Памяти моего дедули

Памяти моего дедули

Подборка стихотворений

НАШИМ РОДИТЕЛЯМ

 

Говорят, что нельзя писать,
если совсем кровит:

Мол, поэзия принимает пошлый безумный вид

Истерички, «женской литературы»,
дуры и промокашки,

Но меня воспитали люди в белых халатах, люди в советских фуражках.

 

И они говорили мне:
даже в слабости
куча силы.

И я называл себя пацаном, не скрывал,
как меня косило,

Как наша огромная Родина
всех нас вдруг заморочила,

А я ей верил… И выгребал
(ну, и прочая, ну, и прочая).

 

Тоже публично. И я считаю, что это
смешно, но правильно.

Святого Георгия чуял я острее брахмана
в пране.

Любой следак, перед коим я на допросике распинался,

Всегда уточнял, с какою-то даже
просительной интонацией,

 

(И его становилось по-детски жалко,
гаврика окаянного):

«Вот ты профессор, скажи мне, правда, что человек не от обезьяны?»

А рядом сидящий пойманный вор
и конченый наркоман

Подтверждал, кивая нам пьяным пнём:
«Эволюция вся
обман».

 

Моё пролетарское христианство,
бабуля мои и деда…

Вечность вины и увечность ложки,
поданной не к обеду.

Кому теперь для Победы стопку
(ребячью: «назло» и залпом)?

И эти похороны, и залпы, и ритуальные залы?

 

Родина радия, облучёнка,
лошадь Святого Фрола,

Не читай, если трудно, Фромма,
но не дай себя оцифровывать!

Ибо больше некому запрещать мне пить:
и коньяк стоит на виду.

 

А я «за ручку» один иду…

И не знаю, куда иду.

1 июля 2020 г.

 

 

БЕЛО-КРАСНАЯ

 

И вот они начали приходить
молодые, совсем живые:

Белые офицеры, красные рядовые.

Расстрелянные дворяне,
дворовые большевики:

Множество рук из каждой моей руки.

 

А у меня тошнота и такая, такая,
такая скорбь,

Особенно от глагола тинейджерского:
«Ускорь!»,

Ибо жизнь — прекрасна:
прекрасна, даже в паллиативке,

Пока человек улыбается на картинке.

 

Картинки рисуют дети, фотографы
и страдальцы.

На каждой из множества моих рук
отсыхают пальцы.

А я колю себе генокод, что инъекцию:
«Тише, дышим!»

Привет, офицер царёв, большевик,
московский да питерский, прадед Миша.

 

Так появляются в нашей жизни
не картинки уже
картины.

Письма пятидесятых:
«Посмертно реабилитирован».

 

…И то, что я в себе никогда не забуду
и не прогну:

Молодая, худая, нежная боль
за Свою Страну.

1 июля 2020 г.

 

 

ЛЕБЕДИ

 

Дедушка! Ты — Живой.
Живой, как не знаю кто.

Я примеряю твою рубаху, твой китель,
твое пальто.

Я всего сего не достойна,
но несчастная моя жисть

Потомка военных в трех поколеньях
настроена на «служить».

 

Я должна была стать военной,
но в какой из армий, какой,

Если хлопцы друг друга бьют
одной и той же рукой?

Если, то, за что вы боролись,
раскалываясь на два,

Слушает страшного дядьки Доллара
хосписные слова?

 

Цивилизация поколенья, коего больше нет,

В лице себя же, как пух лебяжий,
уничтожает свет.

Но лебеди, лебеди, лебедята
просыпаются поутру…

И, пока я им зашиваю крылья,
я знаю, что не умру.

3 июля 2020 г.

 

 

КОЛОКОЛ НИКОЛЫ

 

Хорошие люди со мною рядом,
мужчины и даже женщины,

Опошляют позицию христианства
позицией пораженчества.

И я не знаю, кто из нас грешен:
они, покорные, или, тупая, я?

Всё равно ведь мы все течём из одного ручья,

Но проще признать:
вина до дна
одна и за всех моя.

 

«Хорошие» люди — рядом со мной,
но меня же не так учили…

Я на брюхе своих яичников
славянское недоЧили

Отползала от сих и до сих,
будто сама рожала:

Жалость забилась внутрь,
снаружи выросло жало,

Я всею собою к сырой земле разрытых могил прижалась.

 

Хорошие люди рядом обещают мне
что-то веское:

«Бумеранг кармы» как компенсатор
бездействия за Освенцим.

Но если ты видишь всё и молчишь,
считай, что ты
соучастник,

А если борешься то «безбожник»,
мир тебя рвёт на части,

А я ничего не хочу, я живу с покойными
это счастье.

 

Мир продолжает символизировать Пустоту, жонглируя жестами.

Хорошие люди рядом со мною,
даже мужчины, тем паче
женщины,

Хотят, чтобы я жила.
Просто тихо для них жила,

А то, что в мире уже передоз
изысканнейшего зла,

Никого особо не беспокоит…

Но батя молится. Спит солдат.
На службе
колокола.

6 июня 2020 г.

 

 

ВЕЧНОСТЬ

 

Время смотрит кристально, пристально…

Дай мне просто поговорить с тобой!

Время всласть шевелит страницами…

Дай мне просто с тобой браниться, как

 

Мы бранились на мелкой кухоньке

О богеме моей, о куколках.

Здесь курили мы в ночку цепкую,

Перед хосписом, офицерски так,

 

Как последнюю перед боем влёт.

Время въелось в наш мир пробоиной.

Время брало, дедок, нахрапом нас

Мы боролись с особой храбростью.

 

Мы бросались на амбразуры их,

Бесов хлопая нецензурною.

Вот и патлы уже не рыжие.

Нет поэзии…

Дед, мы выжили.

8 июля 2020 г.

 

 

И ОН ГОВОРИЛ

 

И Он говорил супротив традиций
и предыдущих правил,

Простенько, не, как Бог:
«Отец зачем Ты меня оставил?»

Так бабка-плакальщица вопит в деревне
над гробом милым:

«На кого ты меня оставил, родной кормилец?»

 

И Он говорил, и деревья в такт
внимали Ему, кивая.

А дальше кенозис. Невозврат.
Точка предельная, нулевая.

Пустота, которая полнота.
Полнота, которая пустота.

И шёл в орденах Чапаев к сути Его креста.

 

И Он говорил, и никто,
никто не говорил так раньше

И позже не говорил так:
ни на хуторе, ни на ранчо.

«Отец, зачем Ты меня оставил?»
одного, в непростой судьбе…

Он говорил это Самому,

Самому,

Самому

Себе.

10 июля 2020 г.

 

 

ПРАВНУК

 

Кем не была я только: и хиппи, и maidan-утой.

И русским миром, его химерой,
его полоумной верой.

И только теперь я знаю:
всё это звучит не круто,

Потому что я просто внучка.

Внучка советского офицера.

 

Что в доме моём осталось? Тоска и вой лишь.

Болезнь, похожая на твою… Так похожая, деда!

Я знаю, что ты уйти к Тебе

Раньше времени не позволишь:

И в этом тоже твоя заслуга, твоя Победа.

 

Я вызываю скорые и боюсь этих скорых:

Точно так же, как ты,
когда совсем припирает.

Но я рожу тебе внука-правнука, да, Егора,

И будет Иван кликуха его вторая.

 

Я бы ходила в строю и ходила б в ногу,

Но боли такие, что еле её волочишь…

И всё же, я не жалею за тот Чернобыль,

Потому что любовь и подвиг

Суть важно очень.

 

Потому что любовь одна только нами движет,

И так её много-мало, так Тебя не хватает!

У меня болит тоже справа
там, где твоя грыжа:

Но там сквозь ткани расти Егору:

Значит, болезнь святая.

12 июля 2020 г.

 

 

ЖИВОЙ ТРУП

 

Разрушают мой город варвары вдрызг
и никто не сжалится.

Я прижимаю к БЖ родимой,
Большой Житомирской, голый жар лица

И понимаю: уже нет «дальше»,
ничего ведь не остаётся нам,

Кроме, как становиться
беспамятными «нью-йоркцами»

 

В городе Юровом, дедовом, русском,
славянском
палевом.

Я не умею и не желаю жить, как они,
без памяти.

Прилетай, Жар-Птица, Святая Соня,
со школьным советским ранцем и

Посмотри, как мне на твоём Подоле
радостно умирается.

 

Здесь каждое место моё по факту, здесь, люди, уже история.

Юный провинциал, как новая Консистория,

Подваливает, по-хамски, с репликой:
«Гарне місто!»…

Я пишу на футболке: «Go to Gulag».

 

Киев! Здесь будет чисто.

13 июля 2020 г.

 

 

ВНУКИ

 

Мне восемьдесят два года,
не дожила я до полного «три»:

Точно, как дед мой. Это я с виду
девчонка. Давай пари?

Мой мир сейчас никаков,
полон и никаков:

Я больше не чувствую поколение
только студентов и стариков.

 

Моё поколение было воспитано девяностыми:

Бродский и Чичибабин,
США есть «свободы остров».

Те, кто старше,
себе избрали иные совсем пути

Их выбирают сейчас пацаны
и пацанки до двадцати.

 

Вы не смогли продать Родину,
жвачные и джинсовые наши родители.

Они всё равно изучают Гегеля,
ищут выдержки из «Обители».

Мне страшно от их жажды.
Мне
радостно и тепло.

Поколение постмодерна,
за вами следующее пришло!

 

И, когда я сижу по ночам со студенткой
над письмами партизанки,

Моей прабабушки, я понимаю:
это и есть изнанка

Эпохи, которую вы нам сделали, не спросив, а хотим ли мы…

Ничего, это путь к славянской весне.
Путь из вашей зимы.

 

И они продолжат, поднявшись с боем,
как викинги, поутру.

Они продолжат дедово дело,
когда я совсем умру.

И будет архаика петь рэпом
майскую песнь Побед…

Терпение, выдержка и любовь
на миллионы лет.

14 июля 2020 г.

 

 

НЕБЕСНЫЕ ЗВЕРИ

 

Мой любимый снимает небо.
Я же стою поодаль.

У него, что ни облако,
то картина, образ или метафора.

Мои же тучи в моём мозгу:
София, Лилит, Джоконда,

Чаша Будды для сбора податей,
ольвийская чудо-амфора.

 

Я собрала в себе весь мир:
столетья, тысячелетия

Запада и Востока, Востока и Запада.

И всё же любое облако мне навевает плетиво

Кирилличной вязи Временных Лет Повести, с речкой-запонкой,

 

Ручаем скрепляющей рукава Днепра
и сестры Почайны,

Скрепом вяжущее рубашку дедову
на запястьях.

Русский ястреб летит по небу
с ангельскою печалью,

Бросаясь грудью на амбразуру города
с чёрной пастью.

 

Со смертью последнего из семьи
город мой стал чужим мне.

И только память, седая память
в моей голове юной,

Прорезаясь сквозь перворябь морщин
на лбу старожила,

Видит в облаке то дедулю,
то бабулю мою, то Юру.

 

Мой любимый снимает небо.
А я в его грудь прячусь

Внутренним перистым, кучевым, ватным, аэрофлотным.

Бог подарил нам души, как алгоритм задачи,

А мы разгадываем — Христовы птицы,
жуки, животные.

15 июля 2020 г.

 

 

СЕМЯ

 

У города моего сто тысяч семян в горсти,

Гроздья жуков и звёзд, сотни смарагдов зёрен.

Город мой оккупирован, он потерял пути,

И найти их, пока не сдох, он сейчас не волен.

 

Он болен, он очень болен, город мой,
мой Есенин,

Моя серебряная тоска золотых соборов.

Старая липа Шевченко ждет:
у неё под сенью

Отдыхает на джипе из трёх свастонов
заокеанский боров.

 

Земля стоит на пяти китах,
на одной черепахе.

Подол выползает навстречу
грядущему сумасшествию.

Я видеть этого не могу: как продают папахи,

Ордена Великой отечественной войны
и моё ушедшее.

 

У города моего есть я,
что не в силах отсель уехать:

Военное кладбище «Берковцы»
никуда меня не пускает.

Небо кутает температуру Днепра
бело-синим мехом…

И это не пандемия это любовь такая.

 

Лихорадка Нестора,
субфебрильная температура миллениалов.

Город мой, бусинка, чудо-крот,
куда от тебя мне деться?

Закат проникает, что анальгетик,
капельницею алой

В кровь моего Аскольда, и Дира,
в Ольжины дыры детства.

 

Киев мой, Києве мій, Луценко, Врубель,
Патон, Щербицкий,

Что тебя вынудило, родной,
выпрыгнуть из подпорок

И сделаться самому же,
самому же себе убийцей?

Я кладу тебе в гроб окурок…
Небесный Царе, храни мой город!

17 июля 2020 г.

 

 

ЗЕЛЁНКА

 

Древо прорезалось, подросло,
ручки пораспускало

Из чернозёма, кротовых нор, нефти:
золой и калом

Вскормлено. Жидкостный изумруд,
костью коры твердея,

Ты это юная старина, а не её идея.

 

Веточка хрупкая в камуфле,
дай на твою зелёнку

Я, как на вешалку,
нацеплю крест своего ребёнка.

Главное, милая, не дрожи:
я тебя не затрону,

Я твои корни, я сплю в земле.
Дали б дожить до кроны

 

Той, что курчявится, к небу прёт с первой

последней силой!

Троица, выдай ей просфору
хлебушек хлорофилла.

Крепкое древо моей любви,
ватка с пекучим спиртом,

Вырвись из грунта и поплыви,
я же
к тебе на спину,

 

Как на могилку, как на ковчег,
сяду, прильну, вцепившись

В гриву аптеки твоей листвы, той,
что парит и пышет

Жаром и хладом, огнём и льдом, солнцем, грозой и тучей…

 

От сотворения бытия древа мои летучи.

1718 июля 2020 г.

 

 

ЗИМНЕЕ ЛЕТО

 

Белые колонны. Белые дома.

В граде вместо лета белая зима

Суховым в пустыне, средь слепящих троп,

Белою скатеркой покрывает гроб.

 

Белые таблетки снежные бинты.

С небом цвета ватки я давно на «ты».

Зубы чистят пастой известью блестят.

Мел рисует школу в мозге у ребят.

 

Саван тоже белый: в гроте у Христа

Он по воскресенью, сосчитав до ста,

Слипся и растаял: стало всем отсель

Видно, как сквозь сумрак проступила бель.

 

В ноль нейтрализуясь, славят торжество

Все цвета халата деда моего.

Мир реанимаций, свадебной фаты,

Радугу поправший в чистые листы.

 

Пишет по шпионски так не прочитать:

Белое на белом, выдержка и стать.

И стихи пропали, выйдя за межу.

Чем за снег платилось, вряд ли расскажу.

 

20 июля 2020 г.

 

 

ЛЯЛЯ

 

Всё, что скопила я, проживя смешно
и скандально жизнь,

Это полпачки гидазепама,
россыпь картин на стенах,

Двадцать сборников моих текстов,
где нет ни фонемы лжи,

Три могилы на Берковцах
да студенты на переменах.

 

Мой Сэлинджер шепчет, бродя во ржи:
«Верь во Христа и сказку».

И я так верую, что держись,
как поучал Тарас

Шевченко и тот сибирский священник,
что не давал отмазку,

Но отвечал мне, что смерти нет
это всего лишь раз.

 

В национальном гетто свой крест
маленький, древнерусский

Влача, обещаю послушной быть дедушке,
чистить кариес,

Ступать по дороге погоста военного
тропкой узкой,

Где предки наши молчат и ждут, терпя,
лепеча, брыкаясь.

 

Детский лепет язык ля-ля
голос старца и Бога.

Голос поэзии, что во мне,
но изгнана с каждой сцены.

Стены тюрьмы высоки, крепки,
но даже из них дорога

Ведет меня к солнцу,
и предки ей знают стальную цену.

 

Веди меня, стёжечка-два крыла,
где вдоль в орденах-медалях

Лежат незабытые и простые,
не жалуясь нам особо.

Я ползу по следам и слезами вижу
сине-златые дали…

 

И оттуда тянется мой ребёнок,
в люльку сходя из гроба.

20 июля 2020 г.