Пирамида, упавшая на колени

Пирамида, упавшая на колени

О книге Олега Никофа «Кардиограмма молитвы»

(Олег Никоф, Кардиограмма молитвы. Верлибры. Серия TEXTUM&RANEUM. – Киев, Друкарский двор Олега Фёдорова, 2019. – 168 с.)

 

На мой взгляд, ось русского лиризма избыточно накренена в сторону рифмованных стихотворений. И происходит это по вполне объективной причине: отсутствию среди классиков русской поэзии выдающихся верлибристов. Верлибр – истов, но классиков масштаба Уитмена или Сен-Жон Перса у нас никогда не было. «Александрийские песни» Кузмина нисколько не убеждают поэтическое сообщество в том, что это перспективное направление для творчества.Тем не менее, мне всегда интересно наблюдать за опытами в неклассических жанрах русской поэзии. С книгой Олега Никофа, которая первоначально называлась «Герменевтика», произошла удивительная метаморфоза. Книга стала разрастаться лингвистически, превратившись сначала в билингву, а затем и в триязычие. Славянский вариант: русский, украинский и белорусский языки. Потом подключились художники, и всё обросло иллюстративным рядом. Изменение качества привело к потере прежнего имени: «Герменевтика» превратилась в «Кардиограмму молитвы»: «Пальцы мои / Вывели на бумаге / Кардиограмму молитвы». Новая книга Никофа представляет собой философские верлибры символистского толка. Верлибры Олега приятно порадовали меня густотой письма и качеством изложения. «Кардиограмма» – книга самопознания: автор задаёт себе «неудобные» вопросы, пытается на них ответить, ищет в душе гармонию.

 

Виляя

Маленькими хвостами

Головастики

Человеческих мыслей

Быстрее света

Устремляются

В аквариум вечности и

Косяками кармы

Передразнивают

Своё предыдущее Я

Немым вопросом:

Зачем ты пытаешься

Заглянуть в будущее

Предвосхищая

Ещё незаслуженную

Боль?

 

Олег Никоф пишет короткими строками, словно бы высекая статую из мрамора. Причём, в отличие от многих верлибристов, отказавшихся от прописной буквы в начале каждой строки, он, наоборот, «частит» именно большими, заглавными буквами.

 

Я видел вечность

Бездомный старик

Сидел на фанерном ящике

И глядя

На сломанные часы

Себя совмещал

С минутной стрелкой

 

Мы видим, что в самой короткой форме стихи Никофа близки к хокку и танкам, кратким изречениям Николая Рериха и Рабиндраната Тагора. Но ведь можно не замыкать пространство стиха несколькими строчками! Удлинившись, «восток» неожиданно становится «западом», приноравливаясь к европейской традиции верлибра.

 

Память

Удачная попытка природы

Обмануть время

Когда даже вкус карамели

Тождествен любви

 

Стихи Олега – как часто бывает, ещё и самотерапия. В «Кардиограмме молитвы» автор даёт целую психологическую энциклопедию состояний души человека. Главные темы – становление личности через страдание, духовный рост через усекновение хвоста из прошлой жизни. Прежняя жизнь, по мере «взросления», неожиданно становится рудиментом, и это причиняет человеку боль.

 

Пытаясь влиять на реальность

Сдвигаю

Угрожающе

Надбровные дуги страданий

Боль разметав

В разводе

Стремящихся

Упасть безвольно рук

Угол стремления пасть

У каждой руки

Произвольный

И от этого я кажусь восходящим

На эшафот

Начала разумной жизни

Неандертальцем

Который придя к жилищу

Безмолвно взирает

На след бушевавшей стихии

 

Почему же «молитва» раньше, в прошлой жизни, была «герменевтикой»? Изначально герменевт – это толкователь текстов. Поэт толкует самого себя, как некий Текст. В душе накапливается много такого, что хочется навсегда спрятать в своём сердце. Но как с этим жить? Как вынести давление изнутри? Поэту приходит подсказка: спрятанное в себе нужно выпустить! Молитва – первый шаг к освобождению. Это превращение внутреннего монолога в диалог с Богом. Молитва, сохраняя черты герметичности, одновременно «развязывает гордиев узел», даёт выход наболевшему. Символично даже само изменение названия книги. Но и новое название заставляет читателя задуматься. Человеческое – кардиограмма – обручается с божественным (молитвой) в мистическом порыве. Такой стиль письма внутренне раскрепощает.

 

Отец, дочь и мать –

Любовались израненным

Сфинксом

И рикошеты их мыслей

Оставили новые раны

На теле уставшего камня

Тысячи лет

Он не позволял себе

Откровения

С неразумными лилипутами

Им оставляя самим

Догадаться

Что пирамида

Упавшая на колени

Одной из своих граней

Всегда устремляет

Вершину свою

В бесконечность

 

Существует непоколебимое величие во времени. Даже если перевернуть или опрокинуть пирамиду, её визуальная мощь нисколько не пострадает. Об этом и говорит в своём стихотворении Олег Никоф. Многие его стихи представляет собой развёрнутую метафору. «Пирамида, упавшая на колени» – яркий образ. Он запоминается читателям сразу и надолго. Интересны и другие стихи Олега.

 

Осколок гранита

Упал

На зеркало

Самообмана

И серебряные сабли

Вдруг разбежались

От эпицентра обиды

Каждая жалом

Отточенным

Соприкасаясь с обидой

Каждая правду

Свою

Осколочную отражая

Вот и с тобою

Мы не успели

Закрыться

От камешка непониманья

Терпеньем

 

Конфликт между инь и ян провоцирует героя стихотворений Олега Никофа на философские открытия. Поэзия служит своеобразным мостиком между личной драмой поэта и обретённой философией. «Кардиограмма молитвы» – книга хорошо организованная. Как я уже говорил, изначально она разделена на русский, украинский и белорусский разделы. У каждого раздела есть свой художник и свой переводчик. Перевод текстов Никофа на украинский осуществила Надежда Черноморец. На белорусский язык стихи перевела Ирина Мацкевич. Проиллюстрировали книгу Артём Сенчило и Наталья Алымова. Но у книги есть и вертикальная драматургия. Существует ещё и духовная соотнесённость того или иного текста с более широкими, обобщающими понятиями. Эти понятия соответствуют разным фазам внутренней жизни. Вот некоторые такие «метки»: «Гармония», «Одиночество», «Бесконечность», «Непонимание», «Свет», «Возвращение», «Счастье». В этом есть соотнесённость с эзотерической литературой. Хотя одновременно существует риск сузить смысл стихов таким объединяющим понятием. Как говорится, это палка о двух концах. Хочу поздравить Олега Никофа с интересной книгой. Мне кажется, именно в верлибрах его талант проявляется наиболее ярко и оригинально.