О спектакле «Это, девушки, война»

О спектакле «Это, девушки, война»

Многие петербуржцы, и прежде всего жители Выборгской стороны, знают, что недалеко от станции метро «Политехническая» на улице Жака Дюкло, дом 6, находится интеграционный театр «Куклы», куда с радостью приходят дети — обычные и те, возможности которых ограничены. Театр этот многократно становился победителем и лауреатом различных творческих конкурсов, а в 2012 году за спектакль под названием «Крыша ехала домой» был отмечен премией «Золотой Софит». Казалось, чего еще надо: дети рады, взрослые довольны, спектакли сопровождают аплодисменты и премии. Но весной этого года, в полном соответствии с заветами основателя первого в нашей стране ТЮЗа Александра Александровича Брянцева, театр решил раздвинуть возрастные рамки своих зрителей до «16+», что, вполне в традициях современного детского театра. (Так в афише сегодняшнего ТЮЗа «Конек-Горбунок» соседствует с жестким «Летним днем» Славомира Мрожека.) Идею воплотил режиссер Максим Иоганнович Мельман, поставивший в интеграционном театре как раз к празднику Победы пьесу замечательного Тараса Дрозда «Это, девушки, война».

Тарас Дрозд писал пьесы в разных жанрах от «черной» комедии до исторической хроники, отдавая дань и новомодному постмодернизму. Его пьесы не раз отмечались почетными наградами и премиями. Так, за пьесу «Сладкое время нереста» в 2010 году он стал лауреатом премии им. Андрея Толубеева, за трагедию «Князь Михаил Тверской» в 2015 году — лауреатом премии им. А. К. Толстого. А за пьесу «Это, девушки, война» Тарас Дрозд был удостоен особой награды — звания лауреата конкурса «Долг. Честь. Достоинство», проходившего в Москве в 2005 году.

В пьесе всего четыре роли, и все они женские. Действие разворачивается в одном интерьере. В основе — простая и понятная история про девушек на войне, а война в нашей стране — вечная тема. Один из рецензентов определил сюжет следующим образом: «Пьеса о девушках, которые разбалтывали военные тайны, за что и поплатились!» Это верно, если добавить, что сюжет — всего лишь рамка, внутри которой трагические события.

Четыре девушки-шифровальщицы работают с секретными документами при штабе фронта, и, да, делятся военными тайнами друг с другом, потому что в своем общежитии каждый день надеются услышать из потрескивающего репродуктора, что фашистов погнали, наконец-то, к чертовой матери. Но из репродуктора доносится одно и то же: на фронте существенных изменений не произошло, а у каждой из четырех девушек счеты к фашистам. Одна из них, Тося Котик, говорит:

Двух фашистов я должна убить лично: за маму и за папу.

По ее предложению девушки начинают делиться секретными сведениями, чтобы прояснить общую картину — такое у них «нетерпение сердца». И однажды, обладая, по-видимому, аналитическими способностями, Тося уверенно называет подругам точную дату начала будущего контрнаступления, после чего оказывается в особом отделе.

Тося в исполнении Светланы Спириденковой — решительная, уверенная в себе, но нервная девушка, уверенная, что женщина на войне может позволить себе больше, чем в мирное время. Она немного высокомерна с подругами, потому что те только говорят и мечтают о любви, а у нее настоящий фронтовой роман с боевым офицером из разведотдела, инструктором по диверсионной работе капитаном Коваленко, который готовится с особым заданием перейти линию фронта. Тося беременна, но собирается идти на задание вместе со своим капитаном, для чего изучает азбуку Морзе под руководством так и не появившейся на сцене до конца спектакля радистки Светы Фурман.

Запретить Тосе бегать к капитану пытается очень правильная и строгая старшина Валентина Чиркина, ссылаясь на должностную инструкцию и требования морали. В исполнении артистки Марии Гуцунаевой Валентина — полная противоположность Тосе: со стальными нервами, выдержанная, властная, убежденная, что в особом отделе не ошибаются. И с моралью у нее все хорошо: состоит в благопристойной переписке с фронтовым политруком, который зовет ее замуж, хотя они никогда не виделись.

Она завидует. Годами старше, а любовь у нее — так, теоретическая, — говорит по этому поводу Тося справедливой и доброй Люде Руновой (артистка Анастасия Немировская), которая безуспешно пытается их помирить. Люда — девушка верующая, о чем ее подруги узнают случайно. Она отказывается говорить о личном, объясняя это так:

Меня мой Коля еще перед войной бросил, а я и сейчас Бога молю, чтобы его не убило.

Четвертая девушка, романтическая Наташа Судакова (артистка Елизавета Андреева), влюблена в виртуального персонажа по имени Ермолай, который работает за линией фронта. По-молодости она задумывает невероятное: передать ему в шифровке кое-что от себя. Но немцы разоблачают Ермолая, и оказывается, что под этим псевдонимом скрывались две девушки.

С этого начинаются несчастья девушек. Начальник Наташи сообщает в особый отдел, что она зачем-то интересуется разведгруппой.

В особый отдел сразу вызывают Валентину как старшую группы, и она, в соответствии со своим представлением о долге, рассказывает, что девушки делились друг с дружкой секретной информацией, Тося бегала на свидания к капитану Коваленко, а Люда — вообще верующая. Тосю, а заодно обучавшую ее азбуке Морзе Светку Фурман, немедленно берут под стражу, капитана Коваленко отправляют в штрафную роту, а Наташе и Люде приказывают немедленно явиться в особый отдел.

Надо отдать должное молодым актрисам: они мастеровито показывают к концу спектакля трансформацию своих героинь. Зритель видит, как перед арестом разбитная, «все знающая» о жизни Тося превращается в беспомощную растерянную женщину. Романтическая, доверчивая Наташа вдруг осознает, что люди могут быть очень жестокими. А бесконечно добрая Люда Рунова превращается в суровую проповедницу и обращается к Валентине со словами прощения за зло, которое та им причинила. И железная Валентина воспринимает их, но только в конце спектакля, когда получает известие о гибели своего политрука.

Несколько слов о режиссуре. Еще в начале двадцатого века известный французский импресарио и режиссер Шарль Баре пошутил, что «автор пишет одну пьесу, актеры играют другую, а зрители видят третью». Так и есть. Нынешние режиссеры безжалостно корежат авторские тексты, желая донести до зрителя свое мировоззрение, зачастую не совпадающее с мировоззрением автора. В одном театре режиссер при постановке пьесы «Это, девушки, война» решила улучшить пьесу, придумав финал: после войны Валентина находит сына Тоси и берет его в свою семью. За эту свою придумку режиссер получила положительные рецензии: гуманизм торжествует, светлые стороны жизни побеждают темные. Но Тарас Дрозд написал о другом: избегая дидактики, он напомнил, как несправедлива и беспощадна бывает жизнь и не только на войне. Максим Мельман уловил эту мысль и отразил ее в своем спектакле. Он бережно сохранил прекрасные диалоги драматурга и добился от молодых талантливых актрис точной психологической нюансировки характеров своих героинь. Действие нигде не провисает. Каждая мизансцена начинается и заканчивается одной и той же очень красивой темой, которая исполняется на виолончели под аккомпанемент морзянки, что придает спектаклю дополнительный нерв.

Мы расстаемся с девушками, когда из репродуктора приходит долгожданная весть о начавшемся контрнаступлении — ровно тот день, который предрекала для начала контрнаступления Тося. Героини со слезами радуются этому известию, а зрители встают, и у многих из них тоже слезы на глазах.