Памяти моего дедули
Памяти моего дедули
НАШИМ РОДИТЕЛЯМ
Говорят, что нельзя писать,
если совсем кровит:
Мол, поэзия принимает пошлый безумный вид
Истерички, «женской литературы»,
дуры и промокашки,
Но меня воспитали люди в белых халатах, люди в советских фуражках.
И они говорили мне:
даже в слабости — куча силы.
И я называл себя пацаном, не скрывал,
как меня косило,
Как наша огромная Родина
всех нас вдруг заморочила,
А я ей верил… И выгребал
(ну, и прочая, ну, и прочая).
Тоже публично. И я считаю, что это —
смешно, но правильно.
Святого Георгия чуял я острее брахмана
в пране.
Любой следак, перед коим я на допросике распинался,
Всегда уточнял, с какою-то даже
просительной интонацией,
(И его становилось по-детски жалко,
гаврика окаянного):
«Вот ты — профессор, скажи мне, правда, что человек — не от обезьяны?»
А рядом сидящий пойманный вор
и конченый наркоман
Подтверждал, кивая нам пьяным пнём:
«Эволюция вся — обман».
Моё пролетарское христианство,
бабуля мои и деда…
Вечность вины и увечность ложки,
поданной не к обеду.
Кому теперь для Победы — стопку
(ребячью: «назло» и залпом)?
И эти похороны, и залпы, и ритуальные залы?
Родина радия, облучёнка,
лошадь Святого Фрола,
Не читай, если трудно, Фромма,
но не дай себя оцифровывать!
Ибо больше некому запрещать мне пить:
и коньяк стоит на виду.
А я «за ручку» один иду…
И не знаю, куда иду.
1 июля 2020 г.
БЕЛО-КРАСНАЯ
И вот они начали приходить —
молодые, совсем живые:
Белые офицеры, красные рядовые.
Расстрелянные дворяне,
дворовые большевики:
Множество рук из каждой моей руки.
А у меня — тошнота и такая, такая,
такая скорбь,
Особенно от глагола тинейджерского:
«Ускорь!», —
Ибо жизнь — прекрасна:
прекрасна, даже в паллиативке,
Пока человек улыбается на картинке.
Картинки рисуют дети, фотографы
и страдальцы.
На каждой из множества моих рук
отсыхают пальцы.
А я колю себе генокод, что инъекцию:
«Тише, дышим!»
Привет, офицер царёв, большевик,
московский да питерский, прадед Миша.
Так появляются в нашей жизни
не картинки уже — картины.
Письма пятидесятых:
«Посмертно реабилитирован».
…И то, что я в себе никогда не забуду
и не прогну:
Молодая, худая, нежная боль
за Свою Страну.
1 июля 2020 г.
ЛЕБЕДИ
Дедушка! Ты — Живой.
Живой, как не знаю кто.
Я примеряю твою рубаху, твой китель,
твое пальто.
Я всего сего — не достойна,
но несчастная моя жисть —
Потомка военных в трех поколеньях —
настроена на «служить».
Я должна была стать военной,
но в какой из армий, какой,
Если хлопцы друг друга бьют
одной и той же рукой?
Если, то, за что вы боролись,
раскалываясь на два,
Слушает страшного дядьки Доллара
хосписные слова?
Цивилизация поколенья, коего больше нет,
В лице себя же, как пух лебяжий,
уничтожает свет.
Но лебеди, лебеди, лебедята
просыпаются поутру…
И, пока я им зашиваю крылья,
я знаю, что не умру.
3 июля 2020 г.
КОЛОКОЛ НИКОЛЫ
Хорошие люди со мною рядом,
мужчины и даже женщины,
Опошляют позицию христианства
позицией пораженчества.
И я не знаю, кто из нас — грешен:
они, покорные, или, тупая, я?
Всё равно ведь мы все течём из одного ручья,
Но проще признать:
вина до дна — одна и за всех — моя.
«Хорошие» люди — рядом со мной,
но меня же не так учили…
Я на брюхе своих яичников
славянское недоЧили
Отползала от сих и до сих,
будто сама рожала:
Жалость забилась внутрь,
снаружи выросло жало,
Я всею собою к сырой земле разрытых могил прижалась.
Хорошие люди рядом обещают мне
что-то веское:
«Бумеранг кармы» как компенсатор
бездействия за Освенцим.
Но если ты видишь всё и молчишь,
считай, что ты — соучастник,
А если борешься — то «безбожник»,
мир тебя рвёт на части,
А я ничего не хочу, я живу с покойными —
это счастье.
Мир продолжает символизировать Пустоту, жонглируя жестами.
Хорошие люди рядом со мною,
даже мужчины, тем паче — женщины,
Хотят, чтобы я жила.
Просто тихо для них жила,
А то, что в мире — уже передоз
изысканнейшего зла,
Никого особо не беспокоит…
Но батя молится. Спит солдат.
На службе — колокола.
6 июня 2020 г.
ВЕЧНОСТЬ
Время смотрит кристально, пристально…
Дай мне просто поговорить с тобой!
Время всласть шевелит страницами…
Дай мне просто с тобой браниться, как
Мы бранились на мелкой кухоньке
О богеме моей, о куколках.
Здесь курили мы в ночку цепкую,
Перед хосписом, — офицерски так,
Как последнюю — перед боем — влёт.
Время въелось в наш мир пробоиной.
Время брало, дедок, нахрапом нас —
Мы боролись с особой храбростью.
Мы бросались на амбразуры их,
Бесов хлопая нецензурною.
Вот и патлы — уже не рыжие.
Нет поэзии…
Дед, мы выжили.
8 июля 2020 г.
И ОН ГОВОРИЛ
И Он говорил супротив традиций
и предыдущих правил,
Простенько, не, как Бог:
«Отец зачем Ты меня оставил?»
Так бабка-плакальщица вопит в деревне
над гробом милым:
«На кого ты меня оставил, родной кормилец?»
И Он говорил, и деревья в такт
внимали Ему, кивая.
А дальше — кенозис. Невозврат.
Точка предельная, нулевая.
Пустота, которая полнота.
Полнота, которая пустота.
И шёл в орденах Чапаев к сути Его креста.
И Он говорил, и никто,
никто не говорил так раньше
И позже не говорил так:
ни на хуторе, ни на ранчо.
«Отец, зачем Ты меня оставил?» —
одного, в непростой судьбе…
Он говорил это Самому,
Самому,
Самому
Себе.
10 июля 2020 г.
ПРАВНУК
Кем не была я только: и хиппи, и maidan-утой.
И русским миром, его химерой,
его полоумной верой.
И только теперь я знаю:
всё это звучит не круто,
Потому что я — просто внучка.
Внучка советского офицера.
Что в доме моём осталось? Тоска и вой лишь.
Болезнь, похожая на твою… Так похожая, деда!
Я знаю, что ты уйти к Тебе
Раньше времени не позволишь:
И в этом — тоже твоя заслуга, твоя Победа.
Я вызываю скорые и боюсь этих скорых:
Точно так же, как ты, —
когда совсем припирает.
Но я рожу тебе внука-правнука, да, Егора,
И будет Иван — кликуха его вторая.
Я бы ходила в строю и ходила б в ногу,
Но боли такие, что еле её волочишь…
И всё же, я не жалею за тот Чернобыль,
Потому что любовь и подвиг
Суть важно очень.
Потому что любовь одна только нами движет,
И так её много-мало, так Тебя не хватает!
У меня болит тоже справа —
там, где твоя грыжа:
Но там сквозь ткани расти Егору:
Значит, болезнь — святая.
12 июля 2020 г.
ЖИВОЙ ТРУП
Разрушают мой город варвары — вдрызг —
и никто не сжалится.
Я прижимаю к БЖ родимой,
Большой Житомирской, голый жар лица
И понимаю: уже нет «дальше»,
ничего ведь не остаётся нам,
Кроме, как становиться
беспамятными «нью-йоркцами»
В городе — Юровом, дедовом, русском,
славянском — палевом.
Я не умею и не желаю жить, как они,
без памяти.
Прилетай, Жар-Птица, Святая Соня,
со школьным советским ранцем и
Посмотри, как мне на твоём Подоле
радостно умирается.
Здесь каждое место — моё по факту, здесь, люди, — уже история.
Юный провинциал, как новая Консистория,
Подваливает, по-хамски, с репликой:
«Гарне місто!»…
Я пишу на футболке: «Go to Gulag».
Киев! Здесь будет чисто.
13 июля 2020 г.
ВНУКИ
Мне — восемьдесят два года,
не дожила я до полного «три»:
Точно, как дед мой. Это я с виду —
девчонка. Давай пари?
Мой мир сейчас — никаков,
полон и никаков:
Я больше не чувствую поколение —
только студентов и стариков.
Моё поколение было воспитано девяностыми:
Бродский и Чичибабин,
США есть «свободы остров».
Те, кто старше,
себе избрали иные совсем пути —
Их выбирают сейчас пацаны
и пацанки до двадцати.
Вы не смогли продать Родину,
жвачные и джинсовые наши родители.
Они всё равно изучают Гегеля,
ищут выдержки из «Обители».
Мне страшно от их жажды.
Мне — радостно и тепло.
Поколение постмодерна,
за вами следующее пришло!
И, когда я сижу по ночам со студенткой
над письмами партизанки,
Моей прабабушки, я понимаю:
это и есть изнанка
Эпохи, которую вы нам сделали, не спросив, а хотим ли мы…
Ничего, это путь к славянской весне.
Путь из вашей зимы.
И они продолжат, поднявшись с боем,
как викинги, поутру.
Они продолжат дедово дело,
когда я совсем умру.
И будет архаика петь рэпом
майскую песнь Побед…
Терпение, выдержка и любовь —
на миллионы лет.
14 июля 2020 г.
НЕБЕСНЫЕ ЗВЕРИ
Мой любимый снимает небо.
Я же стою поодаль.
У него, что ни облако, —
то картина, образ или метафора.
Мои же тучи — в моём мозгу:
София, Лилит, Джоконда,
Чаша Будды для сбора податей,
ольвийская чудо-амфора.
Я собрала в себе весь мир:
столетья, тысячелетия
Запада и Востока, Востока и Запада.
И всё же любое облако мне навевает плетиво
Кирилличной вязи Временных Лет Повести, с речкой-запонкой,
Ручаем скрепляющей рукава Днепра
и сестры Почайны,
Скрепом вяжущее рубашку дедову
на запястьях.
Русский ястреб летит по небу
с ангельскою печалью,
Бросаясь грудью на амбразуру города
с чёрной пастью.
Со смертью последнего из семьи
город мой стал чужим мне.
И только память, седая память
в моей голове юной,
Прорезаясь сквозь перворябь морщин
на лбу старожила,
Видит в облаке то дедулю,
то бабулю мою, то Юру.
Мой любимый снимает небо.
А я в его грудь прячусь —
Внутренним перистым, кучевым, ватным, аэрофлотным.
Бог подарил нам души, как алгоритм задачи,
А мы разгадываем — Христовы птицы,
жуки, животные.
15 июля 2020 г.
СЕМЯ
У города моего — сто тысяч семян в горсти,
Гроздья жуков и звёзд, сотни смарагдов зёрен.
Город мой оккупирован, он потерял пути,
И найти их, пока не сдох, он сейчас не волен.
Он болен, он очень болен, город мой,
мой Есенин,
Моя серебряная тоска золотых соборов.
Старая липа Шевченко ждет:
у неё под сенью
Отдыхает на джипе из трёх свастонов
заокеанский боров.
Земля стоит на пяти китах,
на одной черепахе.
Подол выползает навстречу
грядущему сумасшествию.
Я видеть этого не могу: как продают папахи,
Ордена Великой отечественной войны
и моё ушедшее.
У города моего — есть я,
что не в силах отсель уехать:
Военное кладбище «Берковцы»
никуда меня не пускает.
Небо кутает температуру Днепра
бело-синим мехом…
И это не пандемия — это любовь такая.
Лихорадка Нестора,
субфебрильная температура миллениалов.
Город мой, бусинка, чудо-крот,
куда от тебя мне деться?
Закат проникает, что анальгетик,
капельницею алой
В кровь моего Аскольда, и Дира,
в Ольжины дыры детства.
Киев мой, Києве мій, Луценко, Врубель,
Патон, Щербицкий,
Что тебя вынудило, родной,
выпрыгнуть из подпорок
И сделаться самому же,
самому же себе убийцей?
Я кладу тебе в гроб окурок…
Небесный Царе, храни мой город!
17 июля 2020 г.
ЗЕЛЁНКА
Древо прорезалось, подросло,
ручки пораспускало
Из чернозёма, кротовых нор, нефти:
золой и калом
Вскормлено. Жидкостный изумруд,
костью коры твердея,
Ты — это юная старина, а не её идея.
Веточка хрупкая в камуфле,
дай на твою зелёнку
Я, как на вешалку,
нацеплю крест своего ребёнка.
Главное, милая, не дрожи:
я тебя не затрону,
Я — твои корни, я сплю в земле.
Дали б дожить до кроны —
Той, что курчявится, к небу прёт с первой
последней силой!
Троица, выдай ей просфору —
хлебушек хлорофилла.
Крепкое древо моей любви,
ватка с пекучим спиртом,
Вырвись из грунта и поплыви,
я же — к тебе на спину,
Как на могилку, как на ковчег, —
сяду, прильну, вцепившись
В гриву аптеки твоей листвы, той,
что парит и пышет
Жаром и хладом, огнём и льдом, солнцем, грозой и тучей…
От сотворения бытия древа мои — летучи.
17—18 июля 2020 г.
ЗИМНЕЕ ЛЕТО
Белые колонны. Белые дома.
В граде вместо лета белая зима —
Суховым в пустыне, средь слепящих троп, —
Белою скатеркой покрывает гроб.
Белые таблетки — снежные бинты.
С небом цвета ватки я давно на «ты».
Зубы чистят пастой — известью блестят.
Мел рисует школу в мозге у ребят.
Саван тоже белый: в гроте у Христа
Он по воскресенью, сосчитав до ста,
Слипся и растаял: стало всем отсель
Видно, как сквозь сумрак проступила бель.
В ноль нейтрализуясь, славят торжество
Все цвета халата деда моего.
Мир реанимаций, свадебной фаты,
Радугу поправший в чистые листы.
Пишет по шпионски — так не прочитать:
Белое на белом, выдержка и стать.
И стихи пропали, выйдя за межу.
Чем за снег платилось, вряд ли расскажу.
20 июля 2020 г.
ЛЯЛЯ
Всё, что скопила я, проживя смешно
и скандально жизнь, —
Это полпачки гидазепама,
россыпь картин на стенах,
Двадцать сборников моих текстов,
где нет ни фонемы лжи,
Три могилы на Берковцах
да студенты на переменах.
Мой Сэлинджер шепчет, бродя во ржи:
«Верь во Христа и сказку».
И я так верую, что держись,
как поучал Тарас —
Шевченко и тот сибирский священник,
что не давал отмазку,
Но отвечал мне, что смерти нет —
это всего лишь раз.
В национальном гетто свой крест —
маленький, древнерусский —
Влача, обещаю послушной быть дедушке,
чистить кариес,
Ступать по дороге погоста военного
тропкой узкой,
Где предки наши молчат и ждут, терпя,
лепеча, брыкаясь.
Детский лепет — язык ля-ля —
голос старца и Бога.
Голос поэзии, что во мне,
но изгнана с каждой сцены.
Стены тюрьмы — высоки, крепки,
но даже из них дорога
Ведет меня к солнцу,
и предки ей знают стальную цену.
Веди меня, стёжечка-два крыла,
где вдоль в орденах-медалях
Лежат незабытые и простые,
не жалуясь нам особо.
Я ползу по следам и слезами вижу
сине-златые дали…
И оттуда тянется мой ребёнок,
в люльку сходя из гроба.
20 июля 2020 г.