Памяти Валентина Носкина

Памяти Валентина Носкина

В многогранном магическом кристалле окружающего нас мира происходит хотя и постепенная, но абсолютно безнадежная утрата самых интересных граней.

Физик и коллекционер современной живописи Валентин Носкин, живший на Каменноостровском проспекте, сформировался в атмосфере 60-х годов прошлого века. Тогда практически единственной достойной профессией для мальчика из одесской семьи была профессия ученого (если повезло, то физика или математика), позволявшая существовать, при должном уровне интеллекта, независимо от политического строя и экономической формации, относительно безбедно, а главное, свободно.

Одним из главных увлечений Носкина стало коллекционирование живописи. Он словно собирал вокруг себя культурный мир Петербурга, храня на стенах квартиры образцы живописи, созданные в нашем городе в конце XX — начале XXI вв.

Гостеприимно распахнутая дверь профессорской квартиры и всегда накрытый стол гарантировали всем художникам, писателям и поэтам кров, коньяк и тепло.

Так жить мог только человек, который из всего многообразия окружающего мира, больше всего ценил дружбу и атмосферу интеллектуального бурлеска, где важны острый ум и талант, а все материальное остается пусть и жизненно необходимым, но второстепенным придатком к счастливому миросозерцанию разумом.

Всю большую жизнь Валентина Носкина можно условно разбить на три главных этапа: ученый в Ленинградском Институте Ядерной Физики (ЛИЯФ); директор Ленинградского филиала Института Новых Технологий Образования и проректор Московского института повышения работников образования; коллекционер современной живописи.

В ЛИЯФ Валентином Носкиным было создано новое направление в науке — Лазерная Корреляционная Спектроскопия, успешно применяемая с тех пор для прикладных задач иммунологии и физики полимеров. Сотня публикаций, десятки авторских, премии… Разработка математического аппарата для решения некорректной обратной задачи рассеяния света, создание экспериментальных установок и мобильных аппаратов для диагностики иммунного статуса человека — это лишь малый перечень его заслуг на научном поприще.

Лаборатория Носкина располагалась на первом этаже двухэтажного здания, на втором этаже был отдел теоретической физики. Во всех остальных зданиях на входе были посты КГБ, и для входа требовалось долгое согласование и оформление документов. Близость к теоретическому отделу создавала ощущение элитарной принадлежности, а свободный вход, отсутствие пропускной системы и контроля рабочего времени превращали этот корпус в островок свободы и культуры. Свобода рабочего времени приводила к тому, что понедельник начинался в субботу, а эксперименты могли идти сутками без перерывов.

Свобода входа приводила сюда всех иностранных гостей Лияфа и посланников не совсем официальной культуры. Бэлла Ахмадулина и Вероника Долина, Лев Гумилев и Фазиль Искандер, Татьяна и Сергей Никитины — все они выступали перед учеными и поднимали потом пробирку с разведенным спиртом в стенах лаборатории. Гости знали, что физикам и у физиков позволено говорить и думать практически все, и активно пользовались этой возможностью, воспринимая лабораторию Носкина как островок свободы, а самого Валентина Алексеевича — как человека нового, еще не пришедшего времени.

«Независимость — слово неважное, но сама вещь хороша», — писал Пушкин Казначееву в июле 1824 года. И эта независимость Носкина, экстерриториальная и духовная, объединяла и сплачивала вокруг него ученых, писателей, но и конечно художников. Валентин отвечал за проведение семинаров по биофизике и ядерной физике, которые происходили раз в два года в Усть-Нарве (Эстония). Там не только собирались лучшие умы СССР, но и показывалось все то, что было в стране под запретом. Французское консульство привозило нашумевшие, но не разрешенные к показу фильмы. Окуджава пел под гитару. Художники выставляли свои работы.

Зародившаяся тогда дружба с художниками переросла постепенно в страсть и во второй смысл жизни Валентина Носкина.

Настали 90-е годы, в мир науки пришла свобода. Можно было свободно выбирать свое место в мире для занятий наукой, но ушла свобода заниматься тем, что тебя интересует. Надо было определяться в новых условиях. Валентин Носкин вместе с коллегами из Академии Наук, создавшими Институт Новых Технологий (ИНТ), занялся формированием новой концепции научного института в постсоветском пространстве. Участие в формировании идеологии и в создании товарно-сырьевой биржи Санкт-Петербург и Фонда Имуществ, воссоздание деятельности в Петербурге международных образовательных организаций, таких, как ОРТ, и, конечно формирование идеологи средней школы… Телекоммуникации (образовательная сеть FIDOnet еще до появления интернета), программирование на LOGO, образовательные компьютерные программы, внедрение цифровых лабораторий, первые цифровые технологии мониторинга здоровья — все это пришло в школы Санкт-Петербурга через ИНТ Валентина Носкина.

Еще важнее было его влияние на профессиональное педагогическое сообщество. Собственно, сообщество «информатизаторов образования» в значительной мере и сформировалось вокруг Ленинградского филиала ИНТ и его руководителя. Ежегодные конференции с участием западных специалистов, совместные проекты с московскими коллегами, организация визитов в город «великих» деятелей образования, вроде Сеймура Пайперта – все это сделало Валентина Алексеевича неформальным лидером инновационно-образовательной «тусовки». Любой человек, игравший сколь-нибудь значительную роль в информатизации образования города, был в той или иной степени связан с ИНТ и Носкиным.

Восхищала способность Валентина Носкина сочетать работу директора ИНТ в Петербурге и проректора Московского института открытого образования. Каждую неделю — поезд в Москву и обратно, руководство и московскими и петербургскими проектами, организация взаимодействия между регионами. Педагогическое сообщество — это довольно замкнутый, в чем-то ограниченный мир. Появление в нем яркой крупной личности с многочисленными связями в научной, художественной, литературной, музыкальной средах не могло не оставить глубокого и сильного впечатления.

Квартира на Каменноостровском проспекте вобрала в себя лучшее, что было создано художниками нашего города, став не только хранилищем коллекции их работ, но и заметным местом встреч самых разных, но неизменно интересных людей, приходящих к Валентину Носкину, физику, просветителю, коллекционеру, одесситу и замечательному человеку.