Памятник Маяковскому: люди, судьбы, эпоха

Памятник Маяковскому:

люди, судьбы, эпоха

Спецпроект «Новокузнецк–400»

Мы помним эти монументальные строки: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!». Десятилетиями они сияли напротив железнодорожного вокзала в Новокузнецке. Потом эти надписи вдруг исчезли. А такие люди, о которых говорил Владимир Маяковский, продолжали творить историю…

Накануне 400-летнего юбилея города незабываемые поэтические строки воскресли в своём обновлённом виде и вновь сияют теперь над домами на той же самой привокзальной площади. Новокузнечане по-прежнему считают поэта своим, хоть он никогда и не был в их городе-саде…

 

1 ноября 1967 года был установлен памятник В.В. Маяковскому

на одноименной площади в Новокузнецке.

С тех пор минуло 50 лет. Есть что вспомнить.

 

Напомним, что стихотворение «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» Маяковский опубликовал в 1929 году. Это был год, когда правительство СССР приняло решение о строительстве KMK в будущем городе Ново-Кузнецке. Сти­хотворение, очень короткое, но ёмкое, начиналось с цитаты из разговора поэта со свидетелем самого начала стройки: «К этому месту будет подвезено в пятилетку 1 000 000 вагонов строи­тельных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей».

Для начала речь пойдёт об этом свидетеле и рассказчике Иулиане Петровиче Хренове. Поскольку существует довольно общее заблуждение, исключая узкий круг специалистов, что Хре­нов не то бригадир, не то простой рабочий с Кузнецкстроя. Что встреча кузнецкстроевца Иулиана Хренова и популярного позта Владимира Маяковского якобы была случайной. Что этому че­ловеку с ядрёной народной фамилией «Хренов» поэт пове­рил, поскольку вообще верил в прогресс индустриализации…

История этой незаурядной личности с годами была относи­тельно хорошо изучена. И нам остаётся лишь её пересказать с некоторыми комментариями.

Иулиан Петрович Хренов (19011948) был одним из кирпичиков в индустриали­зации страны Советов. Мог остаться без­вестным, как миллионы строителей новой жизни, о которых рассказал поэт кратко и ёмко:

«… и дождик толст, как жгуг,

сидят в грязи рабочие,

сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,

но губы шепчут в лад:

«Через четыре года

здесь будет город-сад!»

Личность И.П. Хренова повторимся незаурядна. Ро­дился он в 1901 году в старинном фабричном селе Лежнеао в семье фель­дшера. В канун революции учился в ре­альном училище г. Коврова, был известен среди реалистов «как человек дела, уме­ющий постоять за себя и за свои убежде­ния». Романтически настроенный молодой человек посещал тайные сходки «Клуба якобинцев». Увлекшись идеями большевиз­ма, в 1917 году стал руководителем Союза молодежи в Коврове. Вступив в партию большевиков, уже через год был избран на родине, в Лежневе, секретарём районной парторганизации, в марте 1921 г. участво­вал в разгроме мятежа кронштадтцев, вос­ставших против советской власти. Тогда же назначен политработником Красной армии.

Служил на флоте, учился в Военно-мор­ской академии. В Ленинграде в 1926 г. познакомился с Маяковским, и, по словам дочери Хренова, они подружились. В 1929 г. он, как член ЦК профсоюза рабочих- металлистов, побывал на строительстве КМК. Здесь, на Кузнецкстрое, мимоходом организовал первую ячейку Оборонного общества, положившую в том же году на­чало Новокузнецкой городской организа­ции ОСОАВИАХИМ. Осоавиахимовцы, в свою очередь, открыли кружки стрелков, связистов, шофёров, строили лодки, про­водили гребные соревнования и массовые заплывы на Томи. В итоге родились люди новой формации, патриоты страны.

Приехав в Москву, Хренов рассказал Маяковскому о строительстве небывалой по мощности домны, о закладке нового города как потом стали квалифицировать, «города социалистического типа».

Присут­ствовавший при этой встрече литературо­вед B.A. Катанян впоследствии написал:

«Помню этот житейский рассказ… о труд­ностях, мокром хлебе, простейшей крыше над головой, о миллионе вагонов строй­материалов, которые будут превращены в город… И помню потом безграничное удив­ление, когда вдруг увидел в журнале, как горячо сплавились эти детали с чувством и воображением поэта, какую новую бес­смертную жизнь обрели они в лирическом стихотворении».

Вскоре Иулиан Хренов написал 6poшюру «От Кузнецкстроя к Кузнецкому металлургическому гиганту», которая была издана в Москве в 1931 году.

В декабре 1933 года приказом по Наркомтяжмашу СССР И. П. Хренов назначен заместителем директора строящегося Новокраматорского машиностроительного завода, а после окончания стройки в 1935 году директором Славянского изоляторного завода. Есть свидетельства, что некоторое время работал в должности помощника Генерального прокурора СССР.

В 1937 rоду был ре­прессирован как троцкист. «Книжица» его была изъята из обращения, а фамилия из названия стихотворения. И всё-таки, благодаря Маяковскому, который воздвиг ему «памятник нерукотворный», имя Хренова не забылось.

Иулиану Петровичу суждено было встре­титься ещё с одним писателем Варламом Шаламовым, опубликовавшим воспоминания под заглавием «Несколько слов о Хренове» в журнале «Литература и жизнь» в 1962 году.

Приведём небольшой отрывок.

«Человек из песни» – Иулиан Петро­вич Хренов, которого звали уменьшитель­но то Ульян, то Ян, бывший директор Кра­маторского металлургического завода… С девятого августа 1937 года Хренов, в числе тысяч других «троцкистов», плыл в аерхнем трюме парохода «Кулу» из Вла­дивостока в бухту Нагаево (пятый рейс]. Здесь-то, в трюме тюремного парохода, и обнаружилась «причастность» Хренова к литературе… Среди этих тысяч людей лишь один человек был с книгой – Ян Хре­нов. Книга, которую он взял в трюм, берёг и перечитывал – однотомник Маяковского, с красной корочкой. Желающим Хренов отыскивал в книге страницу и показывал стихотворение «Рассказ Хренова о людях Кузнецка». Но впечатления там, в пароходном трюме, стихи не про­изводили ника­кого, и перечитывать Маяковского в такой обстановке никто не собирался. Не перечи­тывал стихи и сам Хренов. Грань, отделяю­щая стихи, искусство от жизни, уже была перейдена – в следственных камерах она ещё сохранялась…

Не думаю, что Хренов возил книжку в качестве визитной карточки. Рядом с ним на нарах лежали люди, на которых такая визитная карточка не произвела бы ни ма­лейшего впечатления. Притом любителей Маяковского в те годы было немного. Сви­стопляска вокруг имени поэта только начи­налась. Просто Хренову было приятно как можно долее сохранить, держать в руках перед глазами это особенное свидетель­ство былого… В том мире, куда плыл Хре­нов, было благоразумнее забыть о стихах, притвориться, что ты никогда стихов не слышал, чтобы не вызвать на себя огонь начальства, блатарей и даже собственных товарищей…

В стороне от Ягодного лежал прииск «Партизан». Туда-то мы и прибыли из Ма­гадана в одной машине с Хреновым. Хре­нов был встревожен, молчалив. Томик Ма­яковского был упрятан в чемодан. Больше я этот томик в руках Хренова не видел… »

 

Даже во время войны И.П. Хренов не был «прощён», получив после её оконча­ния «пожизненную ссылку» там же, где работал на одном из приисков Севера. Умер И.П. Хренов от сердечного приступа по дороге из Магадана домой после освобождения в 1948 году.

Так трагически закон­чилась жизнь патриота индустриализации, искреннего большевика Хренова, которого однажды судьба привела в будущий город Новокузнецк.

Но и посмертно Иулиану Хренову не повезло. В 2007 году был снят многосерийный фильм «Завещание Лени­на» (режиссёр H. Досталь, автор сценария Ю. Арабов), в котором по произволу авторов Хренов был выведен в отрицательных ха­рактеристиках, что вызвало возмущение M.E. Выгона, делившего с Иулианом нары в Бутырке и ссылку в Магадане по статье «контррево­люционная троцкистская деятельность». По воспоминаниям бывшего политзаклю­ченного Выгона, именно Хренов учил его, тогда ещё молодого человека, выдержке и стойкости, которые помогли ему выжить.

А брэндовый символ нашего города: «Я знаю город будет…» убрали с привок­зальной площади нашего города. Когда точно не знаю. Но запомнила, что больно кольнуло, ког­да однажды его не увидела. Это был знак приговора старой эпохе. В ней прошла не толь­ко жизнь наших дедов и отцов, но и наше счастливое детство.

Думается, что сейчас памятнику Мая­ковского подошли бы другие слова:

«Грядущие люди! Кто вы?

Вот - я, весь боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души».

«Великой» думается, надо понимать, как большой и восторженной.

 

Жаль, что скульптор, изваявший памятник Маяков­скому, влюбленный в образ поэта, не высек ни слова на нашем памятнике Владимиру Владимировичу Маяковскому. Жаль и то, что нет на постаменте указания на автор­ский коллектив его создателей: «Скульптор Борис Алексеевич Плёнкин; архитекторы: Владимир Павлович Литвяков, Алексей Степанович Рахуба, Лев Леонидович Ухоботов». А ведь это были те, кто так же свя­то верил в прогресс индустриализации. Это были романтики второго призыва на строй­ку коммунизма, начавшуюся с возведения Запсиба очередного металлургического гиганта Кузбасса, второго градообразую­щего предприятия Новокузнецка.

Итак, вот ещё одна история о том, как однажды в конце лета 1957 года в Новокузнецк прибыла группа выпускни­ков Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств. Их было тринадцать: живописцы, архитекторы, декоратор и пер­вый в нашем городе искусствовед Г.П. Овчарова, заложившая основы професси­ональной деятельности музея искусств. В их числе находился и будущий градострои­тель Новокузнецка А.И. Выпов.

Для единственного в этой группе скульптора Б.А. Плёнкина пребывание в Новокузнецке оказалось творческой ко­мандировкой, поскольку квартиру ему, как человеку одинокому, не предоставили. А мастерская на шестом этаже без лифта скульптора, работающего с тяжелыми ма­териалами, не могла устроить. Он выпол­нил ряд скульптур с рабочих KMK, успешно экспонировавшихся на российских и зару­бежных выставках (собрание Новокузнец­кого художественного музея). Но самым значительным, монументальным создани­ем этого скульптора, символическим для города, является памятник B.B. Маяков­скому, который по собственной инициати­ве он доработал с товарищами-архитек­торами В. Литвяковым, Л. Ухоботовым, А. Рахубой по эскизам институтских лет.

Площадь, названная по решению гор­совета именем поэта 19 февраля 1957 года, представляла один из интереснейших в градостроительном отношении узлов го­рода. Проект сначала принял художествен­ный совет Министерства культуры РСФСР, а 7 июня 1958 года он был одобрен гори­сполкомом. В чугуне памятник (высотой 5,5 м) был отлит на ленинградском заводе «Монументскульптура», оставалось лишь его установить. Но сменившееся городское руководство о нём забыло. По одним ис­точникам, он хранился в Зеленстрое, по другим на складах KMK, не важно. В прессе встречаются разночтения, в том чис­ле по поводу материалов, из которых он выполнен. Подчеркнём: не бронза и мра­мор, а тонированный чугун и облицовочный гранит на железобетонном постаменте.

Вспомнили о нём лишь к пятидесяти­летию советской власти, не без подсказки новокузнецкого скульптора А.И. Брагина, друга Бориса Пленкина. Так, лишь че­рез 9 лет (1 ноября 1967 года) памятник наконец-то был установлен.

«Точку стояния» подбирали ему со всей ответственностью. Для этого, по вос­поминаниям архитектора B.A. Авдеева, вы­пилили из фанеры макет и возили его по площади в поисках такого ракурса, чтобы памятник не попал в средокрестие трамвайных проводов. Чтобы силуэт поэта смотрелся выразительно, а абрис головы читался на фоне чистого неба. Четырех­гранный постамент был нарядно декориро­ван плитами красного гранита.

На открытии было множество народа. Потерявший надежду скульптор не при­ехал. Либо он не забыл обиду, о которой с горечью писал многие годы спустя нам, сотрудникам музея, и скульптору Брвгину, либо был занят. К тому времени Б.А. Плёнкин стал профессором кафедры ЛИНЖСА, который когда-то окончил.

Среди выступавших на митинге был заведующий кафедрой литературы педаго­гического института профессор А.Ф. Абра­мович, лично знавший поэтов и писателей той эпохи. Выступления Маяковского он слушал в конце двадцатых годов, о чём рассказывал нам, студентам, буквально боготворившим педагога за его энциклопе­дизм, мастерство рассказчика и доброе ко всем расположение. Вот так в Новокузнец­ке «встретились» Владимир Маяковский и делегат первого съезда Союза писателей Алексей Абрамович.

Стихотворения и памятники мону­ментального искусства создаются на века если повезёт, если попадут в нужную точку. И в этом состоит огромное счастье поэтов и скульпторов, которым удаётся создать хотя бы один монумент. Да и для архитектора правильно рассчитать объём и масштаб постамента задача творческая и потому увлекательная.

Поэт изображён в движении. Деклами­руя стихи, он словно делает шаг по площа­ди. Жест отведенной в сторону левой руки с раскрытой ладонью как будто призывает оглядеться и убедиться в том, что город- сад действительно построен. Об этом свидетельствует архитектурно-простран­ственный контекст: перспективы улиц, об­лик близлежащих зданий, выполненных в стилистике сталинской неоклассики.

Кадры кинохроники зафиксировали манеру Маяковского читать стихи, сжимая кепку или рукопись правой рукой, либо зацепившись большим пальцем руки за карман брюк, как в нашем памятнике. Но в отличие от известного московского мону­мента, трактованного А.П. Кибальниковым поэтом-трибуном с жёстким абрисом лица, который рубит строками, наш Маяковский решён без излишнего пафоса, но, тем не менее, как образ поэта-гражданина. Творчеству Б.А. Плёнкина был свойствен романтизм мироощущения такое это было замечательное время. Он и образы рабочих «приподнимал». Скульптор передал портретное сходство, естественную непри­нужденность движения, но в более мягкой пластике, просчитав силуэтную вырази­тельность и меру необходимой динамики.

В 1978 г. памятник поэту городские власти впервые побеспокоили, решив передвинуть ближе к улице Орджоникидзе по градостроительным, техническим при­чинам. Сменили постамент, к которому добавили подиум, чтобы приподнять фигуру, что вполне было оправдано усложнившей­ся транспортной ситуацией. Но приключе­ния памятника Владимиру Владимировичу на этом не закончились. Позже постамент ободрали: ходили слухи, не хватило имен­но этого цвета плит для некой небольшой, но особо охраняемой гостиницы по улице Кирова. Постамент реставрировали не без тревожных выступлений журналистов спу­стя несколько лет.

Личная судьба Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственной пре­мии РСФСР имени И.Е. Репина сложи­лась вполне благополучно. Б.А. Плёнкин с 1957 г. начал принимать участие во всех художественных городских, всесоюзных и республиканских выставках России. Его скульптура была представлена за рубе­жом: во Франции, Италии, Германии, Да­нии, Финляндии, Венгрии, Китае, Монго­лии. А произведения Пленкина хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и во многих республиканских и областных музеях страны. Им создано 24 монумента.

Так что есть у новокузнечан повод гордиться памятником B.B. Ма­яковскому свидетельством нашей сложной истории, образцом высокой поззии и изобразительного искусства.

Т. М. Высоцкая,

искусствовед,

Заслуженный работник культуры РФ.