Строки истории: забытые и неизвестные
Строки истории:
забытые и неизвестные
О днях минувших и дне завтрашнем рассказывает один из ведущих специалистов Кузбасса, занимающихся историей нашего края, Пётр Петрович Лизогуб – заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея.
– Есть ли перспективы у краеведческого движения в регионе, в частности, в Новокузнецке, и каковы они?
– Я думаю, что перспективы неплохие. С чем связаны эти надежды? Во-первых, несмотря на определенные сложности переходного периода, которые были у нас 90-е годы и в начале первого десятилетия XXI века, и те трудности, что мы переживаем сейчас, в Новокузнецке всё-таки удалось сохранить музейную сеть. Она существует в виде четырех муниципальных музеев. Каждый из них имеет свою специфическую направленность. И в первую очередь – это наш краеведческий музей. Кроме того, существует ещё музей-заповедник «Кузнецкая крепость», охватывающий краеведческие направления с акцентом, скажем так, на археологию. Музей Ф.М. Достоевского касается творчества писателя в широком плане, но превалирующей является именно связь его с Кузнецком. И, наконец, Новокузнецкий художественный музей показывает в значительной степени краеведческие аспекты культурной жизни Новокузнецка и Кузбасса.
В 2014 году был проведен крупный ремонт нашего музея. Мы полностью обновили экспозиции. И в таком омоложенном виде вошли в современный этап нашего развития. Мы привлекаем, как и раньше, молодежь, учащихся – в первую очередь, школьников. Также существенная часть нашей аудитории – дошкольники. Работаем мы и со студентами, создаем даже циклы лекций, связанных с историей нашего края. То есть, например, более подробно рассматриваем историю присоединения Кузнецкого края, коренных народов земли Кузнецкой, более поздние этапы развития нашего города.
А с дошкольниками работаем не только в развивающем, но и в игровом формате. Есть специальные программы, адаптированные для малышей: «По лесной тропинке», «Каменная сказка» и другие.
Но вообще, что касается учреждений культуры Новокузнецка, наблюдается интересная такая тенденция, когда некоторые из них берут на себя не свойственную им изначально музейную функцию.
Ну, например, библиотека выступает хранилищем материалов, связанных с толстовским движением в Кузбассе в 30-х годах. Это, с одной стороны, расширяет, конечно, функционал учреждений культуры, но в то же время, как мне кажется, не увязывается в некоторой степени со спецификой…
– «В Большом театре пусть поют»…
– Ну да. И у нас были подобные попытки – сделать акцент на развлекательной сфере, использовать, скажем, театрализованные экскурсии. Но всё хорошо в меру. Соединять разные направления деятельности в нашей сфере можно только очень грамотно и «точечно». Следует стараться, чтобы музей оставался музеем, а библиотека, прежде всего, качественно выполняла свою основную функцию.
– Но культурные учреждения сейчас вынуждены использовать какие-то коммерческие проекты для привлечения большей аудитории и денежных средств. Насколько жестко требуют это от вас, и что удается сделать?
– Безусловно, у нас есть финансовый план. И мы должны заработать определенную сумму денег в соответствии с ним. Это есть. Плюс мы оплачиваем значительную часть коммунальных услуг за счет собственных средств. А то, что вы говорите… Коммерческие какие-то проекты… Мы уже достаточно давно работаем в этой сфере деятельности. Привлекаем интересные, популярные у зрителей, иногородние выставки.
– А какие проекты минувшего года вы считаете наиболее интересными?
– Ну, давайте начнем с того, что по-прежнему общегородским событием является традиционная «Ночь в музее». Каждый музей готовит специальную вечернюю программу, с особой атмосферой. И в каждом музее – свои особенности.
В продолжение этой темы последние три года осенью проводится «Ночь искусств». Эти «ночи» специально созданы, чтобы пробудить интерес у горожан определенной таинственностью. Можно пройти с фонариками по экспозициям (у нас было и такое). Приглушенный свет, ожившие экспонаты… Наши сотрудники, выступая в роли актеров, от имени какого-то исторического персонажа рассказывают об интересных исторических событиях.
Такие театрализованные сцены. Например, «Трактир у Красимовича», воссоздающий купеческий быт начала XX века. Этот необычный формат позволяет зрителям стать полноценными участниками представления.
Ещё один интересный и значимый проект посвящен 90-летию со дня рождения нашего выдающегося земляка – Николая Спиридоновича Ермакова. Нынче будет проведено несколько мероприятий, связанных с этой датой. Мы стараемся, чтобы имя Ермакова было не только частью наименования топонимического объекта. У этого человека есть чему поучиться. Несмотря на то, что умер он тридцать лет назад, результаты его работы перед нами до сих пор.
Вот ещё состоялись прекрасные «Прогулки с Достоевским», подготовленные одноименным музеем, а мы провели городской конкурс эссе «Мой Достоевский».
– И в нём приняли участие 19 школьников. Небольшое, в общем, количество. И почему именно Достоевский?
– Девятнадцать школьников – это немало, если учитывать критерии участия. Что касается Ф.М. Достоевского, это как лакмусовая бумага: насколько человек знает Достоевского, настолько хорошо он понимает русскую литературу. Пожалуй, это самое значительное не только в отечественной литературе.
Ну, и появляется возможность почувствовать мироощущение молодежи.
– Каким вы видите это мироощущение?
– Если судить по работам участников, подошли к заданию творчески. Многие не ограничивались именно произведениями Достоевского, послужившими неким поводом, «трамплином» для того, чтобы развить свои мысли относительно дня сегодняшнего, своего места в этом мире и показать перспективы, которые видит молодой человек в своей дальнейшей жизни.
Взяться в молодом возрасте за такую «глыбу» – творчество Достоевского – не скажу, что подвиг, но что-то героическое в этом есть. Это вызывает уважение.
Безусловно, не все работы оказались глубокомысленными, нет. Были и самые простые. Но сам факт, что наша молодежь интересуется такими сложными вещами – хороший признак.
Мы много критикуем сейчас и нашу образовательную систему (наверное, не без оснований), и другие моменты, связанные с тем, что дети и подростки перестают читать, не хотят приобщаться к нашей классике. На самом деле, это не совсем так. Движение есть. Есть желание узнать и понять самих себя через русскую литературу, и это очень хорошо.
– А как вы относитесь к высказыванию председателя жюри конкурса эссе «Мой Достоевский» Анатолия Семеновича Сазыкина, что школа сейчас готовит не личность, а «информированного потребителя»? Ещё бытует мнение, что в школах ничему по сути не учат, а учат только учиться.
– Я думаю, что резон в словах Анатолия Семеновича есть. В нашей образовательной системе знания воспринимаются не как инструмент, а примерно так: «Я должен сдать экзамен, и мне надо привлечь какие-то решения, средства для решения этой цели – сдачи экзамена, а суть этого процесса меня уже не интересует»…
Идёт акцент на информатизацию… Дело в том, что само наше общество сейчас на это завязано, и винить детей, что они увлечены, погружены именно в эти информационные различные процессы, неправильно. Это наша общая беда. А система образования, конечно, нуждается в коррекции.
– Петр Петрович, расскажите, что планируется сделать музеем в этом, юбилейном, году. Какие интересные события ждут горожан?
– Если говорить о ближайших событиях, мы запланировали и традиционные выставки, которые, как я уже упоминал, обновляясь, проходят из года в год.
Будут выставки, посвященные Кузнецкого району, нынешний год – это и его год.
Кроме того, приближается юбилей Кузнецка. К 400-летию нашего города мы собираемся издать воспоминания уроженца Кузнецка Валентина Федоровича Булгакова «Как прожита жизнь». Это будет большое иллюстрированное издание с научно-справочным аппаратом.
– Вы известный специалист по краеведению и многое сделали для сохранения и возрождения истории нашего города и края. Какие моменты истории интересуют Вас сейчас, о чём планируете написать?
– Ну, давайте начнём с того, что все, кто начинают заниматься краеведением, приходят на площадку, созданную нашими коллегами и предыдущим поколением краеведов. Мои достижения на краеведческом поприще – во многом заслуга не столько моя, сколько многих хороших людей, работавших в этой сфере до меня. Многие работы ранее в силу разных причин не публиковались. Мои краеведческие изыскания основаны, разумеется, на архивных материалах, в том числе собранных предыдущими поколениями краеведов. Поэтому можно сказать, что они фактически выступают моими соавторами.
Что касается моментов истории… Я интересуюсь вообще всем письменным периодом истории, с момента появления Кузнецка. А если говорить о планах и задумках, хочу создать сборник орденоносцев города Новокузнецка, начиная с дореволюционного времени и до наших дней. Некоторые люди попросту забыты, хотя в свое время они были очень значимы для города, их фамилии были на слуху.
В общем-то, материал собран, теперь надо его обработать, представить уже в удобной для читателя форме.
Приближается 75-летие со дня подвига новокузнечан Героев Советского Союза А. С. Красилова, Л. А. Черемнова, И. С. Герасименко, закрывших своими телами амбразуры фашистских дзотов. По этой теме собирается значительный и очень интересный материал, который необходимо представить.
Замыслы есть, и они всегда в избытке. В процессе работы часто открываешь что-то такое, что является стимулом для дальнейшего поиска, развития. И это действительно бесконечный процесс.
Записала
Татьяна Назарова.
(Печатается с сокращениями.
Источник: газета «Седьмой день»)