Купола, смотрящие в небо

Купола, смотрящие в небо

Храмы Нижнего: между прошлым и будущим. Продолжение. Начало в № 5, 2019 – № 4, 2020

ХРАМЫ, КОТОРЫХ НЕТ

 

Недавно ктитор нашего храма принес мне кирпич. Это был не простой кирпич. Это был взятый на раскопках кирпич из алтаря Георгиевской церкви, красивейшего храма Нижнего Новгорода, который взорвали в июне 1932 года. Это реликвия старого Нижнего, мы будем хранить ее у себя в церкви, показывать прихожанам и паломникам, рассказывать им об утраченных, но не забытых святынях родной земли.

Глядя на этот (весьма тяжелый по сравнению с современными) кирпич, я подумал, что стоит, наверно, в преддверии юбилея города рассказывать не только о сохранившихся храмах, но и о тех, которых уже нет.

 

Георгиевская церковь

 

Георгиевская церковь стояла на Верхневолжской набережной – на ее месте, после уничтожения, построили гостиницу. Когда-то она называлась «Россия», потом «Волжский откос». Теперь и ее сносят. Предполагается здесь построить элитный жилой комплекс.

Сначала (предположительно в конце XV – начале XVI веков, согласно данным архимандрита Макария (Миролюбова) Георгиевская церковь была деревянной. Впервые она упоминается в Сотной грамоте 1621–1622 годов именно как деревянная и уже тогда ветхая, поэтому богослужения в ней не совершались: «…подле Происхожденскова девича монастыря церковь страстотерпца Христова Георгия ветха, развалилась, стоит без пения…».

Каменный храм был построен в 1702 году попечением нижегородского купца А.А. Пушникова. М. Добровольский пишет в «Кратком описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен» (1895 год): «По стилю церковь заслуживает полного внимания: она вся украшена мелким орнаментом из белого камня, как бы в виде тонкого кружева. Того же стиля и колокольня, хотя с меньшею затейливостью в украшении».

Удивительной красоты был храм, истинное украшение города. В нем соединились несколько архитектурных направлений своего времени: петровское барокко, нарышкинское барокко и флорентийские мотивы. Специалисты говорят, что это был хронологически первый в Нижнем Новгороде (и один из первых на территории Нижегородской области) памятник нарышкинского стиля, не связанный с фамилией Строгановых и не принадлежащим к «строгановской» ветви нарышкинского стиля.

В храме было три престола. Главный – во имя великомученика Георгия Победоносца. В приделах: по правую сторону – святителя Иоанна Златоуста, по левую – святого Симеона Богоприимца. Кроме двух этих приделов некоторое время имелся еще и третий «во имя Пресвятой Богородицы честныя иконы ее, именуемая Толгская», пристроенный снаружи храма с северной стороны прихожанином купцом Пачкуновым, в память избавления его из турецкого плена. Но этот придел по распоряжению высшего начальства в 1836 году был разобран, потому что не вписывался в план комплекса.

Изнутри Георгиевская церковь была так же благолепна, как и снаружи. Особенно обращали на себя внимание иконостасы. Резной в золоте иконостас главного храма состоял из шести ярусов и занимал не только восточную сторону, отделяющую алтарь, но продолжался по южной и северной стенам храма.

Одной из святынь Георгиевской церкви была знаменитая чудотворная Смоленская икона Божией Матери – Одигитрии, по преданию, относившаяся к XV веку и спасшая город в 1655 году от моровой язвы. Архимандрит Макарий (Миролюбов) так пишет о ней: «Одигитриевская икона Божией Матери в сребропозлащенном и богато украшенном жемчугом и каменьями окладе. По письму икона должна относиться, по крайней мере, к началу XVI в. В 1665 и 1772 гг., когда Нижний Новгород страдал от моровой язвы, икона Одигитриевская особо прославлена была чудесами: с этого времени учрежден крестный ход из Нижегородского кафедрального собора в Георгиевскую церковь 28 июля. К этой чудотворной иконе прибегали с усердною молитвою в Нижнем Новгороде и во время холеры, бывшей тут в последние годы. По чувству особого благоговения пред нею и теперь служат молебны не только в церкви, но и в домах, а в праздничные дни, после ранней литургии, во весь год читается акафист Божией Матери…» (Записки Императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии / соч. архим. Макария. – СПб., 1857).

Пришли другие времена. В 1924 году с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери были похищены украшения, а в 1927 году всё ценное имущество изъяли в Госфонд. 3 марта 1930 года президиум Нижгорсовета постановил закрыть и снести церковь, как «занимающую площадь, намеченную под строительство Н.Г.У.». Здание пыталась отстоять Главнаука. Заведующий написал во ВЦИК, что Георгиевская церковь может быть отнесена к ценным памятникам архитектуры. Тогда в Нижкрайисполком поступили ходатайства от «Общего собрания НГУ и родительского собрания детсада “Красный Октябрь”»: всё-таки закрыть церковь и разместить в ней музей атеизма. 16 марта 1931 года Нижкрайисполком постановил закрыть церковь. 30 мая 1931 года Президиум ВЦИК отменил постановление Нижкрайисполкома и церковь продолжала жить до 1932 года.

23 февраля 1932 года президиум Нижкрайисполкома постановил разорвать договор с обществом верующих и снести церковь, поскольку на её месте предполагалось возвести здание гостиницы. Сектор науки Наркомата просвещения РСФСР снова вмешался в ситуацию и 27 февраля заявил, что «сломка её является совершенно недопустимой», поскольку церковь «является выдающимся памятником архитектуры Московского барокко с внутренним убранством того времени и состоит под госохраной и на учете Сектора науки по первой категории».

4 марта 1932 года президиум Нижкрайисполкома повторил распоряжение о сносе, однако община и Наркомпрос успели подать 8 марта протест во ВЦИК, который поначалу, 14–16 марта, приостановил снос. Однако 21 марта сектор науки Наркомпроса неожиданно дал согласие на уничтожение храма, с которым согласился и ВЦИК. К июню 1932 года Георгиевская церковь была взорвана и разобрана…» (А.А. Медведева, «К истории Нижегородского кремля: утраченные церкви»).

Не стало нижегородской жемчужины, которую любили горожане, восхищались гости города. Утрата – невосполнимая. Когда начались раскопки на месте бывшей гостиницы, были найдены останки человеческих захоронений. Рядом с Георгиевской церковью было кладбище…

 

Преображенский собор в Нижегородском кремле

 

Мне в руки попала ксерокопия «Церемониального камер-фурьерского журнала»1 1767 года. В нем есть повествование о посещении, во время «волжского вояжа» (из Твери в Симбирск), императрицей Екатериной II Нижнего Новгорода и, в частности, Преображенского кафедрального собора. Привожу отрывок, сохраняя орфографию оригинала и надеюсь, что прочтение его будет интересно читателям.

«…По прибытии на пристань встречена Ея Императорское Величество тамошним Губернатором Аршеневским и товарищем Макшеевым, и с ними штаб и обер-офицеры и все обоего пола дворянство и купечество, которые приносили Ея Величеству всеподданнейшия свои поклонения с поздравлением благополучнаго Ея Императорскаго Величества прибытия. И с пристани, сев в карету, шествовала в город к соборной церкви, а от пристани до ворот Ивановских, по обеим сторонам, стояло пять рот втораго Гренадерскаго полка и отдавали Ея Величеству честь с приуклонением знамен… В шествие ж в вышеозначенныя Ивановския ворота, которыя к Высочайшему прибытию были украшены живописным художеством, на оных стояли музыканты, играя на трубах. По прибытии Ея Величества к соборной церкви во имя Преображения Господня, встречена Ея Императорское Величество у церковных дверей Преосвященнейшим Феофаном, епископом Нижегородским и Алытырским, с Архимандриты и прочим духовенством, в облачении, с животворящим крестом. И приложась Ея Величество к кресту, следовала в церковь и стала на Императорское место, которое вновь для Высочайшаго присутствия устроено было, и изволила слушать Божественную литургию, которую отправлял вышеупомянутый Преосвященнейший с знатным духовенством. При окончании литургии проповедь говорил того ж собора Протопоп; после ж всей Божественной службы Ея Императорское Величество, прикладываясь святым иконам, из церкви изволила выдти и, сев в карету, шествовала в дом Преосвященнейшаго (который приуготовлен был для Ея Величества)…»

Знаменитый Спасо-Преображенский кафедральный собор в Нижегородском кремле был построен и освящен в 1352 году на месте Преображенской церкви, заложенной еще основателем города святым великим князем Владимирским Георгием (Юрием) Всеволодовичем. С тех пор он не раз перестраивался – и после сожжения при набеге татар в 1377–1378 годах, и в ХVII веке, когда сам царь Михаил Федорович и его отец, патриарх Филарет, в благодарность нижегородцам за спасение Отечества в 1612 году, предоставили «государеву казну» на строительство нового кафедрального собора.

Работы начали в 1632 году, завершили через 20 лет, в 1652 году, при царе Алексее Михайловиче. С 1672 года, со времени открытия в Нижнем Новгороде самостоятельной архиерейской (митрополичьей) кафедры, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Тогда же в новый собор из старого (перед его разборкой) были перенесены гробницы нижегородских князей и княгинь, а также прах национального героя Кузмы Минина. Но через полвека собор начал разваливаться.

В 1816 году богослужение в храме было прекращено, а в 1829-м он был разобран. Через год был заложен новый пятиглавый трёхпрестольный собор «в старом виде», который освятили осенью 1834 года. Первоначально у собора был единственный престол – в честь Преображения Господня. Впоследствии к нему были пристроены ещё два придела: правый, в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости, и левый – в честь основателя Нижнего Новгорода святого благоверного князя Георгия. У северной стороны собора в 1870-х годах над могилой Кузьмы Минина была возведена часовня, построенная по проекту архитектора Л.В. Даля.

В подклете собора были помещены гробницы нижегородских князей, княгинь, архиереев и Кузьмы Минина. Здесь были также устроены три алтаря с иконостасами, так, что подклет стал «усыпальническим храмом». Его главный алтарь был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Другие два – в честь святых, имена которых носили князь Пожарский и гражданин Минин. Правый – в честь великомученика Димитрия Солунского, левый – во имя бессребреников Космы и Дамиана.

Четыре раза перестраивался на историческом месте кафедральный Спасо-Преображенский собор. После последней перестройки он был пятиглавым.

В 1722 году Нижний Новгород во второй раз посетил император Пётр Великий. 30 мая он встретился с нижегородским епископом Питиримом. После обедни в Спасо-Преображенском соборе царь спустился к гробнице Кузьмы Минина, где поклонился до земли и произнёс: «Вот истинный избавитель России!»

Императрица Екатерина Великая в 1767 году, как и рассказывает «Церемониальный камер-фурьерский журнал», гостила в Нижнем три дня. В первый же день она отстояла Божественную литургию в кремлевском кафедральном соборе. О городе Екатерина высказалась так: «Сей город ситуациею прекрасен, а строением мерзок, только поправится вскоре; ибо мне одной надобно строить как соляные и винные магазейны, так губернаторский дом, канцелярию и архиву, что все или на боку лежит, или близко того…» (Из письма Екатерины графу II Н. И. Панину от 22 мая 1767 года.)

Чаще всех монархов Нижний Новгород посещал Николай II. В июле 1896 года последний русский самодержец побывал на Всероссийской промышленной и художественной выставке. С 17 по 20 июля 1903 года император участвовал в торжествах в Дивееве по поводу обретения мощей преподобного Серафима Саровского. А в мае 1913 года в Нижнем праздновали 300-летие дома Романовых. Императорский поезд остановился здесь 17 мая. Город утопал в цветах. Под звон колоколов и ликование толпы царская чета последовала в Спасо-Преображенский собор, где у гробницы Минина состоялась заупокойная лития.

После революции Спасо-Преображенский собор был закрыт для богослужения, а в 1929 году – взорван. Перед взрывом (в период с 22 по 27 февраля 1929 года) была вскрыта часть находившихся в соборе гробниц, останки предоставлены Губмузею. После взрыва собора, уже при рытье фундамента под Дом Советов, «благодарные потомки» «вспомнили» о гробнице Минина, и останки, обнаруженные в ней, были переданы в музей. В 1962 году, к 350-летию событий 1612 года, останки спасителя Отечества были перезахоронены в Михайло-Архангельском соборе, где по сей день и находятся.

Сейчас на месте собора располагается здание администрации Нижнего Новгорода (бывший Дом Советов). Рядом с ним в 2005 году установлен поклонный крест в напоминание о стоявшем там когда-то Спасо-Преображенском соборе, а в 2012 году – построена часовня в честь Спаса Нерукотворного. Туда же, к Дому Советов, в 2008 году был перенесён каменный поклонный крест в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, что стоял у Михайло-Архангельского собора (сейчас на этом месте находится памятник князю Георгию Всеволодовичу и епископу Симону Суздальскому). В марте 2020 года было начато воссоздание колокольни собора на историческом месте.

Разрушенного не вернешь. Мы ставим знаки, символы, мы пытаемся сохранить хотя бы память о своей истории. Дай Бог, чтобы, сохраняя эту память, мы не стали снова рушить то, что еще осталось и что создано заново.

 

Иже с ними

 

При советской власти в Нижнем Новгороде снесено 28 церквей. Из них – единоверческая, старообрядческая, католическая, лютеранская, остальные – православные. В кремле это – Спасо-Преображенский собор, собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный на средства помещицы М.А. Мертваго в память воинов-нижегородцев участников войны 1812 года, Церковь Симеона-столпника – построена в 1743 году, уничтожена в 1928-м. Кроме того – Благовещенский собор, снесен в 1930 году (сейчас на его месте памятник К. Минину). Церковь св. митрополита Алексия – построена в 1717–1719 годах, уничтожена в 1930-м. Сейчас на ее месте – фонтан. И еще церкви – Иоанно-Богословская, Космодемьянская, Покровская, Тихоновская, Варварская, Александро-Невская… И другие, иже с ними.

Все эти храмы очень точно называют утраченными. Утрата – это нечто невосполнимое. Никогда. Так оно и есть.

 


1Камер-фурьерские журналы – своеобразные дневники, в которых изо дня в день отмечались все события при царском дворе.