Ориентация на хит

Ориентация на хит

В последнее время из-за бурного развития информационного общества полностью изменилась культурная парадигма – искусство стремится к визуальности, к мгновенности и простоте воплощения. Одно только появление мемов – это уже мощное изменение нашего восприятия. В этих условиях интерес к литературе среди молодого поколения упал в целом. Куда большее любопытство вызывают прикладные области литературного творчества – кинодраматургия, реклама, копирайтинг, текстовое сопровождение компьютерных игр, блогинг и журналистика. Массовая культура, которая теперь базируется на основах теории восприятия и психологических разработках, достигла очень высокого уровня технического развития. Она способна удерживать внимание воспринимающего сколь угодно долго. Вместе с тем, целиком ориентированная на развлекательность, она утратила и всяческую смысловую обязательность.

Казалось бы, в этих условиях говорить о поколении юных, тех, кто только входит в литературный процесс, скоропалительно, но очевидно, что подрастающее поколение является наиболее точным индикатором процессов, происходящих в обществе. Они чувствительнее к изменениям и настроениям, а потому быстрее улавливают основные тенденции. 

Среди молодого поколения утрачивается интерес к реальности как таковой, а не только к ее осмыслению. Проблема для большинства молодых авторов именно в этом, хотя на деле она проявляется по-разному. Теперь большая часть молодых авторов изначально ориентирована на хит. С развитием интернета в свободном доступе оказалась масса псевдонаучной информации о том, как создать успешное литературное произведение, множество всяческих руководств, форматов и «образцов». Молодые авторы следуют рекомендациям и начинают подражать мировым трендам. Они сразу берутся за сложные формы и уже зарекомендовавшие себя как успешные сюжеты. Часть из них пишет фанфики, приквелы и сиквелы к известным книгам, а часть пытается создать условно свое, которое, конечно же, из-за диктата выбранного формата своим быть никак не может. Молодой автор живет в виртуальном мире сериалов и компьютерных игр, по сравнению с которыми реальность – скука и «тлен». Естественно, наблюдать за такой реальностью и осмыслять ее молодой автор не хочет, а потому продолжает множить симулякры и создавать неловкие подражания известным произведениям.

В прозе молодых авторов тоже есть выдуманные миры непродуманной и непроработанной фантастики и фэнтези. Сделать это качественно молодые авторы не в состоянии по этой же причине – нежелания обратиться к реальности. Ведь для выстраивания собственного ирреального мира необходимо обладать критическим мышлением и понимать законы функционирования мира реального. Хотя бы частично. 

Мне, конечно, очень хотелось бы верить, что я ошибаюсь. Что потеря интереса к литературе – явление временное, но пока мне кажется, что мы просто бешеными темпами теряем настоящую литературу и настоящую культуру.