Се человек

Се человек

Из второй книги «На краю бездны»

Мне гораздо приятнее

Смотреть на звезды,

Чем подписывать

Смертный приговор…

Вот почему я никогда,

Нет, никогда не буду Правителем.

Велимир Хлебников «Отказ»

 

В самом деле, чтобы получать, как утверждают, «чудовищное, почти наркотическое наслаждение» от возможности держать в своих руках и решать судьбы и жизни людей, надо иметь врожденные какие-то качества, особо развитые мозговые центры…

Ленин был фигурой мирового значения, «один из тех чудовищных, полусказочных и неожиданных в русской истории людей воли и таланта… Я думаю, что такие люди возможны только в России, история и быт которой всегда напоминают мне Содом и Гоморру» (Горький. «Владимир Ленин»).

Даже из стана врагов признают, что Ленин «среди всех современных ему великих людей наиболее ярко воплощает в себе гениальность»; «великим, недоступным, страшным кажется Ленин даже в смерти» (там же).

Такой же дружный хор, прославлявший этого человека, зазвучал, проклиная его. Ленина стали обвинять во всех грехах и, конечно, во властолюбии, его называли «фанатиком власти. Ради власти был готов на все – даже отдать пол-России».

Поднялась «туча лжи и клеветы вокруг его имени».

Безусловно, он был фанатиком. Фанатиком идеи.

«Ленин принадлежал Идее, был ее фанатиком и жрецом» (Д. Волкогонов. «Ленин»).

«Едва ли можно сомневаться в том, что Ленин хотел добра людям».

Но оказалось, что царство добра и справедливости нельзя создать двумя декретами, и тогда «богатства польются полным потоком» и «каждый будет свободно брать по потребности». Все расползалось, уходило из-под рук, оборачивалось невесть чем, выходило так, что создавать добро надо… «через зло»?

«Добро было для него все, что служит революции; зло – всё, что ей мешает» (Николай Бердяев).

Но отступать было поздно, сомневаться – нельзя, и он ринулся туда, в будущее, в туман, начав великий эксперимент с народом и страной, «с нищим народом и царящим в стране иностранным капиталом».

«Случайные налетчики захватили всю Россию, и сами не знают, что с ней делать».

«…кровавый, чудовищный эксперимент? Невероятная фантастическая комбинация случайностей, внутренних причин и роковых тенденций выдвинула этих людей на гребень крупнейших национальных и мировых событий» (Д.Волкогонов).

Будь у него действительно жажда личной власти, с его-то могучим анализирующим умом, он бы не ушел так скоро, не сгорел мучительно, правил бы страной не семь отведенных ему жизнью послереволюционных лет, впрочем, времени правления его было меньше, всего четыре с половиной года.

Мавр сделал свое дело. Он выиграл эту великую шахматную партию. Он помог укрепиться новой власти. Он был честен перед самим собою в помыслах и борьбе. Именно поэтому он сделался не нужен и даже мешал… Кому? Ну, «толпе комиссаров, присосавшихся к незадачливому экспериментатору». У кого-то заработали мозги – что из всего этого можно извлечь, а извлечь можно было невероятно много…

И если догадки о мировом господстве – не миф, то, скорее всего, миром правят не президенты и не короли, не премьер-министры и политики, а может быть, некая надмирная когорта людей, не видимых и не слышимых, их имена неизвестны, они не дают интервью и не являются на экранах.

Да нет, вовсе необязательно, что это – евреи. Надо, надо затронуть этот вечно волнующий вопрос, особенно в последнее время, когда так много говорят об участии евреев в русской революции. Но и в воспоминаниях, и дневниковых записях свидетелей тех лет – нет-нет, да и промелькнет упоминание о молодых людях еврейской внешности… «Всюду невероятная неряшливость и неразбериха. Всюду латыши, латыши, латыши и евреи, евреи, евреи. Количество их буквально резало глаза».

Мировое господство, если это не миф, осуществляют люди за гранью национальности, это сама по себе – особая нация со своим особенным геометрическим построением того, что в обиходе называют душой и сердцем.

Слово кадету Федору Родичеву, его имя уже упоминалось ранее.

«Большевики – это власть жидов, – говорят нам. – Откуда это? Большевиков вынесла к власти разлагающаяся армия, а не евреи. Не евреи убивали в Петрограде защищавших Временное правительство юнкеров.

Не евреи бомбили Москву.

Матросы-убийцы, плававшие не по морю, а по крови офицеров, – не евреи. Те, кто по приказу Ленина бросились на грабеж усадеб… не евреи… Если много евреев в большевиках, то не меньше их в числе гонимых большевиками».

Традиции русского революционного движения идут от декабристов, Белинского и Герцена, «Земли и воли» В февральских днях евреи вообще не участвовали.

Но не было, быть может, ни в одной стране национального меньшинства, столь ограниченного в правах, угнетаемого и униженного. Черта оседлости. Погромы. Евреям запрещалось владеть землей, жить в деревнях, служить в государственных учреждениях, носить офицерскую форму… Да, они хотели перемен. Среди них было много образованных людей, это была наиболее грамотная часть населения. Они действительно отличались активностью, по своему национальному характеру…

Говорит Василий Васильевич Розанов, коренной русак.

«Евреи самый утонченный народ в Европе… Только по глупой наивности они пристали к плоскому дну революции».

«И везде они несут благородство и святость, идею “греха” (я плачу), без которой нет религии, и человечество было бы разбито,.. если бы “от жидов” не научились трепетать и молить о себе за грехи. Они. Они. Они… Они пронесли печальную песню через нас». Еврей знал «вздохи Иова, песенки Руфи, песнь Деворы и сестры Моисея…»

«Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови» – Ленин из письма Горькому.

Похоже, что их всех, первых вождей революции, фанатиков идеи из когорты большевиков-идеалистов-интеллигентов, потихоньку – одного за другим - начали убирать уже в первые годы советской власти. Первые выстрелы прозвучали уже в 18-м. Утром 30-го августа был убит председатель Петербургской ЧК Моисей Урицкий. В тот же день – стреляли в Ленина после его выступления на заводе Михельсона, закончившегося словами: «Умрем или победим». Символично. На него было уже до этого два неудачных покушения. На этот раз в его теле застряли две свинцовые пули; он был ранен в шею и в руку. Яков Свердлов, объявивший после этого покушения «красный террор», скончался через год 16 марта 1919-го, по официальной версии, от гриппа, «испанки».

24 сентября 1920-го умерла Инесса Арманд в возрасте сорока шести лет. Прибыв в Россию вместе с Лениным и Крупской в пломбированном вагоне, она уехала в Москву, там вела со всей энергией работу, была избрана делегатом городской думы; выступала на митингах, писала статьи. Основала журнал «Жизнь работницы». Работала по двадцать часов в сутки.

«Дорогой друг! Итак, доктор говорит: воспаление легких. Надо архиосторожной быть… Напишите откровенно, чего не хватает? Есть ли дрова? Кто топит? Есть ли пища? Кто готовит?..

Выздоравливайте! Ваш Ленин».

 

По его настоянию в августе 1920-го она уехала подлечиться в Кисловодск. Возможно, у нее была чахотка. На Кавказе шли бои с Белой армией, была угроза окружения, и жителей эвакуировали в Нальчик. Там была эпидемия холеры.

«Вне всякой срочности. Москва Совнарком. Заболевшую холерой товарищ Инессу Арманд спасти не удалось тчк Кончилась 24 сентября тчк Тело препроводили в Москву тчк».

 

Для него это был страшный удар. На похоронах он плёлся, опираясь на руку Надежды Константиновны.

 

«Ленин был потрясен. Когда мы шли за гробом Инессы, Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами и, казалось, вот-вот упадет» (Александра Коллонтай).

 

«Смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина… он… не смог пережить ее уход».

 

Он любил детей и кошек. Надежда Александровна отнесла бы его к первому типу людей, любящих кошек; но неприятному. Своих детей у него не было. Он «отказался от всех радостей мира ради тяжкой работы для счастья людей»

 

* * *

«И если он доживет до понимания ошибочности своей тактики, то содрогнется содеянному». – из «Политического завещания» Плеханова.

«Моя главная непростая ошибка – это Ленин»

«Путь большевиков, каким бы он ни был, коротким или длинным, неизбежно будет ярко раскрашенным фальсификацией истории, преступлениями, ложью, демагогией и бесчестными поступками».

 

Ленин дожил до видения того, что происходит в России. Первый удар с ним случился в мае 1922 года. До этого уже были сильные головные боли, переутомление.

«У Ленина хватило еще сил провести свой шаг к новой политике». Последним могучим рывком он попытался развернуть страну, перевести экономику России «на старые рельсы», «пойти назад, к старым формам жизни».

Это был «…конец жестокого эксперимента», крах коммунистической утопии. Рассеялись туманные дали, исчезла путеводная звезда.

НЭП дал отличные результаты, но его не приняли ни те, в мозги которых прочно вкоренилась идея социализма, ни те, кто сумели уже приспособиться и извлекать выгоду при новом режиме. Идея нужна была и тем, и другим. Но вождь был уже не нужен. Он был основателем новой коммунистический религии, и ему оставалось только вознестись; живой он мало ли что мог еще сказать или сделать…

В декабре у него случился паралич правой руки и ноги. Вслед за улучшением – снова паралич и ухудшение речи. В периоды улучшения состояния он пытался действовать… но с ним уже не считались, постепенно изолировали. Жизнь его принадлежала партии и народу. Его держали в прекрасных условиях, суетились врачи, консилиумы, приглашен был врач из Германии.

 

«Ходят слухи, что Ленин очень болен, что в ультракоммунистических кругах его решили извести»

(Георгий Соломон. «Среди красных вождей)

 

«На товарища Сталина возложить персональную ответственность за изоляцию Владимира Ильича как в отношении личных сношений с работниками, так и переписки».

В марте 1923-го у него случился третий инсульт; утрата речи и способности к чтению; бессонница, галлюцинации.

 

«…в конце своей жизни Ленин пережил мучительную, длительную, трагическую агонию… страдания его, очевидно, были ужасны. И ужас их, их сила сводились, главным образом, к чисто моральным переживаниям.

Полупомешанный, но с частыми (сперва) возвратами к просветлению, он не мог не видеть того, до чего он довел Россию… Заговорило, по-видимому, и то простое человеческое, чему имя: совесть» (там же).

Он просил яду.

Ленину было поставлено множество памятников не только в городах России, но и в других странах. Авторитет его в мире был велик. Когда через семьдесят лет пала советская власть, памятники развенчанному божеству стали свергать, иногда это делали с первобытной дикостью, где-то памятник разрубили на части, голова оказалась пустой. В неё бросали мусор и окурки.

Вот и в далекой Индии (!) тоже «снесли памятник Ленину и сыграли в футбол его головой».

Глубочайшая из бездн, самая долго и тяжело поправимая, – это падение человеческого духа.

 

«Духа не угашайте – вот сейчас самое нужное из слов человеческих» (Мережковский).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

«Русская революция стояла под знаком рока».

(Н.Бердяев)

 

«Мы часто ощущаем, проходя тот или иной шаг по мостовой судьбы, что сейчас все мы, всем народом, опускаемся в какой-то овраг, идем книзу, а сейчас взлетаем кверху, точно на качелях, и какая-то рука без усилий несет нас на гору».

(В.Хлебников «Доски судьбы»)

 

«В истории, как и в природе, существует ритм, ритмическая смена эпох и периодов, смена типов культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски… Нам суждено жить в историческое время смены эпох… Мы живем в час тоски, когда бездна обнажилась… в эпоху, аналогичную эпохе гибели античного мира».

(Николай Бердяев. «Новое средневековье»)

 

«Широко раздалась Русь, родина моя… Был голод, было и изобилие. Были казни, была и милость… Была вера русская исконная безначальная. Где ты, родная твердыня, последняя Русь? Я не слышу твоего голоса, слышу обезьяний гик… Ничего мне не надо. И жить незачем… Русский народ, это грех твой непрощаемый. Ве-е-ечна-я па-амять».

(Александр Ремизов)

 

«Чтобы возродить былую Русь, надо научиться терпению к другим и покаянию. А пока мы обвиняем друг друга, улучшения не будет, и Божия благодать не прольет свет на ту пустыню, которая некогда была государством Российским».

(монахиня Мария,

бывшая фрейлина императрицы Анна Вырубова)