Отсутствие знаков препинания в стихотворениях — зачем и почему?

Отсутствие знаков препинания в стихотворениях — зачем и почему?

Если вы увлекаетесь поэзией, то должны были заметить, что имеется в современной литературе такая тенденция: некоторые авторы все свои стихотворения, а другие авторы — только некоторые свои стихотворения публикуют без расстановки в тексте знаков препинания (реже — с двумя-тремя знаками на весь текст).

Давно зная о данном течении, я, тем не менее, только сегодня решила серьезно углубиться в вопрос и найти какую-нибудь информацию — материалы, статьи, обзоры, чтобы вооружиться мнением экспертов и великих умов. Но то ли я плохо искала, то ли умы и эксперты до этого направления еще не добрались, в общем, подробный и доступный для понимания текст по вопросу отсутствия знаков препинания в стихотворениях мне не попался.

Должна сразу сказать, что придерживаюсь мнения, что отсутствие знаков препинания в стихотворении нужно рассматривать как стилистический прием, способ выражения или усиления идеи/формы написанного текста, наравне с намеренной сбивкой ритма, сочетанием разных размеров в одном стихотворении (полиметрией), фрагментарными отсутствием размера, отсутствием рифм и др. Случаи, когда автор не знал, как правильно расставить знаки препинания, в этой статье не рассматриваются и за стилистический прием не принимаются.

Итак, возьмем идеально грамотного, опытного, профессионального поэта. Какие у него могут быть причины написать стихотворение без знаков препинания и какие цели он хочет достичь, применяя данный прием?

 

1. Долой преграды

Для начала предлагаю вам вдуматься в словосочетание «знаки препинания». Однокоренное слово к «препинанию» — препоны, т.е. препятствия, преграды. Знаки препинания разделяют предложения (т.е. законченные мысли), создают преграды внутри предложений: подсказывают отношения между словами, необходимые паузы, эмоциональную окраску мыслей. А если текст представляет собой некий быстропроизносимый массив, без пауз? Например, речитатив; имитация речи больного, потрясенного, сумасшедшего человека. Если текст специально написан так, чтобы было трудно или невозможно понять, где заканчивается одна мысль и начинается другая, если текст предполагает стремительное, беспаузное чтение, если автор хотел, чтобы читатель терялся в тексте без ориентиров, как герой теряется в своем внутреннем или окружающем его мире, то отсутствие знаков препинания вполне уместно.

 

2. Монотонность, бормотание

Мы уже выяснили, что знаки препинания помогают придать тексту эмоциональную окраску, отсутствие же оных создает еще один интересный эффект — стихотворение читается на одной ноте, читатель переносится в атмосферу, сравнимую с прослушиванием механического голоса, произносящего цифры: «пять семь восемь двадцать пять девять восемь девятнадцать». Таким безучастным ровным голосом самые жестокие маньяки рассказывают об очередной зверски изуродованной жертве; так хирург, придя домой, усталым и бесцветным голосом признается жене, что ошибся и не спас пациента. В итоге, описывая рабочий день, город, природу — придаем тексту будничность, монотонность, намекаем на повторение событий, их привычность; описывая страшные, необычные, тяжелые для эмоционального восприятия факты и ощущения — показываем опустошенность/равнодушие героя, его неспособность эмоционально отреагировать на события.

 

3. Эффект неожиданности

Лучше всего демонстрируется на короткометражках от стихов из арсенала т.н. кристаллической поэзии — «пирожках», форма которых предполагает отсутствие знаков препинания _всегда_

 

листают желтые газеты

осенний ветерок и дождь

они хотят найти квартиру

и поселиться там вдвоем

(с) better_days

 

В результате отсутствия связи между словами, читателю трудно предугадать дальнейшее развитие событий и финал произведения.

 

4. Многосмысловость

Если автор хочет сохранить всё многообразие значений, несомых имеющимся сочетанием слов, то отсутствие знаков препинания ему поможет. Приведу в качестве примера строчку стихотворения Евгения Орлова:

 

весна ледяная вода под ногами

 

Варианты прочтения:

весна /ледяная вода под ногами…

весна ледяная / вода под ногами…

весна / ледяная вода / под ногами…

 

Читателю ничего не разжевывается, он должен сам найти разгадку, иногда — домыслить, иногда — расставить акценты, найти вариант по душе. Стих несет в себе удивительную свободу восприятия, прочтения, читатель чувствует себя причастным к акту творения.

 

5. Оголенная мысль

Как мы думаем? У нас в голове проносятся четкие, правильно сформулированные предложения? Разве мы сначала представляем в голове одну завершенную мысль, за которой следует другая, а за ней уже третья, и все это сразу выверено и логично?

Нет, конечно. Мы перескакиваем с предмета на предмет, мысли обрывочны, непоследовательны, хаотичны, но при этом они могут быть свежее красиво уложенных слов, обаятельны своей растрепанностью, искренни в своей неправильности. Как, бывает, юная наивная девушка, несущая чепуху и грызущая ноготь, выигрывает у роскошной, ухоженной, накрашенной дамы, ведущей светскую беседу. А бывает, что и не выигрывает. Но, тем не менее, вышеуказанная девушка-простушка имеет право на существование.

Поэтому, когда автор считает необходимым вылить на читателя чистые, неотредактированные мысли, именно так, как они рождались у него в голове или же в голове героя (вариант — правдоподобно описать процесс вспоминания какого-то события, временного отрезка), либо когда автор хочет показать, что состояние героя таково, что он не может четко формулировать мысли (например, влюбленность, острый приступ восторга, боль, паника), отсутствие знаков препинания в сочетании со свободной формой стиха может помочь в воплощении этой задачи.

Вот основные причины, которые я на данный момент выявила. Естественно, автор может сочетать несколько из них, или все сразу. Так же у него могут быть другие причины не расставлять знаки препинания, о которых лучше узнать у самого автора. До того, как начнете кидать в него помидорами.

 

И, пожалуй, стоит кратенько подвести итоги.

Отсутствие знаков препинания в стихотворении — стилистический прием, способ выражения или усиления идеи/формы написанного текста. Часто (но не обязательно) применяется в вольном стихе, верлибре. Автор, используя прием нерасстановки знаков препинания, должен знать, зачем он это делает (или же остро чувствовать, что именно так — правильно), а также понимать, что большинство читателей подумает, что он не расставил знаки препинания потому, что он неграмотный.