Однокомнатные деревья
Однокомнатные деревья
***
Это снег, это ливневый снег,
или свет на стекле переломлен,
как невидимый звук по весне
нераскрытых цветов-колоколен.
Круг за кругом часы-часовые
охраняют квадратный уют
и тебя охраняют впервые —
это ливневый снег, как приют
твоей памяти…
Нет, перестань!
Перестань упираться в стекло,
из ладоней окна, как с листа
отпускай свою память, ей слов
не найти — твоя память пуста.
ДО РАЗГОВОРА
Не грань науки, но карандаши
он грыз, не зная, сколько их осталось,
зубов молочных,
в полости души,
когда во рту последние шатались…
И рукава, испачканные мелом,
небрежности,
не физики закон.
— кто этот мальчик в неудобном теле?
— не знаю, я с ним не знаком.
ДЕВОЧКЕ С ВОЗДУШНЫМИ ШАРАМИ
Я выхожу воспитывать шаги
по твердым улицам,
учиться слушать:
поют дома архитектурный гимн,
поют, как грушевых деревьев груши.
Я выхожу воспитывать глаза
по облакам,
их нежности учиться:
сорвется с солнца белая слеза,
слегка задерживаясь на ресницах…
Так возникает розовый пожар:
горит граница
смерти и бессмертья,
а жизнь, она — дежурный дирижабль
зависимый от направленья ветра.
***
Я зайду после двух оборотов и не встречу весну.
От прихожей до кухни по снегу свое тело внесу.
Будет холодно, я терпеливый, я смогу пережить
Аккуратное время и стены, их квадратный режим.
Я живой, пока снег не растает в моем доме или
Я живой, потому что меня до сих пор не простили.
О ВЕСНЕ
Живем, не удивляясь тараканам,
словам неразговорчивого крана,
и с пепельницы стряхиваем снег
к пустому разговору о весне,
но к полному молчанию свободы
дождей,
пока их выпишут к апрелю —
так капельницы катятся в больницах.
И прыгают афганские синицы
по веткам однокомнатных деревьев,
а жизнь у них единственная вроде.
Сойти с ума — приблизиться к природе.
НЕЗРЯЧИЙ ДОЖДЬ
Незрячий дождь, везде незрячий.
Оглянешься вокруг — июль
безумство зноя в себе прячет,
как птица круглая свой клюв.
Незрячий дождь, он не слепой,
ему не хочется быть ливнем
над безразличною толпой —
такая жалость быть наивным.
А солнце хлещет, разлучая
лучами живопись разлук,
так появляются случайно
картины с росписями — Мунк.
***
Все происходит, как художник
рисует время на запястьях,
а вся оставшаяся кожа
для кочевого постоянства.
Спина, бескрайние устюрты,
и путь назначен, позвоночник,
где кроме ног, опухнут юрты
у каждой позвоночной кочки.
И не умрет степная птица,
еще не выдуманы стрелы,
но выгибаются ключицы,
как рукоять тугого тела.
ПОСЛЕ РАЗГОВОРА
В Уральске гром гремит и грусть
гремит во мне.
Какая птица
не знает север — наизусть,
когда на юг она стремится…
Преодолев характер неба,
свой завершая перелет,
ей — некогда, ей надо хлеба,
а хлеб так просто не растет.
ОБЛАКА ГОВОРИЛИ…
«Мы меняем души, не тела…»
Н. Гумилёв
Ещё не дождь — предчувствие дождя,
до поцелуя
долгие прогулки
от шумных улиц
к тихим переулкам
и снова к шуму, к площади вождя.
И ждать твоё присутствие не странно,
ещё не хочется
так сильно жить —
смотреть на время,
как оно дрожит
магнитной тягой стрелки Адрианова.
Еще не звук, не музыка, всего лишь
односторонних знаков
разговор
и я ещё —
не настоящий вор
твоих занятий — в жизни не догонишь…
Но грянет дождь индийскими слонами
и будет топот
облаком сплошным,
и наши тени
тенью завершит,
как губы завершаются словами!
Уже не дождь, но запах молока
и книги недочитаной,
негромкой
закладки между огненными
строками
столпа на памяти, а память — облака.
АННЕ КОВАЛЕВОЙ
«Она еще не родилась…»
О. Мандельштам
И зажмурится маленький воин
от удара нежданной весны.
Сколько нежности, столько и воли —
начинаю испытывать сны.
Облака или вакуум грусти…
одинаковый, ровный темп
танцовщицы, что взгляд опустит
на свою знаменитую тень
перед тем, как пуститься птицей,
начиная от важных основ —
плечи выпрямить и присниться
хмурым жителям хмурых домов.
В мире снов или в мире реальном —
всё случается, как фонари
произносят дороги и спальни,
где ночник уже не говорит.
~ ~ ~
Начинается долгий дождь,
скоро улицы захлебнутся…
я проснулся,
мне снилась дочь.
Значит дочери улыбнусь я.
О ПРОСТРАНСТВЕ
Взгляни на угол под другим углом,
каким-то чудом
чудо происходит.
Углом оказывается твой дом,
и ты, как колокольчики на входе,
колеблешься, но создаешь уют
незваным зрением,
непьяным пьяницей.
Так видят сны и больше придают
значенья снам, что с четверга на пятницу.
Так птицы крутят против часовой —
охранники свободы
заключают
чужое слово по своей кривой,
касательной к кольцу, кольцу с ключами.
Ключи утеряны. И кольца на —
деваются на безымянный ради
любви.
Страной становится — страна,
прекрасная страна чужого взгляда.
О ВРЕМЕНИ
Ты трогала песочные часы,
стеклянной
бесконечности фигуру,
и хрупкими предметами стена
испытывалась камерой абскура.
~ ~ ~
Не зная камни, сравнивала мир
камней цветных
со свойствами металлов,
как юный кропотливый ювелир
рассматривает ребра у кристаллов.
Минувшего ты пробовала вкус,
секунду каждую
перебирала,
и, что вернёшься, тихо, как француз
времён Наполеона, повторяла…
И возвращалась к южным городам,
как элементы
ловли сновидений
застывшим лицам, птицам и местам,
где верили ловцам и привиденьям.
В ОЖИДАНИИ ВРАЧА
На прохладной и черной земле,
как деревьям по кольцам,
по слухам
нам исполнилось тысячу лет,
прежде, чем мы проснулись от стука
долгожданных гостей из других
измерений.
Как свет городских
фонарей: мы проснулись впервые
в рыбьем веке, как рыбья икра —
или длинные тени преград
наших первых свиданий есть вывих
наших глаз,
у судьбы — не суставы.
Мы проснулись от стука и встали,
и впустили гостей измерений.
Я спросил одного:
— вы не врач?
— нет, ответил он скромно, не врач,
я учитель пения.
СОНЕТ
Памяти Д. Рыскулова
Ты говорил о приближении конца,
когда два зеркала, два хрупких близнеца
тебя в свое пускали отражение,
так появлялись трещины в одном.
И отражало смерти приближение
другое зеркало — они вдвоем
твою судьбу, как лошадь за поводья
тянули от и в сторону свободы.
Вот пролетела временная птица,
вот временная рыба проплыла…
вот горизонт, и горы, как бельё.
Так нарисуй на камне два крыла
и брось его, пока не приземлится,
пусть полетает — каждому своё.
***
Живые любят. Мертвые молчат.
Цветы и камни —
камни неподвижны.
Чужая смерть, как бабочка с плеча
срывается. Я собственную вижу.
Бросаю тень на камни и цветы,
тень застревает в запахе,
и солнце
зевает медленно от пустоты
своей. Я ухожу. Тень остаётся.