«Петроград. 1917»

«Петроград. 1917»

Выставка «Петроград. 1917», проходящая с 22 ноября по 6 декабря в Центральном выставочном зале «Манеж», приурочена к столетию революционных событий в Петрограде. Эти события оставили глубокий след во всех сферах жизни России, в судьбах ее граждан и последующих поколений. До сих пор не утихают споры о значении февральской и октябрьской революций для истории нашей страны. Став ареной политической борьбы и столкновения концепций дальнейшего развития общества и государства, февральская, а затем и октябрьская революция привели к колоссальным сдвигам в области мировоззрения, поведения, привычных ценностей и морали. В этом смысле все происходившее в 1917 году сохраняет свою научную, общественную актуальность и злободневность и в наши дни.

Особую роль в истории 1917 года сыграл Петроград, оказавшийся центром революционных потрясений, революционной столицей поверженной Российской империи. Превратившийся в эпицентр политической борьбы и противостояния, надежд и потерь, веры и безверия, Петроград стал также мерилом новой жизни, своеобразным законодателем революционной моды.

Новые условия изменили и привычные нормы поведения граждан. Организаторы выставки ставили задачу показать стремительность развивающихся событий 1917 года в Петрограде, силу и необратимость изменений, адаптацию к ним горожан.

Экспозиция выставки заняла два этажа. На первом этаже представлены экспонаты из фондов музеев Санкт-Петербурга и частных коллекций. Предметы располагаются в витринах, образуя тематические блоки из жизни революционного города.

Первый блок — личные вещи императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, царевича Алексея; в январе-феврале они принадлежали еще стоящей у власти династии Романовых. За ними следуют экспонаты, относящиеся к событиям 25–28 февраля: пулеметы, винтовки, револьверы, красные ленты и красные флаги. В раздел «армия и флот» вошли и экспонаты с крейсера «Аврора» и модели кораблей, которые в октябре 1917 года находились в акватории Невы.

Самостоятельный раздел образуют театральные костюмы и реквизит. Выставка не обошла вниманием тот факт, что во время февральских событий в Петрограде шла премьера спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Эта последняя постановка Императорского театра была воспринята современниками как трагическое предзнаменование грядущих событий.

«Спектакль окончен... Неслышно отворяется тяжелая, с бронзой, дверь на заднем плане, и по сцене в черном плаще и треуголке идет скелет с косой… символ смерти. Я стою в кулисе и дрожу от ужаса перед чем-то грозным, неизбежным, что вот-вот сейчас произойдет...

Он идет в мою сторону, останавливается на авансцене, и вдруг я вижу, как из глазных впадин бутафорской мертвой головы косится на меня горящий зеленым огнем страшный глаз... Оживший череп поворачивается на костях шеи, и из оскаленной челюсти раздается свистящий глумливый шепот: "Честь имею доложить, что сегодня умер старый Императорский Александринский театр"».

(Из воспоминаний Е. Рощиной-Инсаровой)

 

Рядом с винтовками и пулеметами, военным обмундированием солдат и матросов организаторы выставки поместили костюмы, служившие реквизитом для этого спектакля.

Отдельно представлены личные вещи обывателей того времени: предметы быта и интерьера, мебель, посуда, одежда, аксессуары, сундуки, кофры. В августе-сентябре 1917 года многие жители покинули Петроград навсегда, побросав свои вещи.

Атмосферу революционных дней передают многочисленные листовки, плакаты, воззвания и объявления, которые в те дни размещались на уличных тумбах, расклеивались на стенах домов.

На втором этаже представлена хроника петроградских событий 1917 года. Двенадцать арок-подворотен, иллюстрирующие двенадцать месяцев из жизни города, рассказывают зрителям о политической, культурной и повседневной жизни Петрограда, основываясь на материалах газет и журналов. Это и событийные фотографии, и портреты политических деятелей, писателей, поэтов, музыкантов, популярных артистов театра, кино и цирка, а также карикатуры, шаржи, открытки, афиши и плакаты. Огромный материал показывает стремительность развивающихся событий, борьбу, противостояние, бессилие власти, глупость и жестокость толпы, кровопролитие, уязвимость обывателя.

Фотографии любезно предоставили архивы Петербурга и Москвы. Газеты и журналы были взяты из Библиотеки Академии наук и Российской Национальной библиотеки. Уникальное собрание открыток конца XIX — XX века — из фондов ГМЗ «Петергоф».

При подготовке выставки использованы тексты и иллюстрации периодических изданий следующих газет и журналов 1917 года:

Газеты: «Биржевые ведомости», «Вестник городского самоуправления», «Вечернее время», «Во имя свободы», «Газета-копейка», «День», «Живое слово», «Известия ЦИК Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов», «Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов», «Маленькая газета», «Московские ведомости», «Московский листок», «Новое время», «Обозрение театров», «Петроградская газета», «Петроградские ведомости», «Петроградский листок», «Правда», «Русская музыкальная газета», «Раннее утро», «Речь», «Русская воля», «Русские ведомости», «Русское слово», «Современное слово».

Журналы: «Аполлон», «Аргус», «Барабан», «Бинокль», «Бич», «Журнал для хозяек», «Зодчий», «Искры», «Нива», «Новая иллюстрация», «Огонек», «Попрыгунья-Стрекоза», «Пулемет», «Солнце России», «Судоходец», «Театр и искусство», «Трепач», «20-й век».

На выставке демонстрируется фильм «Последний год. Выход России из Великой войны», предоставленный Государственным музеем-заповедником «Царское Село», а также фрагменты кинохроники из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов (г. Красногорск).

На выставке представлены ранее не публиковавшиеся воспроизведения документов и афиш из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Центральное место в экспозиции занимает инсталляция народного художника РФ, Бориса Асафовича Мессерера.

Борис Мессерер — представитель знаменитой творческой династии, человек с уникальной родословной и не менее уникальной собственной творческой биографией. Сценограф, создавший около ста пятидесяти оперных, балетных и драматических спектаклей в России и за рубежом, многие из которых вошли в историю мировой сценографии; архитектор, монументалист, дизайнер, живописец, акварелист, офортист, книжный график. Участник большого количества выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне. Его творческое наследие огромно, многолико, разнообразно. Инсталляция мастера показывает обстановку, которая царила в то время на улицах Петрограда.

Выставка состоялась при поддержке Комитета по Культуре Правительства Санкт-Петербурга. В ее подготовке принимали участие:

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;

Военно-медицинский музей;

Государственный историко-мемориальный музей «Смольный»;

Государственный мемориальный музей А. В. Суворова;

Государственный музей истории религии;

Государственный музей истории Санкт-Петербурга;

Государственный музей политической истории России;

Государственный музей современной истории России, г. Москва;

Государственный музей-заповедник «Петергоф»;

Государственный музей-заповедник «Царское Село»;

Государственный Эрмитаж;

Библиотека академии наук;

Государственный архив Российской Федерации (г. Москва) и другие музеи и организации.

Куратор выставки: Татьяна Ларина.

Научные консультанты: кандидат исторических наук Денис Бажанов, доктор исторических наук Андрей Павлов.

Художественное решение: Никита Сазонов.

Дизайн: Мария Пиир.

 

Татьяна ЛАРИНА

и редакция журнала «АВРОРА»