Славкин театр

Славкин театр

Дверная ручка с массивным медным набалдашником медленно повернулась, дверь отворилась. Славка тихо вышел на полусогнутых ногах. Взглянув на него, Настя сразу все поняла. Еще мгновение — и рванулась к двери…

Стойте! Туда нельзя, там экзамен!

Крик пожилой секретарши, похожей на усталую древнюю березу, не остановил Настю. Она с треском распахнула дверь и влетела в зал. Возглавлявший приемную комиссию величественный режиссер с мудрыми и лукавыми глазами усмехнулся про себя: «С темпераментом у абитуриентки все в порядке — посмотрим, как с дарованием»…

Тут дверь снова открылась, и все увидели поникшую березу-секретаршу.

Я не виновата! Ее было не остановить. Ее нет в списке, я вообще не знаю, откуда такая…

Ничего страшного, Анна Семеновна. Сейчас разберемся. Представьтесь, пожалуйста, — режиссер перевел взгляд на девушку.

Тростниковская. Настя Тростниковская.

Сидевшая рядом с режиссером актриса состроила гримасу:

Вот уже целыми семьями в театральный поступают. Перед ней Тростниковского слушали.

Ах, вот оно что! А кто он вам — брат, муж? — вдруг заинтересовался режиссер.

Жена я ему. Прошу вас, примите его, наконец! Помешался он на вашем театральном. Четыре года уже поступает — и проваливается…

Режиссер усмехнулся:

Не он один, поверьте, красавица.

Настя вздохнула и продолжала:

Работает урывками. В семье денег нет. А ему — хоть бы что! Едем в трамвае, билетов нет. Подходит контролер — и мой «артист» начинает мизансцену разыгрывать! Вынимает из кармана клочок бумаги, величественно протягивает и произносит сквозь зубы: «Пожалуйста». Тоже мне, Мессинг… Вытолкали нас из трамвая, а «артисту» еще и пенделя дали.

Режиссер покачал головой и, не удержавшись, рассмеялся:

Да, нелегкая у вас доля, дорогая моя!

Еще бы, — всплеснула руками Настя. — Вы думаете, он только про сыры и ворон декламирует?.. Я вот позавчера с двух работ и подработки еле приползла. Даже не поужинала, сразу — на боковую. Проснулась среди ночи от громких голосов. Ну, думаю, совсем очумел: гостей в три ночи привел! Открываю глаза — и сама им не верю! Напротив кровати — кафедра, сооруженная из стола и книжек, оттуда голова торчит и вещает разными голосами. Сначала: «Дорогие товарищи, настоящие коммунисты должны систематически…» А потом — заискивающим голоском, как бы из зала: «Дорогой, Леонид Ильич, мы правильно поняли…», — и дальше какая-то околесица…

Тут уж расхохотался не только режиссер, но и все члены приемной комиссии. А Настю было просто не остановить:

А вчера в столовую зашли, два комплексных обеда заказали. И вдруг это чучело выходит на середину зала, обводит всех томным взглядом и начинает читать Гумилева: «А в заплеванных тавернах от заката до утра мечут ряд колод неверных завитые шулера»… Бармен и официантки глаза выпучили, кое-кто поперхнулся… Потом бармен от шока оправился, подошел да заорал: «Ты что, падла?! Где заплеванная таверна? Какие такие шулера? Сейчас ответишь за базар!». Опять побили и выгнали… Я потом спросила у своего дурня, зачем он это сделал, а он заявил: «Я артист, а, значит, нервы никуда!»

У режиссера даже слезы выступили от смеха. Он беззвучно хохотал, откинувшись на спинку стула. Настя посмотрела на него затравленным взглядом.

Вот вам смешно, для вас это — комедия, а для меня — жизнь! Умоляю, примите этого идиота! Может, хоть тогда это кончится…

Режиссер, покачав головой и вытирая слезы от смеха, молвил:

Тогда еще хуже будет.

Режиссер был убежден: настоящий артист — тот, кто любого сумеет рассмешить. Ему понравилась эта непосредственная девчушка, с ее искренней, правдивой, но такой дикой историей. Надумав что-то, он посерьезнел и проговорил:

Вот что, Настя Тростниковская, подайте-ка и вы документы в наш институт. Завтра же! А мы вас в паре рассмотрим и примем решение.

Ошарашенная Настя вышла из зала, и, под испепеляющим взглядом секретарши, направилась к уныло ссутулившейся фигуре своего Славки…

Через три дня они пробивались сквозь гудящую толпу, заполнившую коридор, к заветным спискам. Первой оказалась Настя, и отставший Славка услышал ее радостный вопль:

Есть Тростниковский! Ты прошел! Ура!

Славку прошиб озноб, ноги стали ватными… «Не может быть… четыре года… значит, все было не зря»…

Вдруг он заметил, как резко изменилось лицо Насти.

Ой, Слава, тут написано не «Тростниковский», а «Тростниковская»…

Побледневший Славка тихо произнес:

Что ж… Ты ведь тоже подала документы — вот тебя и приняли…

 

Прошел год. Настя училась в театральном институте. Со Славкой она развелась. Режиссер оказался вдовцом, и Настя переехала к нему в многокомнатную квартиру с высокими потолками и хрустальными люстрами.

Славка остался один в своей конуре.

Работу он все же нашел: простым рабочим в «Водоканале». Труд был непривычным и изматывающим. Репетиции и подготовку к следующему поступлению Славка совсем забросил. И теперь, чего раньше за ним не водилось, иногда позволял себе пропустить стаканчик-другой с такими же работягами, как он сам.

Однажды неуютным осенним вечером Славка возвращался домой. Во дворе столкнулся с соседкой, которую давно не встречал.

Анна Степановна, здравствуйте, — начал он, и тут же, присмотревшись, воскликнул: — Господи, что с вами? Почему вы плачете?

В ответ Анна Степановна с трудом проговорила:

Паша, Паша в больнице. Беда, Слава…

Славка знал Пашу с пеленок. Это был восьмилетний соседский сынишка.

Что случилось?

Женщина разрыдалась. Славка осторожно обнял ее за плечи.

У него, Славик, обнаружили рак. Лимфому Ходжкина…

Славка оторопел. Он думал, что онкологией болеют только старики.

Нужно было говорить что-то — утешать, сочувствовать…

Анна Степановна, сейчас медицина на таком уровне… Врачи вытащат Пашку. А в какой он больнице? Я его навещу.

 

Четыре кровати. Четыре одинаковых лица. Все ребятишки без волос, одутловатые от гормональной терапии. Большущие глаза с застывшим выражением. Славка поздоровался и поставил на тумбочку Паши целлофановый пакет с фруктами и банкой вкуснейшей малосольной красной рыбы с рынка. Финансово Славка «выложился».

Тяжесть атмосферы давила, но он произнес нарочито бодро:

Здорово, парни! Почему грустим? Ничего, сейчас покушаете и повеселеете…

Сперва разговор не клеился. Но постепенно, слово за слово — Славка, который раньше всегда, в каждой фразе, острил и паясничал, ощутил себя на «своей» волне. Как давно ему не приходилось представлять что-либо! И вот он уже не мог остановиться…

Славка разыгрывал смешные сценки «из жизни пиратов», изображал в лицах Буратино и Карабаса Барабаса. Рассказал даже, как он на экзамене в театральный институт читал басню Крылова про пресловутую ворону с кусочком сыра, и какой-то экзаменатор вдруг воскликнул: «Не могу больше слушать про эту мерзкую птицу! Дайте мне ружье, я застрелю ее!»

Мальчишки хохотали. Дверь распахнулась. На пороге с удивленными лицами стояли палатный врач и медсестра.

Давно в нашем учреждении не было так весело, — проговорил доктор, и обратился к Славке. — Вы кого навещаете?

Я к Паше пришел, — сказал Славка, — а теперь вот со всеми познакомился…

Что ж, сразу видно — у вас дар комедианта: здесь редко так веселятся. Ну, продолжайте, не будем вам мешать, — и доктор тихо прикрыл дверь.

С этого дня ребята ожидали прихода Славки, как праздника. Да и сам Славка после вечерней смены спешил в больницу. К его появлению четырехместная палата была забита до отказа. Те, кто не помещались в палате, расставляли стулья в коридоре и заглядывали в открытую дверь.

И — Славка творил! Он превращался то в доброго сказочника, то в уморительного мима. На его моноспектаклях дети забывали обо всем. Их глаза светились!

Однажды Славка постучался в кабинет к доктору.

Павел Григорьевич, у меня идея возникла… Если, конечно, вы согласитесь.

Ну, Андерсен, слушаю тебя, — улыбнулся доктор.

Давайте поставим в больнице спектакль, в котором сыграют ребята — они ведь такие артистичные! — выпалил Славка.

Ну, что тебе сказать, артист, — задумался доктор. — Вообще-то у нас лечебное заведение, причем для «тяжелых». Начальство, мягко говоря, удивится. Но мне твоя идея нравится! Нельзя жить постоянно в горе, должен быть лучик солнца даже в холодной воде… Ладно! У нас есть большой холл, там организуем сцену и зрительный зал. В субботу можно попробовать…

В морозный субботний вечер ярко горели окна в одном из корпусов детской онкологической больницы. На фоне соседних темных зданий они выглядели празднично. Огромный холл был забит лысыми, большеглазыми детьми в ватно-марлевых повязках, оживленными родителями, медперсоналом. В первом ряду виднелась седовласая голова заведующего клиникой.

Шум, гвалт — и вдруг тишина… Гаснет свет в зале. Освещена только сцена, которую отделяет от зала самодельный занавес. И вот он распахнулся…

Что происходило со Славкой в тот вечер, он не смог бы ни вспомнить, ни рассказать. Ему казалось, что он растворился в пространстве, распался на молекулы. Вместе с ним на сцене пели, танцевали, прыгали, забыв обо всем на свете, маленькие артисты. Зрители сидели, пораженные, затаив дыхание; у некоторых матерей по лицу катились слезы.

И кто знает, какой зрительный зал был прекраснее: до отказа заполненный, блещущий золотыми ложами, искрящийся немыслимыми люстрами, покоренный игрой профессиональных актеров зал Большого театра — или этот холл детской онкологической больницы, расположенной на окраине города в нескольких корпусах новостроек, затерявшихся в высоких сугробах? Бог весть… Занавес!