Сахарные кристаллики. Портрет любимого человека.

Сахарные кристаллики.

Портрет любимого человека.

Рассказы

Сахарные кристаллики

 

Без сахара жизнь была совсем не сладкой. Алина хорошо помнила, как её мама приходила после работы, разбирала сумки с небогатым «уловом» и причитала:

Вот уж никогда бы не подумала, что в продаже может не оказаться самого простого. Ну я понимаю, сервелат. Но молоко?! Сахар, масло!

Какой тогда был год? Алина уже и не помнила: то ли 90-й, конец власти Горбачёва, а может, уже прошли Павловская реформа с обменом крупных купюр и путч, и распался СССР. А может, это было даже ближе к 93-му году, когда по Ленинскому проспекту мимо их дома в Москву входили танки, и вся семья сидела, выключив свет и вжав головы в плечи: что-то ещё с ними будет? Мама, недавно открывшая для себя православие, стояла перед иконой, стоявшей на холодильнике, и читала акафист по книжечке. Она делала поясные поклоны — и непременно надо было достать кончиками пальцев до пола, иначе не считалось. Бабушка — убеждённая коммунистка, так до конца и не сдавшая партбилет — созванивалась с друзьями и часами «висела» на телефоне, обсуждая планы политических преобразований. Она таким образом спасалась от стресса и бессилия что-либо изменить. Отец читал журналы и предпочитал ничего не знать. Он жалел только, что его любимые конфеты «Барбарис» исчезли из продажи. Несмотря на свои солидный рост и недавно отмеченное 40-летие, он оставался сладкоежкой.

Алина помнила, что когда был дефицит, мама брала её с собой, стоять в огромных очередях за гречкой (ей как диабетику полагалось 2 кг по талонам, каждый месяц) или за сахаром — тоже по талонам, но его ещё попробуй найди в продаже, потому что талоны перекупали и подделывали, а сахар пользовался огромным спросом для производства самогона.

Однажды им удалось добыть целый 3х-килограммовый мешок сахара. Отец отсыпал часть и расплавил в ковшике на плите, сделал прозрачные карамельки. Мама на него ругалась, потому что сахар предназначался не для этого. Забрав у отца мешок, она достала большую алюминиевую кастрюлю и устроила внутри неё «самогонный заводик». Алина уж не помнила, как он был устроен, но там точно плавала мисочка, в которую должен был стекать испарившийся, а затем охлаждённый алкоголь. На кастрюлю мама поставила тазик и меняла в нём холодную воду, а стыки замазала тестом и поставила это сооружение на плиту. Боже, как оно пахло! Вы когда-нибудь ели сочную ром-бабу, сладкую и пропитанную алкоголем? Вот пахло примерно так. Алина ходила вокруг плиты и облизывалась, но маленькому ребёнку это пробовать, конечно, было нельзя. Отец поделился с ней карамельками (да что уж там, почти все ей и отдал), но они очень быстро закончились — к вечеру того же дня.

На кухонном столе остались рассыпанные сахарные кристаллики. Алина смахнула их в ладонь, а остальное слизала со стола тайком, пока мама не видела. Воспитанной девочке так делать было неприлично.

Алина помнила, как потом выстроились под кроватью банки с тушёнкой, и как они с мамой перебирали запасённую крупу от жучков, и как сушили в духовке чудом появившееся у них мясо. Впрочем, почему чудом? Мама выгодно использовала «жидкую валюту» — сделанную ею мутную бражку, которую меняла на то, что было нужно семье. Но сахарные кристаллики на столе запомнились ей почему-то больше всего.

Жить без сахара можно. И даже полезно для здоровья. Но слишком уж это грустно. Если в доме нет сладкого, оживают воспоминания из 90-х — словно сыростью пахнёт из случайно открытого погреба, куда никто давно не лазил. Наверное, поэтому спустя много лет Алина, вполне благополучно живя со своей семьёй в собственном уютном доме в пригороде Торонто (Ричмонд Хилл), добавляет лишнюю ложку сахара и в выпечку, и в кашу, и вообще в любую еду. Даже рыба получается с сахаром вкуснее. Сейчас все помешались на здоровом образе жизни, но Алина совсем не жалеет о лишних килограммах. Потому что это вкусно, и это радость! Её трое детей никогда не узнают, что такое дефицит, и не будут слизывать сахарные кристаллики со стола.

КОНЕЦ

 

 

Портрет любимого человека

 

Алёна писала портрет любимого человека уже полгода. Вернее, пыталась писать, потому что она смешивала краски, накладывала кистью мазки, соскребала лишние и неверные линии лезвием, закрашивала, даже меняла холст и принималась заново — в общем, переделывала картину уже в который раз, но у неё не выходило так, как хотелось.

В январе Алёна специально записалась в художественную школу, рассчитывая сделать любимому человеку сюрприз на его 30-летний юбилей, к концу июля. Чтобы подарок был неожиданным и произвёл должный эффект, Алёна старалась рисовать его тайком. Если честно, затея эта с самого начала была авантюрной: попробуй-ка скрыть от человека, с которым живёшь в одной квартире, запах краски и холст, и баночки для воды, и кисти, которые надо где-то сушить. А если краска ещё не высохла, а он пришёл домой раньше? Алёна за эти полгода стала знатным конспиратором и закалилась, привыкнув рисовать с открытым окном.

Изучать натуру было ещё сложнее. Вот любимый человек ложится на диван отдохнуть и полистать «ленту» в телефоне — Алёна пристраивается рядом с книгой, забравшись на диван с ногами и укрывшись пледом. Якобы ей просто уютно так. А сама оборачивается к нему и подолгу задерживает на нём взгляд.

Что? — говорит он, опуская телефон.

Ничего, — отвечает Алёна. — Смотрю на тебя.

А когда он приходил после работы поздно вечером, она ставила перед ним ужин и садилась рядом, подперев кулачками подбородок. Свет от лампы падал вертикально сверху и подчёркивал тени, обостряя все линии. Алёна смотрела на его лицо и руки, и на то, как он сутулится и слегка склоняет голову вправо.

Что?! — спрашивал он, отрываясь от еды.

Ничего, просто.

Она проводила пальцем по его лбу и поправляла чёлку, чтобы развеять его подозрения. А он взъерошивал свои волосы, думая, что в них что-то зацепилось, а потом смешно тряс головой, как их собака-терьер после мытья в ванной.

Как же уловить переходы настроения любимого человека? Он всегда разный: то весёлый, то «загруженный», то злой, то усталый. Но никогда не безразличный. Как уловить в его лице, глазах, в его позе то, что охарактеризует его лучше всего? То, что будет живым. Может, Алёна вообще не в том стиле писала, и поэтому у неё не получалось?

Преподаватель в художественной школе хвалил её работу и давал советы, где и как подправить. Но это было всё не то. Он был, конечно, хорошим профессионалом и имел зоркий глаз, но он не знал человека, которого рисовала Алёна, и тем более уж не любил его. А значит, его советы не могли зажечь ту самую искру на портрете.

Пока Алёна рисовала, она узнала о любимом человеке много нового. Она заметила, что от долгого сна по выходным (надо же человеку отоспаться после трудовой недели) у него вокруг глаз появляются припухлости. Но они его не портят. Наоборот, он становится очень милым и домашним. Даже если не прикасаться к его коже, по одному виду понятно, что он очень тёплый.

А после ссор с бухгалтерией на работе (как же его изматывают эти конфликты! и как она раньше об этом не задумывалась?) у него под глазами синяки, а скулы становятся более острыми. Щетина на них выглядит особенно контрастной и колючей. Странно, что она этого не замечала.

Июнь подходил к концу, и до юбилея любимого человека оставалось меньше месяца — а подарок любимому человеку так и не был готов. Алёна, измучавшись и порычав сама на себе в зеркало, снова бралась за кисть и в сто-пятисотый раз переделывала портрет — но так и не могла передать на холсте всего того, что стала про понимать про этого человека.

Маме было жалко, что дочка так изводится из-за каких-то пустяков. Она советовала ей «не дурить голову» и отдать юбиляру картину как есть: и так уже вполне нормально. Алёна не соглашалась, и тогда мама с высоты своего родительского опыта утверждала, что у Алёны синдром отличницы, и она поэтому всё время вносит изменения, чтобы сотворить что-то идеальное.

Уж я-то помню, как ты над уроками сидела, — говорила она. — Я тебя на улицу не могла выгнать, чтоб погуляла, свежим воздухом подышала.

Кто знает. Может, мама и была права.

Зато за эти полгода отношения Алёны с её любимым человеком очень улучшились. Он почему-то стал к ней мягче. И она стала заботиться о нём больше, чем раньше. Не обижалась, если он «дрых» до двух часов дня в воскресенье, а они договаривались с утра сходить в парк. Не упускала, если он вдруг начинал раздражаться или хотел что-то сказать.

Что ты смотришь на меня? — спрашивал он опять, когда они лежали в постели, и мягкий свет ночника сзади тонкой линией золотил его волосы по контуру головы.

Просто. Люблю на тебя смотреть, — отвечала она и улыбалась.

Это была правда. Картина у Алёны так не вышла — наверное, она была не очень хорошей художницей. А вот смотреть на него полюбила. И кажется, ему это очень нравилось.