Первый художник Новосибирска

Первый художник Новосибирска

В 2016 г. исполняется 125 лет со дня рождения Павла Геронтьевича Якубовского (1891—1945) — художника, с именем которого соединены самые ранние эпизоды в истории культурной жизни Новосибирска. Время его первоначальных художественных опытов совпало с годами становления Новониколаевска, нуждавшегося, как пишет П. Д. Муратов, в «своих мастерах, способных выполнить всякую необходимую для города и отдельного заинтересованного горожанина работу, связанную с изображением, с украшением, с организацией пространства сцены и праздника на улице». Одним из них и стал Якубовский, учившийся в 1900-х гг. в местной живописно-малярной мастерской и занимавшийся росписью общественных и частных интерьеров, оформлением клубных театральных постановок. Павел Геронтьевич был экспонентом первых художественных выставок в истории Новониколаевска. Его имя упоминается в помещенном в газете «Сибирская жизнь» обзоре уникальной для молодого города выставки, открывшейся здесь в феврале 1914 г. по инициативе томского живописца и педагога Ф. И. Гавельки.

Отличительной чертой профессиональной биографии П. Г. Якубовского может быть названо удивительное многообразие занятий, в которых успешно и полноценно раскрывались его творческие возможности. Павел Геронтьевич обладал разносторонним дарованием, позволившим ему проявить себя в станковой и монументальной живописи, графике и архитектурном проектировании. Он писал портреты, пейзажи; в 1930-х гг. исполнял картины на производственные и историко-революционные темы по заказам Кузнецкого металлургического комбината; во время Великой Отечественной войны создал несколько больших полотен, посвященных фронтовым событиям. Вступив в 1926 г. в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), а в 1937 г. — в Союз советских художников, он был участником экспозиций АХРР в Москве и Новосибирске, областных и краевых западносибирских выставок 1920—1940-х гг. В 1940 г. на Пятой новосибирской областной художественной выставке было показано 35 его работ.

В период с 1930 по 1935 г. П. Г. Якубовский служил архитектором в различных проектных организациях Новосибирска. Здесь он готовил разработки для строительства моста через реку Томь в Кемерове, зданий Дома Советов в Иркутске и клуба в Горно-Алтайске, являющихся характерными памятниками конструктивистского стиля. В 1933 г. Павел Геронтьевич представлял свои эскизы на конкурс проектов здания Новосибирского театра оперы и балета, а позднее, в 1939-м, участвовал в монументально-декоративных работах в нем, исполнив два живописных медальона плафона большого зрительного зала.

Со времени посмертной персональной выставки 1948 г. произведения П. Г. Якубовского не экспонировались и не публиковались, за исключением нескольких работ, принадлежащих музею Кузнецкого металлургического комбината в Новокузнецке. Основная часть наследия Павла Геронтьевича — свыше восьмисот живописных и графических произведений и обширный личный архив — в течение полувека бережно сохранялась в его семье. Эта цельная коллекция, с большой полнотой воссоздающая творческую биографию Якубовского, послужила основой выставки, устроенной в Новосибирском государственном художественном музее в 2002 г. и заново открывшей для специалистов этого автора, обладавшего глубокой и привлекательной художественной индивидуальностью.

По окончании этой выставки дочь художника Любовь Павловна Якубовская передала в дар музею более двухсот листов его журнальной и книжной графики, а семь лет спустя музейная коллекция пополнилась живописными произведениями Павла Геронтьевича, представляющими различные темы его творчества 1910—1940-х гг.

Часть графического наследия Якубовского, вошедшая в музейное собрание, подробно показывает еще одну значительную грань деятельности художника — его работу в качестве иллюстратора в журналах «В помощь земледельцу», «Сельская кооперация», «Вестник сибирской сельхозкооперации» в 1925—1930 гг. В эту группу произведений входят многочисленные заставки и концовки, инициалы и иллюстрации, а также эскизы журнальных обложек, исполненные в технике гравюры на цинке. Они представляют особенный интерес как для истории сибирских периодических изданий первой трети ХХ в., так и для исследования журнальной графики этого времени, привлекавшей внимание многих талантливых художников: А. Г. Заковряшина, С. Н. Липина, Г. Г. Ликмана, К. Я. Баранова, А. Д. Силича и других. Работы П. Г. Якубовского позволяют равноправно включить его имя в круг этих авторов и увидеть своеобразие его манеры. Созданные художником многочисленные композиции, посвященные различным темам из современного ему крестьянского быта, почти не содержат декоративных элементов, присущих стилистике журнальной графики. Они отличаются повествовательностью, остротой шаржевых характеристик, многообразием выразительных деталей. В этих листах малых форм нередко встречаются многофигурные сцены, где художник то с живым, увлекающим зрителя мастерством передает сюжетные подробности и облик своих персонажей, то добивается подлинной монументальности в обобщенных силуэтных изображениях. Особое место среди иллюстраций Якубовского принадлежит пейзажам. В этих тонких миниатюрах со стогами в поле, с обозами на степной дороге или с птицами в зарослях прибрежных трав отчетливо проявляется лирическая сторона дарования художника.

Наследие П. Г. Якубовского входит неотъемлемой страницей в историю художественной культуры нашего города.