Мавры мавританского стиля

Мавры мавританского стиля

Из цикла «Уфимские народные сказки»

Если вдруг вы прочитаете или услышите на экскурсии, что фасад нынешнего Театра оперы и балета по улице Пушкинской выполнен в так называемом мавританском (восточном) стиле, поинтересуйтесь, какие черты этого стиля можно увидеть на здании. Гарантирую, что вам или соврут или не ответят ничего.

А в Петербурге и Москве дома в мавританском стиле по сей день привлекают к себе многочисленных туристов. В первую очередь, конечно, особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, больше известный как Дом дружбы. Широко известен и Воронцовский дворец в Крыму. Эти сооружения содержат такие элементы восточного стиля, как зубчатые стены, арочные ворота, своды, купола, ажурную резьбу, разноцветные мозаики. Да, в Уфе нечто подобное могло появиться, да архитектурное начальство не одобрило.

Итак, всё по порядку.

Сто десять лет назад, 30 ноября 1908 года, в Уфе по инициативе начальника губернии А.С. Ключарёва состоялось совещание, на котором было принято решение о возведении в Уфе Аксаковского народного дома. По всей России разошлись подписные листы по сбору денег на строительство, был объявлен и всероссийский конкурс на лучший проект. Но все проекты, в том числе и получившие первые места, в Уфе раскритиковали. Вот что писала газета «Уфимский край»: «Пришлось с сожалением убедиться, что в конкурсе участвовали, по всей вероятности, слабые архитектурные силы и премированные Обществом архитекторов проекты явились только лучшими из всех неудовлетворительных. И действительно, что представляют из себя эти проекты? Первая премия. Нарисовав без цоколя несколько казарменного типа зданий с штурвальною, пароходною, между прочим, будкою и нагромождёнными крышами, г-н архитектор, вероятно, для особого удобства публики на первое место выделил группу кабинетов «для дам» и «для мужчин». Хотя всё это Общество архитекторов нашло "не лишённым интереса", но у большинства членов Комитета, не специалистов, такая группа каких-то ящиков, за которые, к сожалению, пришлось заплатить 1500 рублей, вызвала только досадное недоразумение…»

Понятно, что критика была инспирирована Ключарёвым, и потому за дело взялся сам губернатор, он же председатель Аксаковского комитета. Вскоре появился проект губернского инженера Павла Павловича Рудавского, составленный по эскизам Ключарёва. Под постройку народного дома, в котором предполагалось устроить театральный и лекционный залы, библиотеку, музей и картинную галерею, подаренную городу М.В. Нестеровым, было отведено место на Базарной площади – на углу Центральной (Ленина) и Пушкинской улиц. 30 апреля 1909 года – в день пятидесятилетия со дня смерти писателя – состоялось его освящение, а 14 сентября (27-го по новому стилю) дом был заложен.

 

К весне следующего года было собрано достаточное количество средств, и на строительстве народного дома начались интенсивные работы. В том же 1910 г. журнал «Нива» поместил материал о проекте Народного дома и ходе его строительства: «Кто из наших читателей не знаком с "Семейной хроникой" и "Детскими годами Багрова-внука"?.. С.Т. Аксаков скончался 30 апреля 1859 года. Родной его город Уфа не остался чужд и глух к его памяти и пожелал почтить её основанием культурно-просветительного учреждения… Пример Уфы заслуживает всякой похвалы. Редко кто из наших писателей удостаивается такого внимания у себя на родине. Воспроизведенные на страницах нашего журнала снимки изображают наружный фасад строящегося Аксаковского народного дома. Постройка его идёт весьма успешно, и далёкая столица Урала в непродолжительном времени украсится новым культурным учреждением, напоминающим уфимцам о их знаменитом согражданине».

В августе 1910 г. уфимская газета писала, что в Аксаковском народном доме «заканчивается кладкою средний этаж… При таких условиях можно надеяться, что здание будет закрыто осенью».

Небольшое отступление. В сентябре 2002 г. в «Бельских просторах» вышла обстоятельная статья Ю.А. Ерофеева (1931–2014) о многочисленных перипетиях, связанных с возведением Аксаковского народного дома. Только, похоже, не очень любят у нас читать серьёзные материалы – слишком много букв! Статья Юрия Алексеевича хорошо представлена и в Интернете, но, видно, многим хочется чего-нибудь эдакого, необычного (мавританского?), и они лихо цитируют только вот это: «В архитектуре строения совмещались западноевропейский (мотивы ренессанса и барокко в фасаде с улицы Центральной) и восточно-азиатский (фасад с улицы Пушкина) стили». Вот именно – совмещались. На старой картинке в «Ниве». А потом появилось вот это: «Общество архитекторов-художников, ознакомившись с помещенными в некоторых журналах фасадами Аксаковского народного дома и усматривая, что они разных стилей, в заседании своем 6 мая эти фасады рассмотрело и в бумаге на имя г-на уфимского губернатора от 17 мая за № 492 сообщило, что "впервые встречается в архитектурном проекте такое по меньшей мере странное антихудожественное сочетание"». В результате после вмешательства Академии художеств и Министерства внутренних дел (оно тогда выполняло гораздо более широкие функции, чем ныне) и вызова Рудавского «на ковёр» в Петербург 12 августа 1910 г. Аксаковский комитет постановил: «1. Театр строящегося народного дома по указанию техническо-строительного комитета сделать в четыре яруса. 2. Мавританский стиль фасада по Пушкинской улице заменить стилем ренессанс по представленному инженером Рудавским проекту. 3. Вопрос о внутренней отделке здания оставить открытым».

Боюсь, мало кого я убедил, нынче люди и собственным глазам не верят – только тому, что написано на экране. «Что это за народное творчество?» – спросил бы с укоризною кот Матроскин.

 

***

Шестого апреля 1911 г. А.С. Ключарёв провёл заключительное заседание Аксаковского комитета, ещё через десять дней Уфимская городская управа дала прощальный обед Александру Степановичу и его супруге Софье Александровне.

В июне 1911 г. газета «Уфимский край» писала: «На постройке Аксаковского народного дома окончен кладкой второй этаж. Приступлено к кладке последнего (третьего) этажа». Летом 1914 года строители начали отделочные работы внутри здания. Но началась Первая мировая война. Тем не менее осенью 1914 г. «Аксаковский дом ожил. В двух передних помещениях по Центральной улице устроились городская аксаковская библиотека и контора для приёма пожертвований тёплых вещей в пользу нижних чинов ушедших из Уфы полков. Во многих из остальных помещений (в пятнадцати) начаты занятия городскими школьниками в две смены… Леса уже убраны, но пол не постлан. Все работы по постройке приостановлены, но к зимовке помещение вполне подготовлено: везде навешены двери, вставлены стёкла в окна, и дом хорошо отапливается».

Как же так, – спросит кто-то, – ведь везде написано, что Аксаковский народный дом был достроен только после установления Советской власти. Здесь всё дело в терминологии. Если школьники занимались в недостроенном доме, то придётся сделать вывод, что нынешние строители не построили практически ни одного дома, ведь в большинстве своём они сдаются с черновой отделкой. Ну а если продолжением строительства считать бесконечные надстройки и перестройки здания театра в 1920–1980-х (хотя бы и снос и восстановление центральной лестницы!), то придётся говорить о том, что многие годы театр оперы и балета работал в недостроенном здании.

Другое дело, что не была введена в эксплуатацию северо-западная часть здания, в которой до революции планировалось разместить Нестеровскую картинную галерею, составленную из подаренных родному городу художником Михаилом Васильевичем Нестеровым работ русских художников. Но и над ней в 1914 г. уже была крыша, что подтверждается фотографией Аполлония Зираха (который, как известно, скончался в 1918-м). Галерею, кстати, в сентябре 1914-го осматривал сам её основатель.

7 сентября 1919 г. пьесой «Свобода» в постановке Пасхалова открылся Дворец труда и искусств. В декабре 1923 г. в здании на IV Всебашкирском съезде Советов выступил М.И. Калинин. И, наконец, 14 декабря 1938 года (80 лет назад!) открыл свой первый сезон Башкирский государственный театр оперы и балета.