Спасительный подорожник (о В. Я. Курбатове)

Спасительный подорожник (о В. Я. Курбатове)

Валентин Яковлевич Курбатов, из журнала «Аврора» № 5/2014 г.

 

6 марта 2021 года ушел из жизни Валентин Яковлевич Курбатов — русский писатель, критик и литературовед, лауреат Государственной премии РФ (2020), член Общественной палаты России (2010–2014) и Президентского Совета по культуре, член Союза писателей России.

Валентин Яковлевич был награжден Орденом Дружбы и Медалью Пушкина, имел множество литературных премий, работал в жюри знаменитой премии «Ясная поляна», обозначая планку уровня и во многом определяя самый дух этой премии.

Он входил в редсоветы и редколлегии таких литературных изданий, как «Литературная учеба», «День и ночь», «Русская провинция», «Роман-газета», «Роман-газета XXI век», состоял в общественном совете журнала «Москва». Был также членом редколлегии журнала «Аврора» (2010–2014). В 2014 году Курбатов вел в «Авроре» авторскую рубрику «Подорожник», издаваемую под правительственный грант, посвященный тематике Всероссийского Года культуры. В рубрике на протяжении года выходили его публицистические и критические статьи, дневниковые записи, размышления (выпуски № 1, № 3, № 5 и № 6 за 2014-й). Его заметки были яркими, пронзительными, а порой и злыми — наверняка писателю виделось, что только так можно достучаться до читателя, очерствевшего в своем благополучии.

Так, анализируя произведение Виктора Астафьева «Последний поклон» (очерк «Пока он читает»), Курбатов говорит об опасности «ожесточиться вместе с героем» книги, при этом отмечая, что у читателя-то нет оснований для озлобления, что и сам он, «читая в тепле», понимает это, и что писатель еще пощадил нас, изнеженных, не слишком сгустил краски. Реальность бывает страшнее — как страшна вообще жизнь в России, в Союзе, эта «привычная тьма вокруг, которая успела стать бытом». Обычный русский человек, поникший перед «партийным начальником» (чем, интересно, тот отличается от несправедливого барина-самодура дремучих времен?), имеет все основания озлобиться; оттого и художник «макает перо прямо в помойное ведро» вместо чернильницы или палитры с красками.

Валентин Яковлевич не боялся страшной правды сам, не боялся и говорить ее читателям. Более того, если проанализировать внутренний зловещий смысл сказанного им, внимательно вчитаться в его текст, — там, как в глубоком водоеме, лежит на дне спасительное оправдание для тяжелой, беспросветной и безысходной литературы, той самой, которую в постперестроечной России незамысловато прозвали «чернухой». Это своего рода «отпущение грехов», по сути, индульгенция от писателя Курбатова — всем авторам тех книг, которые тяжело и больно читать, которые лишь высвечивают страшную реальность вокруг нас, но не выводят «из ада к свету». Через принятие произведений Виктора Астафьева («Последний поклон», «Печальный детектив», «Прокляты и убиты») со всем их мраком кромешным Валентин Курбатов выводит нас к принятию творчества вообще. Теперь, даже если художник, писатель, не справившись в душе с увиденным, напишет картину унылую, мрачную и бесперспективную, его побуждение — спасти себя и других — будет понято и вызовет сочувственный отклик.

Литература (любая!) имеет право на жизнь, если она талантливо раскрывает суть общечеловеческих проблем, возвращая к тому, что вечно, неизбывно и неизбежно, с чем не в силах справиться маленький человек: голодный бедняк, обездоленный сирота. Такой вывод можно сделать, прочитав критические статьи выдающегося автора «Подорожника».

Редакция журнала «Аврора» выражает искренние соболезнования родным и близким Валентина Яковлевича Курбатова.

 

Кира Грозная