Образ медведя как важная составляющая русской ментальности

Образ медведя как важная составляющая русской ментальности

В России образ медведя имеет исключительную важность в процессе формирования русской ментальности. Этот образ трансформировался в многослойный символ и архетип, вобравший в себя мифологические, фольклорные, социокультурные переосмысления. Так, например, в конце 2016 года символическим хранителем столицы Алтайского края города Барнаула стал медведь. В связи с этим родилась и легенда, рассказывающая о «добром духе медведя», который следит за благополучием местных жителей, приносит счастье и богатство жителям и гостям города. Данная легенда, по нашему мнению, основывается на уже ставшим традиционном сравнении России с медведем. Символ «Российского медведя» – в значительной степени западное «изобретение» [4, с. 110]. С другой стороны, немецкий исследователь Ханс Лемберг, специально занимавшийся вопросом выявления истоков сращивания медвежьего образа с Россией, отмечал, что «для европейцев страна считалась северной. А для этой географической координаты естественным был образ северного животного – медведя. Ведь и Полярная звезда − ориентир для определения сторон света в нашем полушарии, входит в созвездие Малая Медведица и указывает на Север» [4, с. 110]. «Архетипический образ медведя – один из самых распространенных и наиболее древних образов мифологии, религиозных верований и фольклора Северного полушария» [2, с. 266]. Поэтому выбор именно этого животного в качестве своего предка и хранителя представляется вполне закономерным. Исследователи выделяют несколько концепций образа медведя, которые, так или иначе, были присущи русскому народу.

Нас заинтересовала концепция «Медведь – человек и сверхчеловек»[7, с. 272]. «Данная концепция была связана с верой в существование родственной связи между человеком и медведем, что также в сознании древних людей «подкреплялось» результатами наблюдений за этим животным, поскольку своим «поведением» медведь напоминал человека: он может передвигаться на двух лапах, умываться, кормить грудью; он нянчит и любитсвоих детей, молится, печалится, радуется» [7, с. 272]. Представления о медведе-человеке и человеко-медведе были повсеместно распространены у народов Урала, Сибири, Севера. Именно эта концепция нам показалась важной и определяющей в формировании антропоморфного образа медведя, который сегодня ярко воплощается в разных сферах жизнедеятельности человека, начиная с ее духовной стороны (сказки, легенды, предания) и заканчивая материальным выражением (игрушка «медведь», символика организаций, партий, геральдика).

Для понимания и толкования символики образа медведя необходимо знать его основные коннотации. Образ медведя связывали с богом Велесом – богом мертвых и с образами «низшей славянской демонологии»» − лешим и оборотнем. «У русских медведь – это человек, наказанный за свои грехи». Такой человеко-медведь обладал сверхспособностями, считалось, что он слышит на любом расстоянии. Это отразилось в свою очередь на «его функции гаранта клятвы, правил поведения, общего мироустройства» [2, с. 267]. Если человек нарушал клятву, то в этом случае медведь исполнял роль карающей силы.

Образ медведя активно используется в русских народных сказках («Медведь − липовая нога», «Маша и медведь» и т.д.); фразеологии (медведь на ухо наступил, медвежий угол, медвежья услуга, делить шкуру неубитого медведя и т. д.). Зачастую в сказках медведь представляет собой большого зверя, которого другие звери побаиваются, но часто оставляют в дураках (сказки «Лиса и медведь», «Мужик и медведь», «Вершки и корешки», «Маша и медведь», «Кот Котофеевич») из-за его доверчивости и бесхитростности. В то же время все понимают, что рассерженный медведь способен разрушить многие преграды и одолеть любого противника, поэтому стараются избегать встречи с хищником, когда у него плохое настроение. Все эти особенности животного импонируют русским людям, «они видят в медведе анималистический образ, воплощающий в себе ряд национальных черт. Очевидно, поэтому медведь часто воспринимается как символ России» [8, с. 120]. Медведь − это единственный из анималистических персонажей русских сказок, который имеет полное человеческое имя – Михаил Иванович (Потапович) Топтыгин, а также прозвище Косолапый. Этот факт, безусловно, говорит об уважении этого сильного и умного зверя.

В качестве зооморфной метафоры медведь используется для характеристики человека. Например, в рассказе А. П. Чехова «Медведь» помещица Попова бросает помещику Смирнову в лицо следующую характеристику: «Я не желаю разговаривать с нахалами! …Вы грубый медведь!» В контексте каждого из вышеуказанных направлений образ медведя имеет определенную семантику, которая берет своё начало в традиционной национальной мифологии образа медведя как предка славян.

Сегодня образ медведя довольно популярен в разных сферах жизни современного российского общества. «Медвежья» символика несет в себе память предков и наделяет носителя дополнительными смыслами и отсылкой к русским традициям. Образ медведя встречается как на обертках конфет «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», так и в символике политических партий. Особое значение медведь имеет для ряда российских городов как геральдический символ. «Человек не выводит в символы своего города или страны животных, помогающих ему в труде – лошадь, корову, вола, осла, − хотя мог бы это сделать в качестве благодарности за помощь. Большинство геральдических животных − это хищники: львы, зубры, орлы, медведи» [3, с. 136]. Хищник, как правило, стремится доминировать не только над себе подобными, но и над всеми остальными. И чем больше и агрессивнее хищник, тем меньше хочется потенциальным врагам на него нападать.

Устойчивое бытование образа медведя в качестве геральдического элемента обусловлено, по мнению ученых, историческими, географическими и ментальными особенностями русского социума. Образ медведя использован на гербах семи российских городов. Ни на одном из них медведь не изображен как агрессивный зверь. В основном медведь символизирует хранителя спокойствия и природное богатство городов. Допускается изображение зверя с оскаленными зубами, как, например, на гербе Екатеринбурга. В данном случае оскал символизирует то, что медведь охраняет город, показывает готовность и силу дать отпор, но в тоже время он спокоен и выдержан. Так медведь и в дикой природе сам первым не нападает, но готов постоять за себя.

Особый пласт культуры, в которой воплощается образ медведя, составляет игрушка. Образ медведя, воплощенный в игрушках, сопровождает человечество на каждом этапе его развития. Постепенно сакральное, обрядовое значение игрушки уходит в прошлое, и игрушка становится важным составляющим элементом детского мира. До начала ХХ века медведь существовал в виде глиняных, керамических и деревянных фигурок.

Что касается российских игрушек, то до 1930-х годов дети могли играть только с деревянными, либо глиняными игрушками, которые создавались кустарными артелями или отдельными ремесленными мастерскими. Мягкую игрушку «медведь» Россия получает лишь в 30-е годы ХХ века. Массовое производство мягких игрушек-медведей было запушено в СССР в начале 30-х годов. Советских игрушечных медведей в основном шили из недорогих материалов естественных расцветок – это мягкая фланель, ткани с начесом, имитирующие ворс, плюш.

Эти годы стали периодом «становления игрушечного производства в СССР. Только в годы первой пятилетки (1928–1932) игрушечное производство из кустарного промысла трансформировалось в отрасль промышленности, представленной небольшими артельными мастерскими и фабриками» [1, с. 401]. Разработкой выкроек игрушек-животных занимались профессиональные художники (например, А. Н. Изергина).

Кроме этого были разработаны педагогические требования к советской игрушке, автором которых стала педагог Е. А. Флеровская. «Игрушка рассматривалась в качестве средства всестороннего развития и воспитания детей. Игрушка должна быть художественной и соответствовать требованиям гигиены, быть безопасной» [5, с. 36].

В основе создания мягкой игрушки в этот период лежал метод декоративно-прикладного искусства. Игрушки-животные разрабатывались с учетом человеческих пропорций и имели антропоморфный вид. Медведи шились по образу кукол, имели подвижные крепления. Именно медведь стал универсальной игрушкой для девочек и мальчиков. Такая образная игрушка способствовала развитию у ребенка фантазии, творческого мышления. В начале 2000-х годов получило развитие «медвежье» направление в авторской образной игрушке. Появился ряд мастеров-художников, которые создают кроено-сшитых медведей с использованием советских технологий.

Например, в Алтайском крае основан уникальный Центр современных ремёсел «Алтайский мишка» (ЦСР «Алтайский мишка»), в котором создаются игрушки-медведи, с использованием советских разработок. Для авторов проекта такой медведь не просто игрушка, а носитель национальной идеи. В данном случае, образ медведя, реализованный в авторской игрушке «Алтайский мишка», является скрепой между разными народами, способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Через игрушку идёт передача культурной информации, знакомство с традицией, нравственно-эстетическое воспитание. Деятельность ЦСР «Алтайский мишка» направлена на возрождение традиций мастеров-медведелов советского периода, их продолжение и развитие в современном мире. Медведь выступает здесь как средство коммуникации и связующее звено между разными поколениями в семье. Образ медведя, воплощенный в игрушке, поддерживает бережное отношение к живому, подчеркивает человеческое, антропоморфное начало в животных. Это вызывает гуманные чувства и оказывает, на наш взгляд, положительное влияние на климат в семье и закладывает разумное доброе зерно в систему воспитания ребёнка.

Сегодня медведь трактуется как сильный, умный покровитель России, который в случае необходимости сможет защитить свой народ. Медведь − это межнациональный образ, который объединяет многонациональную страну. Медведь как культурный герой продолжает быть востребованным в разных сферах жизнедеятельности человека.

 

Библиографический список

1. Андреева, И. В. Игрушки, о которых мечтают дети: Оборонная игрушка в СССР в 1930-е годы / И. В. Андреева // Гороховские чтения : сборник материалов шестой региональной музейной конференции. – Челябинск, 2015. − С. 399-406.

2. Кошкарова, Ю. А. Концепции образа медведя в русской ментальности / Ю. А. Кошкарова // Теория и практика общественного развития. − 2010. − № 2. − С. 266-270.

3. Кутьева, М. В. Семиотическая структура и функциональная динамика образа медведя в русской и испанской ментальности / М. В. Кутьева // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации : сборник научных трудов / под общ. ред. Л. К. Раицкой, С. Н. Курбаковой, Н. М. Мекеко. – Москва : РУДН, 2015. − С. 132-151.

4. Махмутова, Л. Ф. Медведь как символ России и как политический образ на Западе / Л. Ф. Махмутова, Н. В. Ушакова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. − 2012. − № 10 (Вып.1). − С. 109-115.

5. Мищенко, Т. А. Игрушки из ГДР в ассортименте советских товаров 1970-х годов / Т. А. Мищенко // Лабиринт. − 2014. − №6. − С. 35-42.

6. Полное собрание русских летописей в 135 т. − Т. 2. – Москва, 2007. Т. 2. – 250 с.

7. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / сост. М. Забылин. – Москва : Березин, 1880. – 629 с.

8. Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь / И.С. Брилёва [и др.] – Москва : Гнозис, 2004. – 318 с.

9. Философия сознания в образах и понятиях: коллективная монография / под ред. С. А. Ан, В. В. Маркина. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 167 с.