Медвежья символика в современной России

Медвежья символика в современной России

Сегодня образ медведя довольно популярен в разных сферах жизни современного российского общества. "Медвежья" символика несёт в себе память предков и наделяет носителя дополнительными смыслами и отсылкой к русским традициям. Образ медведя встречается как на обертках конфет "Мишка косолапый", "Мишка на Севере", так и в символике политических партий. Особое значение медведь имеет для ряда российских городов как геральдический символ. Человек не выводит в символы своего города или страны животных, помогающих ему в труде - лошадь, корову, вола, осла, - хотя мог бы это сделать в качестве благодарности за помощь. Большинство геральдических животных - это хищники: львы, зубры, орлы, медведи. Хищник, как правило, стремится доминировать не только над себе подобными, но и над всеми остальными. И чем больше и агрессивнее хищник, тем меньше хочется потенциальным врагам на него нападать.

Устойчивое бытование образа медведя в качестве геральдического элемента обусловлено, по мнению ученых, историческими, географическими и ментальными особенностями русского социума. Образ медведя использован на гербах семи российских городов. Ни на одном из них медведь не изображен как агрессивный зверь. В основном медведь символизирует хранителя спокойствия и природное богатство городов. Допускается изображение зверя с оскаленными зубами, как, например, на гербе Екатеринбурга. В данном случае оскал символизирует то, что медведь охраняет город, показывает готовность и силу дать отпор, но в тоже время он спокоен и выдержан. Так медведь и в дикой природе сам первым не нападает, но готов постоять за себя.

Экономическое развитие России привело к появлению частных фирм и производств, некоторые из которых своим символом выбирают медведя.

Например, в г. Барнауле существует Завод механических прессов, на логотипе которого изображён медведь, давящий передними лапами на пресс. На наш взгляд, избрание этого образа в качестве символа завода очень удачен, т.к. сам завод ассоциируется с серьезной тяжелой работой, с силой и мощью производства. Образ медведя дополняется слоганом - "Силён и надёжен". Это придает целостности всему образу и вызывает большее доверие у клиентов.

Также в качестве примера можно привести ряд российских организаций, использующих в своем названии лексему "медведь" и производные от нее.

Собственно название "Медведь" имеют:

- Уральский центр по родовым поместьям (здесь образ медведя ассоциируется с большой семьей и личной берлогой-поместьем, которую медведь охраняет и всячески старается укрепить);

- фирма по изготовлению, проектированию и монтажу электрощитового оборудования в Санкт-Петербурге (медведь используется в качестве символа силы и надежности);

- строительная компания в Иркутске (также символизирует силу, природное начало);

- Борцовский клуб а Алтайском крае (символ силы, умение противостоять противнику, агрессия).

С названием "Медвежий угол":

- туристическая база на Алтае (подразумевается место, отдалённое от городов и селений, расположенное в лесу, что сходно со значением данного фразеологизма);

- строительная фирма в Кировской области (здесь акцент сделан на обилии леса как источнике строительного материала);

"Медвежьи озёра" - фирма по переработке рыбы в Подмосковье (известно, что медведь охотится за рыбой).

Как правило, уменьшительно-ласкательное имя медведя - Мишка используется в названии фирм, занимающихся продажей, либо производством игр и игрушек для детей: "Три мишки", "Мишка", "Твой мишка", "Алтайский мишка".

Особый пласт культуры, в которой воплощается образ медведя, составляет игрушка. Образ медведя, воплощенный в игрушках, сопровождает человечество на каждом этапе его развития. Постепенно сакральное, обрядовое значение игрушки уходит в прошлое, и игрушка становится важным составляющим элементом детского мира. До начала ХХ века медведь существовал в виде глиняных, керамических и деревянных фигурок.

Что касается российских игрушек, то до 1930-х годов дети могли играть только с деревянными, либо глиняными игрушками, которые создавались кустарными артелями или отдельными ремесленными мастерскими. Мягкую игрушку "медведь" Россия получает лишь в 30-е годы ХХ века. Массовое производство мягких игрушек-медведей было запушено в СССР в начале 30-х годов. Советских игрушечных медведей в основном шили из недорогих материалов естественных расцветок - это мягкая фланель, ткани с начесом, имитирующие ворс, плюш.

Эти годы стали периодом "становления игрушечного производства в СССР. Только в годы первой пятилетки (1928-1932) игрушечное производство из кустарного промысла трансформировалось в отрасль промышленности, представленной небольшими артельными мастерскими и фабриками" [1, с. 401]. Разработкой выкроек игрушек-животных занимались профессиональные художники (например, А.Н. Изергина).

Кроме этого были разработаны педагогические требования к советской игрушке, автором которых стала педагог Е. А. Флеровская. "Игрушка рассматривалась в качестве средства всестороннего развития и воспитания детей. Игрушка должна быть художественной и соответствовать требованиям гигиены, быть безопасной" [5, с. 36].

В основе создания мягкой игрушки в этот период лежал метод декоративно-прикладного искусства. Игрушки-животные разрабатывались с учетом человеческих пропорций и имели антропоморфный вид. Медведи шились по образу кукол, имели подвижные крепления. Именно медведь стал универсальной игрушкой для девочек и мальчиков. Такая образная игрушка способствовала развитию у ребенка фантазии, творческого мышления.

Сегодня советские технологии создания мягкого медведя вновь возвращаются в виде современной авторской игрушки. В начале 2000-х годов получило развитие "медвежье" направление в авторской образной игрушке. Появился ряд мастеров-художников, которые создают кроено-сшитых медведей с использованием советских технологий.

Например, в Алтайском крае основан уникальный Центр современных ремёсел "Алтайский мишка" (ЦСР "Алтайский мишка"), в котором создаются игрушки-медведи, с использованием советских разработок. Для авторов проекта такой медведь не просто игрушка, а носитель национальной идеи. В данном случае, образ медведя, реализованный в авторской игрушке "Алтайский мишка", является скрепой между разными народами, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Через игрушку идёт передача культурной информации, знакомство с традицией, нравственно-эстетическое воспитание.

Интерес к традиционной культуре в современном мире обусловлен многими причинами, одной из главных является - попытка сохранить этническую идентичность, обрести психологическую защиту в условиях глобализации, укрепить межнациональные связи, сберечь традицию. Авторская игрушка "медведь" создаётся в контексте развития творческих способностей и приобщения к национальной культуре, с учётом нравственной сущности игрушки.

 

Библиографический список:

1. Андреева, И. В. Игрушки, о которых мечтают дети: Оборонная игрушка в СССР в 1930-е годы / И.В. Андреева // Гороховские чтения. Сборник материалов шестой региональной музейной конференции. - Челябинск, 2015. - С. 399-406.

2. Кутьева, М.В. Семиотическая структура и функциональная динамика образа медведя в русской и испанской ментальности / М.В. Кутьева // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации. Сборник научных трудов. Под общ. ред. Л.К. Раицкой, С.Н. Курбаковой, Н.М. Мекеко. - Москва: Издательство РУДН, 2015. - С. 132-151.

3. Мищенко, Т.А. Игрушки из ГДР в ассортименте советских товаров

4. Романова Ю.Р. Символическое значение образа медведя в современной России: культурно-антропологический аспект // Сборник научных статей по результатам Международной научно-практической конференции "Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования". - Барнаул, 2017