывают, что любой крупный финансовый, промышленный, научный центр — это обязательно центр культуры. Не будет Нью-Чикаго без театров, галерей, журналов. Как не будет великой нации, великой страны без своей литературы. Потому что литература — это форма жизни языка. Исчезнет литература — выродится язык. Исчезнет искусство — наступит эстетическая слепота. Исчезнет музыка — слух погрязнет в какофонии безобразно-агрессивных грохотов и скрежетов. И выродится незаметно нация. Она потеряет свой внутренний стержень. И вместо великой державы будет транзитный вокзал».

Рассматривая «картинки» Николая Мясникова (так называл свои работы сам художник. — А. Р.), невольно поражаешься жанровому разнообразию, которое на протяжении всей творческой жизни было своеобразной визитной карточкой художника. Ряд самоназваний можно продолжить: «почеркушки», «линии и пятна», «мгновенные абрисы», «поединки теней», «тайные тропы керамических трещин»… Даже традиционные жанры, такие как пейзаж, портрет и натюрморт, видоизменялись Мясниковым сообразно изобретаемому спонтанно мини-жанру и всегда новой, зачастую парадоксальной технике, точнее — смешению различных техник. Эстампы, линогравюры, классическое масло, акварели, работы, выполненные фломастерами и битумным лаком, с точки зрения «традиционно образованных живописцев» выглядели как апофеоз варварства и эклектики. Но у Мясникова смешение жанров и техник не самоцель, а первородно творимая вселенная, в которой происходит овеществление мысли творца. Была у Николая Мясникова и своя излюбленная смешанная техника на основе гуаши.

Такой гуашью написаны графические серии «Лес», «Другие берега», «Татуировки», «Метаморфозы воды». В профессиональном художническом сообществе бытует несколько пренебрежительное отношение к гуаши. Считается, что этот материал пригоден лишь для оформительских работ и детского творчества, а использовать его в качестве серьезного материала для живописи не комильфо. Но, например, в России в конце XIX и начале XX вв. гуашью писались серьезные работы станковой живописи. Художники, овладевшие в совершенстве этим сомнительным, казалось бы, материалом, создают восхитительные, изящные, неподражаемые шелковисто-бархатные работы. Причудливо и в то же время правдиво при помощи гуаши удается передать тончайшую атмосферу вечерних сумерек и туманных предрассветных пейзажей, фактуру неба, земли и воды, сотканных воедино, бесконечно повторяемые и неповторимые орнаменты трав и дерев. Для Николая Мясникова гуашь стала идеальным проводником самых дерзких композиционных и колористических новаций.

Остается добавить, что Николаем Мясниковым написаны, проиллюстрированы и изданы книги прозы: «Мои соседи знают о Париже» (2001), «Атлантида» (2004), «Наивное путешествие» (2006). Как художник он сотрудничал с журналом «ЭКО», с Алтайским книжным издательством, с Новосибирской студией телевидения. И рисовал, рисовал, рисовал. А когда не рисовал, то писал свои гомерически смешные и пронзительно-грустные тексты. В 2012 г. Николай Мясников тихо вышел из круга живых и таким же тихим и совершенно естественным образом присоединился к вышнему свету и оттуда, с каких-нибудь серебристо-охристых облаков, иронично и мудро наблюдает за нами.