Первая «сибирская фильма»

Первая «сибирская фильма»

В последнее время нередко встречаешь в Интернете, а то и в телевизионных новостях высказывания типа: «первый сибирский художественный фильм», «первый художественный фильм, снятый новосибирцем в Новосибирске». И даже сообщения о премьерах этих фильмов в кинотеатрах. Не будем сейчас говорить о качестве или художественной ценности этих самодеятельных фильмов, будем говорить о другом — об исторической точности.

Так вот — первый художественный фильм был снят в Новосибирске и с успехом прошел по киноэкранам страны в 1924 г. и был назван «лучшим достижением советской кинематографии». 13 декабря 1924 г. газета «Правда» печатает заметку: «С пятницы 12 декабря в госкинотеатрах идет картина производства Сибгоскино “Красный газ” из жизни партизан в Сибири в период борьбы с Колчаком. Картина на просмотре представителей печати и Главполитпросвета заслужила одобрение и последним рекомендована как “лучшее достижение советской кинематографии”». Днем раньше фильм вышел на экраны новониколаевских кинотеатров, и за два дня его посмотрели более семи тысяч человек. В городе шли общественные обсуждения, дискуссии, встречи с участниками съемок. А полтора года спустя местная газета, ссылаясь на сведения из Москвы, сообщает: «Сибирская фильма “Красный газ” имеет огромный по сравнению с другими фильмами тираж в 53 копии против 25—30 других картин. По успеху она уступает лишь фильму “Красные дьяволята”».

«Красный газ» собрал целый букет откликов. Рецензии на него публикуют газеты «Правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Кино-газета», журналы и еженедельники «Кинонеделя», «АРК», «Рабочий и театр», почти все сибирские газеты. Вот что писала «Правда»: «Картина смотрится с непосредственным интересом… она подкупает свежестью, искренностью, простотой… Фильм дает ощущение действительной, не инсценированной борьбы, и борьба эта показана в буднях, в суровой ее простоте: в этом несомненное достоинство картины».

Думаю, стоит привести целиком и рецензию известнейшего в то время кинокритика Х. Херсонского, напечатанную в газете «Известия»:

Серебряная рота из тайги. Лесовики — крестьянские деды в серебряном уборе старости, поднявшие на Колчака берданки, вилы и топоры. Восставшие в тылу белых армий, в деревнях Алтая — партизаны крестьянской революции, соорудившие свою партизанскую пушку, которая разорвалась после первого выстрела. Ушедшие с детьми и женщинами в лес и ждущие от рабочих подмоги — пороху. Самодельными бомбами, пушками с пулями, подчас рогатиной и голыми руками отстаивающие свой дом, свою соху и чернозем от “белых гадов”… Первобытная дикая лента, снятая в горах Алтая старым аппаратом, который чинили в кузнице. Без запаса пленки, кустарная работа современного кино. В ней много наивного примитивного искусства. Но ее искренность, правдивость и подлинный пафос сибирской крестьянской партизанщины, взятые самородным куском, делают эту ленту нашей родной, без цены. В своем роде единственной.

Кто хочет более подробно ознакомиться с тем, как и у кого возникла идея съемок этого фильма, как и где отыскали режиссера и кинооператора, как непросто проходили съемки фильма, большинство актеров которого были непосредственными участниками запечатленных на пленке событий, найдите и прочитайте посвященную этим съемкам главу из книги члена Союза кинематографистов СССР, редактора и киноведа В. А. Ватолина «Век сибирского кино». Хотелось бы только процитировать отрывок из этой главы, в котором рассказывается, какая литературная основа была заложена в сценарий «сибирской фильмы», рассказывается об ее авторе, который принимал в этих съемках непосредственное участие, как принимал он участие и в появлении на свет первого советского сибирского литературного журнала «Сибирские огни».

«Мгновенно решился сценарный вопрос. Только что в городе был переиздан опубликованный раньше в походной типографии 5-й армии роман ее политуправленца, будущего известного писателя Владимира Зазубрина “Два мира”. Он тут же был окрещен первым советским романом в истории русской литературы и вызвал горячие отзывы Луначарского и Горького. Сам Ленин нашел возможность отозваться о нем так: “Очень страшная, жуткая книга, конечно, еще не роман, но хорошая, нужная книга”.

Роман подкупающе эмоционально отразил жизненную эволюцию самого автора — от поручика, мобилизованного в колчаковскую армию, перенесшего в ней немалую часть ужасов ее духовного разложения, до красноармейского журналиста. Зазубрин, правда, взявшись писать сценарий, быстро почувствовал: оказывается, книга и кино — совершенно разные искусства и живут по своим особым законам. От романа приходится отсекать, отсекать, отсекать. И в конечном счете в готовом сценарии, к написанию которого вскоре подключился режиссер Иван Калабухов, от книги, при сохранении ее пафоса, осталась лишь побочная ветвь, разработанная заново с учетом кинодинамики».

Перипетии съемок были поистине уникальны. При всеобщей тогдашней разрухе и бедности снять подобный фильм можно было только всем миром. Всем миром и снимали. По словам Зазубрина, «можно с уверенностью сказать, что фильма создается не только Сибгоскино, но и всеми советскими и партийными учреждениями». Нужны съемки на пароходе — вот вам судно на неделю, с обслуживающими катерами, буксирами, лодками. Съемки забастовки в депо — несколько дней в нем командуют только киношники. Нужно снять интерьер приглянувшейся богатой крестьянской избы (а никакой осветительной аппаратуры еще не существует) — разбирается одна из стен дома, и съемка ведется при солнечном свете. Эпизод бесчинств колчаковцев в деревне — в Колывани сжигают несколько строений. Нужна экспедиция на Алтай — выделяются лошади и пустырь за городским кладбищем, где артисты осваивают верховую езду, потому что по Алтаю больше ни на чем не проедешь. И так далее.

Невольно приходит в голову — в наше бы время так. Вполне могли бы стать «сибирским Голливудом». Чего у нас окрест только нет: и тайга, и горы, и степь, и пустыня. Снимай что угодно. А вот Вегмана нет и в ближайшие годы не ожидается. (Вегман — стойкий большевик с огромным подпольным и эмигрантским стажем, руководитель антиколчаковского подполья в Томске, а во время съемок — партийный функционер, историк, главный идеолог культурно-просветительской работы в регионе.)

Ну, а как отнеслись к съемкам современники, простые обыватели, можно судить хотя бы по такому эпизоду, о котором впоследствии рассказывал режиссер фильма Иван Григорьевич Калабухов: «Съемки начались у нас на Оби. Здесь оборудовали для нас пароход с пулеметами на носу, орудием, оружием — словом, карательная экспедиция белых, которая должна была высадиться в Бердске. По пути снимали еще эпизод мятежа арестованных большевиков на судне — со стрельбой, дымами, огнем. Дня через два пришел черед эпизода высадки. Подходим к Бердску, и вдруг остановка — к причалу не подойдешь. За эти два дня слухи всякие пошли, а бердчан о съемках не предупредили — вот там и собрались вооруженные жители, чтобы дать отпор белякам. А потом говорили, что какая-то другая группа даже приготовила уже икону с вышитым полотенцем — наоборот, для торжественной встречи белых, и кто-то из духовенства даже облачился в праздничные одежды по этому случаю. Пришлось нашему политруку тов. Яхонтову на лодке добираться до причала и наводить там порядок. Но съемок в тот день мы вести так и не смогли».

На Алтае съемочной группе пришлось и вовсе поучаствовать в подавлении какого-то припозднившегося антисоветского мятежа.

Ну, а насчет того, что, как писала «Правда», «Красный газ» — «лучшее достижение советской кинематографии», так ведь это 1924 год. «Стачка» Эйзенштейна еще только монтировалась, а «Броненосец Потёмкин» и «Мать» еще даже не были задуманы. Главное — «Красный газ» доказал возможность самостоятельного кинопроизводства и кинотворчества в Сибири. Самостоятельного, собственного, отвечающего и тематически, и жанрово задачам, стоявшим перед Сибирью.

А вскоре в Новосибирске снимаются новые художественные фильмы, как короткометражные, так и полнометражные: «Конец Журавлихи», «Огненный рейс». В начале 1929 г. в заводском клубе по улице Добролюбова устанавливаются декорации для съемок художественного фильма «Тунгус с Хэнычара».

После успеха «Красного газа» «Кино-Сибирь» завоевывает известность. Объявляются желающие здесь работать. Стало возможным набирать людей и расширять свою творческую палитру.

Подходя к теме сибирского кино с позиции исторической справедливости, надо обязательно упомянуть и о том, что с начала 50-х по конец 80-х гг. прошлого века в Новосибирске было снято свыше двадцати художественных фильмов, показанных на всесоюзном экране, получивших широкую прессу и награды, которые до сих пор (когда случается такая счастливая возможность) с удовольствием и интересом смотрят современные зрители.