Китеж-камень

Китеж-камень

Не помню, кто и когда надоумил меня, что камни имеют свойство конденсировать в себе энергетику места, того места, где он долгие годы прожил или пролежал. И поверил я. Вот написал «прожил» – и сразу одухотворил их, камни те. Побывал я во многих интересных и легендарных уголках нашей Земли и отовсюду привожу себе на память из таких поездок камешки. Лежат у меня на полке рядом с книгами эти небольшие обломки базальтов и песчаников с наклеенными бумажками: «Парфенон», «Пирамида Хеопса», «Могила Леонардо», «Соловки», «Дальняя пустынька» и десятки других.

Видимо, не только меня окрыляла идея сакральности и возможной значимости в нашей жизни некоторых камней. Люди, которые проживали тысячи лет назад на наших землях среднерусской равнины, видимо, так же видели в некоторых определенных избранных камнях непонятную, но притягательную тайну, а через неё и возможность связаться с какими-то потусторонними или неведомыми силами и знаниями. А поиски этих связей с потусторонним миром велись человеком всегда и ведутся сейчас.

В русских сказках огромное значение имеет символ камня, который может предсказывать судьбу, является границей, укрытием, преградой, много говорится о разумных камнях. Количество заговоров и фразеологизмов, связанных с камнями, бессчётно.

 

На море-на океане, на острове Буяне,

Лежит бел-горюч камень,

Бел, как грудь жены…

 

«Камень за пазухой», «камня на камне не оставить», «камень с души свалился»…

Камни являлись хранителями хозяев и носителями магических свойств. Вплоть до наших дней сохранились места, где люди уважают и почитают камни, помня об их удивительной силе и способности исцелять различные недуги. Такие места – это сохранившиеся остатки древних святилищ, где могучий валун служил Алтарем и накопителем энергий.

Каменные столбы, половецкие бабы, камни-следовики, огромные валуны, которые притащил на земли ополья когда-то ледник, в течение тысячелетий стояли в центре языческих капищ, им поклонялись на протяжении многих поколений наши предки. С этими каменными идолами приходилось бороться первым христианским подвижникам-миссионерам, которые несли местным лесным людям, этим многочисленным угро-финским народам Новый Завет. А чаще не боролись, а просто устанавливали на этих святых для местных жителей местах свои новые православные храмы, часовни и поклонные кресты.

С одной стороны, этот манёвр привлекал в новый храм старых посетителей капища, с которым новая вера умудрялась уживаться. С другой стороны, языческие капища устраивались в определённых местах с повышенной жизненно важной энергетикой, смысл которой позволено понять только людям посвященным и прошедшим определённые духовные практики. Хотя по преданиям, воспоминаниям и задокументированным свидетельствам, в такие камни, поставленные в языческих молельнях, молнии при грозе били очень часто, что указывало на необычность выбранного места. И церкви, поставленные на таких языческих капищах, очень часто горели.

Местные жители принимали новую веру, но память предков была сильна! И жители переносили свои святыни в новые места, вглубь страны, в леса, чтобы спокойно реализовывать свои религиозные потребности.

Небольшое село Кидекша, расположенное в трех километрах от Суздаля, стоит на одноименной речке Каменке. Да-да – одноименных: Кидекша – одно из древнейших русских сёл – было заселено когда-то народом меря, а на угро-финских наречиях и «кит», и «кид» означает «камень». Это село стало в XII веке загородной резиденцией князя Юрия Долгорукого. Здесь он поставил один из красивейших русских храмов, дошедших до нас с той далёкой поры; сюда совершенно неожиданным образом заглянул однажды Путин и приказал пришедшее в полный упадок сооружение привести в порядок и сохранить. Кто-то, видимо, посоветовал ему посетить это священное место, откуда берёт начало современная русская земля. По преданиям, именно здесь стоял когда-то главный поклонный камень Древней Руси. На этой поляне, по одному из преданий, встретились Борис и Глеб, первые русские святые, пред тем как отправиться навстречу своей гибели.

Сына своего князь Юрий Долгорукий да и все домашние звали Кит – крепким, как камень, в детстве был Андрей Боголюбский.

Да и название Китай-города никак не связано с далёким и незнакомым Китаем, а значит просто – «Каменный город».

А может, и «Земля стоит на трёх китах» – имеются в виду три камня! Ну, не странные же и непонятные чужие морские животные!

Интересное это слово – «КИТ»!

Кит – это жертвенный святилищный камень древнейшей эпохи.

Уже много лет у меня перед глазами стоит этот зелёный луг на околице села Кидекши, словно идеальный газон английского футбольного поля с плывущим по нему белым храмом. А когда-то на этом месте покоился большой и главный камень, которому поклонялись жители окрестных земель. Но вот…

Пришлось хранителям древних местных обычаев и веры спасать символы своей языческой религии, в том числе и этот огромный священный камень Кит, стоявший много веков на площади Кидекши. Спасать – значит спрятать его от любопытных и злых глаз в глубине России, в заповедных и непроходимых заволжских лесах. Тут напрямую до Волги сто пятьдесят вёрст.

Где толкать его пришлось, этот камень, где тащить волоком на специальных еловых волокушах. С крутого берега Волги скатили его к воде и стали ждать, когда на реке встанет лёд. А место это, село в смысле, стало называться Катунками. На другом берегу Волги, куда и был по льду зимой переправлен великий молельный камень, был Андреем Боголюбским вскоре заложен город Городец, который в народе стал назваться Малым Китежем, да и суффикс «ец» носит чаще всего в русском языке носит уменьшительный характер.

Скорее всего, Большой Священный Камень здесь, в Городце, раскололся, и малую часть пришлось захоронить в Святом озере, а Главный камень тащить дальше в леса. Именно в центре современного Городца, на берегу Святого озера, которое сохранилось до сих пор и на дне которого покоится обломок Главного камня, начиная с XII века проводились массовые крещения язычников угро-финских племен, обитавших в заволжских лесах. А может, Городец стал обзываться Малым Китежем по той причине, что недолго погостевал в нем главный символ русской земли Камень-Кит.

По заповедным тропам да специальным просекам, которые потом стали называться тропами Батыя, тащили дальше вглубь лесов, на берега озера Светлояра священный Камень-Кит. И вот, когда нашел древний священный символ своё новое место, стало и озеро Светлояр новой точкой русской земли, с мистической силой притягивающей на свои берега паломников.

И язычники, а потом и старообрядцы, усиленно заселявшие эти непроходимые ветлужские леса начиная с XVII века, и последователи современного православия обожествляли и поклонялись озеру Светлояр, памятуя легенду о граде Китеже, утонувшем в его водах.

А град Китеж – это не город и не поселение, а замечательный священный камень, которому поклонялись наши предки-язычники, который когда-то был здесь на берегу озера Светлояр поставлен и обнесён оградой. Это потом уже, в силу каких-то забытых уже обстоятельств, был свергнут он и утоплен в этих глубоких и холодных водах. Кем и когда – неизвестно!

На высоком угоре над озером, рядом с часовней, освященной в честь Казанской иконы Божьей Матери, лежит, закопавшись в землю, большой гранитный валун со «следком». Если присмотреться, то можно подметить, как часто люди встают перед этим камнем на колени, а иногда и целуют его. Может, этот камень-следовик тоже обломок того великого камня – святыня древней дохристианской Руси?