Почувствовать себя сказочником

Почувствовать себя сказочником
Рецензия на книгу Юрия Нечипоренко «Маленькие сказки»

(Юрий Нечипоренко, Маленькие сказки. – М., Рутения, 2019)

 

«Маленькие сказки» – на мой взгляд, закономерный этап в творчестве писателя Юрия Нечипоренко. Он уже давно позиционирует себя как детский писатель. Но раньше у него были рассказы для детей и юношества, а теперь он уже «дозрел» до сказок. Я беру слово «дозрел» в кавычки. Потому что жанр, в котором работает писатель, по большому счёту, не важен. Чехов писал, что «лавры Боборыкина» не дают ему покоя и что он хочет написать, наконец, роман. И что? Романа Чехов так и не написал, тем не менее, это один из величайших русских писателей за всю историю нашей литературы. И Юрий Нечипоренко к началу работы над сказками, безусловно, уже состоялся как детский писатель. Но, конечно, освоение нового жанра – это как освоение космоса. С чем я и хочу поздравить нашего автора.

Нечипоренко строит свою книгу в интерактивном тренде: сочинять сказки, словно бы говорит писатель, проще простого. Давайте сочинять вместе! Пара листочков в конце книги – пустые. И призыв автора: «Напиши свою сказку и нарисуй свои иллюстрации». Дескать, начинайте сочинять прямо сейчас! И записывайте свои собственные сказки вслед за моими. В этой же книге. Книга, в которой можно ещё и писать – чем не находка для ребёнка? Такой подход идёт в русле новейших веяний. Актуальность произведения демократична; современный автор даже не задумывается, что он «не Пушкин». Не боги горшки обжигают! Главное – намерение, воля, желание, страсть! Все начинают с малого! Я бы сказал, что «Маленькие сказки» Юрия Нечипоренко – это пособие для начинающего сочинителя. Это сказки малоформатные, без особо продуманной драматургии, свойственной, скажем, произведениям братьев Гримм или Ганса Христиана Андерсена. Это сказки-наброски, темой которых стали в большей степени свойства человека, а не драматические коллизии.

Общая тема всех представленных в книге сказок – человеческие странности. Казалось бы, тема вовсе не детская. Юрий Нечипоренко опровергает такое мнение. Дети тоже часто не вписываются своей маленькой личностью в общепринятые нормы. Ничто человеческое не чуждо любому возрасту. Вот, например, сказка о человеке, который любил переиначивать слова. Вначале мы повторяем слова за родителями. Потом – освоившись, начинаем их по-своему переиначивать. Юрий Нечипоренко в рассказе о человеке, который любил всё переименовывать, касается очень важной, на мой взгляд, темы. Если слова, сеющие раздор и ненависть, заменить другими, то и вражды, и распрей станет на порядок меньше. Как назовёшь свой корабль, так он и поплывёт. Если матерные слова, которые слышатся в нашем отечестве повсюду, заменить на другие, то и культуры, и гармонии, и света станет больше. А зла станет меньше. И в этом плане Юрий Нечипоренко выступает как просветитель. И, что особенно мне нравится, делает это не впрямую, а через игру, в форме сказки.

Возрастная аудитория сказок Юрия может быть очень разнообразной. Вот, например, сказка-притча о человеке, который светился. Человеку, наделённому таким необычным свойством, нелегко жить среди людей. Мы восхищаемся выдающимися людьми, но при жизни они, как правило, вызывают раздражение своей непохожестью на остальных. То же самое происходит с людьми, наделёнными необычными свойствами. Пинки да насмешки – их обычный удел. Не все наши качества полезны и могут быть своевременно востребованы. В сказке Юрия Нечипоренко только наступление тотальной темноты сделало нужным несчастного человека, который светился. А ведь это мог быть святой человек с нимбом!

В «Маленьких сказках» автор проявляет отменное чувство юмора. Например, в сказке о человеке, у которого ноги не дружили с головой. Порой юмор переходит в сарказм («Важная дама»). Но это не просто сатира – это увещевание, это предостережение. Не поступайте так, как героиня этой сказки – всё может закончиться плохо! Даже если это будет не гибель, а просто полное одиночество. А зеркальный человек у Нечипоренко отражал всё криво и неправильно. Маленькие люди казались большими, а большие – маленькими. Это его свойство нравилось детям, но совсем не нравилось взрослым.

«Маленькие сказки» изданы в популярном детском формате – широкоформатная плоская книга, где на каждой странице много иллюстраций. В сущности, это книга о разнообразии мира, в котором живут люди, о разнообразии самих людей. Кого здесь только нет! Человек, в котором все тонули («Человек-пропасть»), человек с виденьями в голове, человек, который потерял своё лицо, человек, который светился, человек-ключ, человек с тихим голосом… Быть непохожим на других – неудобно. Но порой неудобное качество или способность оказывается нужной и полезной. У тебя слабый голос? Не беда! Если ты говоришь важные вещи, люди будут вслушиваться в твою речь. Нет ничего однозначно плохого. Юрий Нечипоренко выступает как писатель-демократ. Даже на Новый год нельзя всё старое менять на новое – убеждён писатель. Старое тоже может оказаться хорошим, полезным и нужным.

А ещё в книге Юрия звучит тема метаморфоз, сопровождающих человека по жизни. Метаморфоз и воздаяния. Капризная девочка, которая вознамерилась любой ценой преодолеть слишком высокую для неё ступеньку, превращается в гусеницу и переползает, реализовав свою мечту, желанную ступеньку.

Сказки маленькие, а книга – большая. Настоящая сказка – это всегда поэзия в прозе. Не могу не поддаться искушению процитировать одну из миниатюр Юрия. «Жил-был человек с негромким голосом. Когда вокруг собирались его друзья, он говорил очень тихо. Потом ещё тише, тише и тише. И все прислушивались к нему. Стояла абсолютная тишина, такая огромная тишина, что казалось, уже были слышны мысли. И всем очень нравилось то, что они слышали. Они удивлялись потом, как мудро говорит наш друг! Какой он умный! Но когда стали выяснять, что же он сказал, то начали спорить. Потому что каждый слышал своё. И всем казалось, что он каждому говорит именно то, что человек хотел услышать. Вскоре они переставали спорить – и жили уже со своими мыслями. Потому что человек с тихим голосом побуждал их думать самостоятельно, а не слушать других. За то его все и любили».

Мы видим, что сочинение сказок развивает в человеке фантазию. Это так заманчиво – с нуля создать новое интригующее произведение! Каждый может почувствовать себя сказочником. А потом – и стать им в реальной жизни.