Свидетель истории города

Свидетель истории города

Из нашего архива

Евгений Семенович Паршуков ушел из жизни 5 февраля 2016 года. В память о художнике сотрудниками Новокузнецкого художественного музея была организована мини-выставка его произведений из фондов музея.

Для новокузнечан памятно и другое событие, инициатором которого стал незадолго до своей кончины сам художник. Весной 2014 года он подарил 80 своих полотен Новокузнецкому краеведческому музею. Такого щедрого дара в истории краеведческого музея еще не бывало. Настоящее культурное наследие! Один из старейших новокузнецких художников решил оставить свои произведения городу и горожанам.

Евгений Семёнович из тех новокузнечан, кого можно назвать свидетелем истории нашего города. В начале войны он 14-летним подростком пошёл работать на шахту «буквально за буханку хлеба», как напишет в своих воспоминаниях художник. В 1943 поступил в мастерскую профкома металлургов КМК, где впервые близко познакомился с профессиональными художниками, в числе которых была Панна Филипповна Бачевская.

В 1944 году Евгений Паршуков поступил сразу на второй курс в Алма-Атинское театрально-художественное училище, где учился у А. М. ЧеркасскогоА. И. БортниковаЛ. П. Леонтьева. Когда вернулся в Сталинск-Новокузнецк, оказалось не так-то просто воплотить в жизнь свои эстетические интересы – уйма сил и времени потрачены на плакатно-транспарантное творчество, социальные заказы эпохи.

За свою жизнь Е.С. Паршуков успел поработать учителем рисования в Мысках и в Новокузнецке (здесь трудился в 67-й и 11-й школах), и ровно 30 лет состоял в художественном фонде. Ему была выделена мастерская, в которой художник смог реализовывать свой творческий потенциал. Он участвовал в многочисленных городских, областных, региональных и даже всесоюзных выставках. Около 50 его произведений сейчас находится в различных музеях Сибири.

 

 

У

роженец небольшого села Молокова Алтайского края Евгений Семенович в свое время учился в Алма-Атинском художественном училище, где его педагогами были известные мастера: Черкасский, Бортников, Леонтьев… После окончания училища Евгений Паршуков вернулся в Новокузнецк, где проживал до этого с 1930 года. Здесь он некоторое время работал учителем рисования в школе № 67, затем, более тридцати лет, в городском Художественном фонде.

По словам Петра Рещикова (тогдашнего председателя правления Новокузнецкого отделения Союза художников – К.К.), Евгению Семеновичу Паршукову неоднократно предлагали вступить в Союз художников, но он каждый раз отказывался, считая, что желанию творить не нужно подтверждение в виде официального статуса. Если есть в человеке талант – он себя проявит и без «корочек». И обязательно, как росток сквозь асфальт, пробьется к людям! Только зрительская оценка по-настоящему важна для художника…

Последние двадцать лет творчество Евгения Паршукова почти полностью было посвящено жизни города. Евгений Семенович написал немалое количество этюдов, изображая различные сценки городской жизни. Он их подмечал зорким глазом художника на улице, в транспорте, в скверах… В яркой коллекции живописных работ, подаренных музею, изображены городские пейзажи, запечатлевшие Новокузнецкий драматический театр и Театральную площадь (картина «Чугунные девы»); Дворец культуры алюминщиков, рядом с которым расположилось известное в городе здание со встроенными башенками-часами (картина «Дом с часами»); здание городской мэрии и сбербанка (картина «Фонтан») и многие другие.

В совокупности они представили историю города глазами одного человека. Потому-то эти живописные полотна оказались в краеведческом музее как нельзя кстати. «Полностью вписались в его исторические документы, дополнив сухие документальные строки магией искусства», — эти слова довелось услышать в музейных стенах.

Часть картин из подаренной Паршуковым коллекции сотрудники музея тотчас вывесили в экспозиции под общим названием «Город глазами художника».

«Город для меня – это не просто здания. У нас, людей старшего поколения, к нему особое отношение. Все улицы и дома рождались на наших глазах. Каждый памятник, каждый переулок значат для нас очень много… Мы пережили время, когда основатели Кузнецкого металлургического комбината строили себе хижины. Затем появилось казенное жилье – деревянные бараки… Мы помним холод, голод, когда ели одну мерзлую картошку. Помню время, когда половина города была болотом. Как его осушали, откачивали воду с помощью труб, засыпали горной породой и глиной. Формировали прочный грунт, на котором город и был построен. И у каждого человека, чьими руками делалась эта работа, – своя история Новокузнецка, свои значимые места… Например, входной узел на Бульваре Героев – для меня не просто арка, это символ связи времен. Глядя на фигуру солдата, я вспоминаю тех, кто был мне дорог».

Это признание Евгения Семеновича Паршукова стало своеобразным эпиграфом к его выставке, вывешенной в окнах краеведческого музея.

Кстати, по словам главного хранителя Татьяны Бабаковой, общая коллекция живописных работ в фондах Новокузнецкого краеведческого музея насчитывает более полутысячи «единиц хранения». До этого в коллекции имелась лишь одна работа Евгения Паршукова, переданная художником в дар музею в 1980 году. Теперь их более восьмидесяти. И переданы они музею в знаменательный, год, когда Новокузнецкий краеведческий отметил 85-летие. Это символично: щедрый дар сделан ровесником музейных фондов…

Татьяна Шипилова.

(Газета «Кузбасс». 14 марта 2012 года)