Купола, смотрящие в небо

Купола, смотрящие в небо

Храмы Нижнего: между прошлым и будущим. Продолжение. Начало в № 5, 2019 – 1, 2020

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВЫСОКОВЕ

 

Высоковская Троицкая церковь – одна из древних в верхней части нашего города. Едва ли найдется нижегородец, который не знал бы этот красивый храм на улице Овражной, который долгое время советской власти был кафедральным собором Горьковской епархии.

Само село Высоково основано еще в XIV веке. Оно находилось за пределами Нижнего Новгорода и было вотчиной Нижегородского Печерского монастыря. (В состав города включено в 1929 году. Сегодня это территория Советского района.)

В последующие XV и XVI века село неоднократно разорялось и выжигалось отрядами монголо-татар и ногайцев. В 1549 году архимандрит монастыря даже жаловался на запустение села царю Иоанну Грозному: «в Нижнем Нове городе село Высоково з деревнями все пусто от казанские войны: люди побиты, иные в полон поиманы, дворов нет и пашни не пашут». После этого Печерский монастырь получил от царя не только право в течение 10 лет не платить податей, но и богатые вклады деньгами и землями (деревню Ельню, пустошь Черемисскую и др.).

После присоединения к России Казани и Астрахани создались реальные условия для мирной жизни, но наступило кровавое время Смуты, а вместе с тем – горе и разорение жителям городов и весей. Не миновала чаша сия и Высокова.

Наконец было покончено с интервентами и внутренним разбоем. Воцарение в 1613 году Михаила Федоровича Романова принесло мир и нижегородцам, принявшим в борьбе со Смутой самое активное участие. В 1619 году печерский архимандрит Иов предпринял энергичные усилия для восстановления хозяйства села. Высоково начало активно отстраиваться. Здесь жили рыбаки и кормщики, солодовники и каменщики, то есть мастера, выполнявшие для Печерского монастыря самые различные работы. В 1636 году монастырский плотник Шестак «со товарыщи» на месте старой, давно обветшавшей церкви срубили новый погостовый ансамбль из двух храмов (шатрового холодного и клетского теплого).

В 70-е годы XVII столетия половина села перешла во владение первого нижегородского митрополита Филарета (1672–1686), устроившего в нем свою летнюю резиденцию. С тех пор в Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки: Питирим (1719–1738), Дамаскин (1783–1794), Макарий (1879–1885) и другие. Так Высоковский храм уже тогда становился кафедральным. Благодаря этому украшался и богател. Каждый из архиереев старался вложить в ризницу достойные дары.

В 1801 году был издан указ Святейшего Правительствующего Синода, высшего государственного органа церковно-административной власти в Российской империи, о строительстве впредь вместо обветшавших или сгоревших храмов исключительно каменных зданий и обязательно по проектам дипломированных архитекторов. Правящий епископ Нижегородский Вениамин указал выстроить в Высокове новый каменный трехпрестольный храм. Проект здания он заказал губернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому.

В качестве прообраза Межецкий взял известный в Нижнем Новгороде с середины XVII столетия храмовый тип «корабль» – со строго осевым расположением алтаря, храмовой части, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом. Но архитектура храма была упрощена (не три, а два придела – центральный и боковой). В 1815 году храм был освящен в честь Живоначальной Троицы епископом Нижегородским Моисеем (1811–1825). Боковой придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В годы советской власти храм в Высокове практически не закрывался. В 1942 году городская Троицкая Высоковская церковь была единственной действующей не только в Горьком, но и на территории ближайших районов. Число прихожан неуклонно росло. В годы Великой Отечественной войны она оказывала большую духовную и материальную поддержку русскому народу в борьбе с врагом, внесла на нужды обороны 6 млн рублей.

С 1943 по 1974 год Троицкий храм оставался кафедральным собором, то есть резиденцией правящих архиереев. В 1943 году при храме жил первый после возрождения епархии епископ Сергий (Гришин), а с ноября 1944 году настоятелем церкви являлся епископ Зиновий (Красовский).

В настоящее время здесь среди многочисленных святынь находится знаменитый Животворящий Крест Господень, которому около пятисот лет, сделанный монахами на Соловках и привезенный из Пуреха, куда в свое время, согласно преданию, его подарил князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

 

ДЛЯ УВЕКОВЕЧЕНИЯ

ПАМЯТИ ЦАРЯ-МИРОТВОРЦА

Храм Всемилостивейшего Спаса (на Полтавке)

 

Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и всё вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Всё падало и трещало как в Судный день. В последнюю секунду я видела ещё Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз… В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду… Всё грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мёртвая тишина, как будто в живых никого не осталось.

Из письма императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Александра III, своему брату греческому королю Георгу.

 

17 (29) октября 1888 года на участке Курско-Харьково-Азовской (ныне Южной) железной дороги у станции Борки под Харьковом произошла катастрофа с императорским поездом. Несмотря на многочисленные человеческие жертвы и сильные повреждения подвижного состава, в том числе царского вагона, сам император Александр III и члены его семьи не пострадали. Спасение императорской семьи в официальной печати и в церковной традиции интерпретировалось как чудесное; на месте катастрофы был воздвигнут православный храм. Кроме того, по всей России стали строить часовни и храмы святого покровителя царя — святого благоверного князя Александра Невского, а также в честь других Божиих угодников.

Спасский храм в Нижнем Новгороде был заложен спустя девять лет после произошедшей железнодорожной катастрофы уже не только в память о чудесном спасении царской семьи, но и для «увековечения памяти Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III», скончавшегося 20 октября 1894 года. Дополнительным основанием к строительству храма именно во имя Нерукотворного образа Спасителя служило то обстоятельство, что во время крушения поезда государь Александр Александрович имел при себе копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса.

Нижегородское купечество решило не оставаться в стороне от благого дела и возвести храм в честь Спасителя и в память о чудесном спасении царской семьи. Было выбрано место – недалеко от городского острога. В 1888 году был открыт сбор средств на строительство. В комиссию по сбору средств вошли самые состоятельные финансисты-промышленники: Н.А. Бугров, Н.Е. Башкиров, А.А. Блинов, А.М. Губин, В.А. Соболев и другие.

В 1897 году был создан строительный комитет, который возглавил Я.Е. Башкиров. В следующем году среди членов Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов был объявлен конкурс на разработку проекта храма для Нижнего Новгорода. В нем приняли участие 18 наиболее признанных в стране зодчих. Первой премии удостоился проект архитектора из Санкт-Петербурга академика А.М. Кочетова. Планировалось, что храм будет построен в древнерусских традициях XVII века по типу храма Животворящей Троицы в Останкине вместимостью 1700 человек. 7 июня 1899 года преосвященный Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский, заложил первый камень в основание церкви.

Контроль за строительством храма вел академик архитектуры В.П. Цейдлер. 26 августа 1903 года на колокольню был поднят последний Большой колокол (весом более 2,5 тонны; всего колоколов было восемь, один, в 52 пуда, пожертвован неизвестным жителем города, остальные отливались в Ярославле), а 12 октября того же года Нижегородский епископ Назарий освятил церковь.

Росписи храма были выполнены по картонам художников Семирадского, Нестерова, Васнецова, Репина, Верещагина и других известных живописцев и завершены в 1912 году.

После революции Спасский храм остался одним из немногих действующих приходов нагорной части города. Некоторое время с начала 1920-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским).

Храм был закрыт в 1937 году после ареста последних священнослужителей – настоятеля протоиерея Николая Виноградова, протоиерея Петра Сахаровского (причислен к лику святых) и протодьякона Николая Савкина. В помещении церкви разместили складские помещения швейного предприятия «Весна». В 1991 году он был возвращен верующим, а в 1992-м состоялось повторное освящение церкви. Полным архиерейским чином храм был освящен в 2003 году.

Современным возрождением приход храма во многом обязан деятельному участию прихожан, в частности Марии Сергеевны Михайловой. До выхода на пенсию Мария Сергеевна занимала должность зав. кафедрой английского языка Горьковского сельскохозяйственного института. С группой единомышленников Мария Сергеевна собрала и передала властям документы и подписи, требующиеся для открытия храма. Мария Сергеевна являлась постоянной прихожанкой храма, где и была отпета после своей кончины.

Долгие годы настоятелем храма был митрофорный протоиерей Игорь Пономарев. Сегодня приход возглавляет благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян. При храме много лет действует воскресная школа и образовательный лекторий для взрослых.

Главный придел храма освящен в честь Всемилостивейшего Спаса (престольный праздник – 29 августа – день Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа). Правый придел – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (престольный праздник – 22 мая, 19 декабря). Левый придел – в честь святителей Московских и чудотворцев Петра, Алексия и Ионы (престольный праздник – 18 октября).

Одна из главных святынь храма – чудотворная икона мученицы Параскевы Пятницы.

Богослужение совершается ежедневно.

В 2010 году издательский совет Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском мужском монастыре выпустил двухтысячным тиражом книгу, составленную историком и краеведом Ольгой Дёгтевой, «Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде», которая на основе архивных материалов знакомит читателя с историей этого уникального храма нашего города.