Репортаж с открытия фотовыставки «Восприятие-2016»

Репортаж с открытия фотовыставки «Восприятие-2016»
(Санкт-Петербург, Невский пр. д. 60, 15.04.2016 г.)

Есть такие выставки, на которые стоит попасть как минимум дважды. В первый раз — непременно — на открытие. Особенно если автор не один, а, например, двадцать девять.

Любая премьера стягивает в незначительное физическое пространство, становящееся эпицентром пространства культурного, людей, понимающих что-то в происходящем, знающих в нем толк. Не удивительно, что начало ежегодной фотовыставки «Восприятие-2016» привлекло очень много фотографов.

Кажется, в наши дни нет ничего проще, чем фотографировать. Сейчас каждый — «сам себе фотограф». Любой, кто способен удержать в руке мобильный телефон — пейзажист, портретистами же становятся в момент покупки палки для селфи.

Однако фотограф — это не человек фотографирующий. Фотограф — это человек, который чувствует с помощью камеры, видит в соответствии с характеристиками объектива.

Фотографы-профессионалы даже здороваются не как обычные люди. Пожимают друг другу руки и одновременно отклоняются слегка в сторону, чтобы посмотреть, какой объектив у товарища. Надо же знать, с какой оптикой кто пришел.

Смотри-ка! Эту коробку я у тебя не помню. Новая твоя? Дорого взял?

Да практически на помойке нашел. Но пришлось удалять аппендицит. В смысле, затвор менять. Почистили, естественно. Теперь горя не знаю. Как часы работает.

Ну, и что ты там снимаешь?! Прямо-то камеру возьми!

Тебя снимаю! И прямо никак нельзя взять. Не то будет.

Фотографы не уклоняются, в какой бы момент не застал их чужой кадр. Не кокетничают с чужой камерой, чужим чутьем, ощущением момента. Они понимают, как важна эта временная точка — точка зрения — угол восприятия другого человека.

Восприятие. Сто пятнадцать фотографий двадцати девяти художников. На выставке нет ни одной случайной, «проходной» фотографии, на которой не хотелось бы задержаться глазами.

Каждая работа рассказывает свою историю, вызывает порой неожиданные ассоциации.

Ироничная серия макро-снимков Валерия Дорохова вытаскивает из памяти цитату: «Имя твое — льдинка на языке». Туманная панорама Сергея Компанийченко поет протяжным народным распевом. Городская графика Ольги Брыжиной — документальное кино. Александр Голуб превращает частную бытовую историю — человека с мобильным телефоном — в символ современного бытия. Концептуальную фотографию, передающую зрителю какую-то конкретную идею либо сюжет, на выставке представляют работы Андрея Чежина и Дениса Ярославцева. Интересна манера съемки Аллы Полетаевой: она пользуется «пинхолом», фотоаппаратом без объектива, или камерой-обскурой. Невозможно пройти мимо работ перспективного фотографа Инги Павловой, еще недавно малоизвестной в мире профессиональных фотомастеров, и наконец-то заявившей о себе умением видеть и запечатлевать действительность.

Настоящий фотограф — как почтальон в английском детективе: его никто не замечает, а он замечает все. Замечает, убирает лишнее, сгущает до нужной консистенции и дарит зрителям остроту этого мира, новый взгляд на привычное, пресное, примелькавшееся.

И для того, чтобы как следует распробовать эту остроту, нужно прийти на выставку еще раз, в самое малолюдное, свободное от посетителей время. Прийти, воспринять, услышать внутренний голос своих собственных чувств, ассоциаций. Найти среди ста пятнадцати фотографий те, которые станут личными воспоминаниями.