Тенденции развития русского сонета

Тенденции развития русского сонета

Сонетное искусство, зародившись около восьмисот лет назад, в эпоху раннего Возрождения, формировалось и развивалось как особая форма поэзии. Идея яркого выражения эмоций, философского восприятия окружающего мира в виде небольшого стихотворения, написанного по правилам твердой формы, оказалась чрезвычайно плодотворной. Претерпевая смысловые трансформации, накладываемые историческими и национальными особенностями, эта идея обрастала новыми принципами рифмовки, структурной и семантической организацией. В результате в поэзии сформировалось отдельное направление сонетного жанра, соответствующее определенным канонам: ограничение по числу строк, точность рифмы, отсутствие повторений слов. Кроме того, лаконичность смыслового наполнения в сонете должна опираться на формирование триады из тезиса, антитезиса и синтеза (разрешения противоречия).

Эти правила были органично восприняты в русской поэзии. Перевод сонета Жака Вале де Барро «Grand Dieu, tes jugements sont remplis d’équité»1, выполненный Тредиаковским в 1735 году, принято считать первым сонетом на русском языке, а дату его написания — датой рождения российского сонета. На дальнейшее развитие этого жанра в России сильнейшее влияние оказали французская, итальянская и английская сонетные школы. Английский сонет набрал особую популярность уже в наше время благодаря появлению знаменитых переводов сонетов Шекспира, выполненных С. Я. Маршаком.

Кроме собственно сонетного жанра, параллельно сформировался и большой пласт соответствующих теоретический исследований: Л. Гроссман «Борьба за стиль», Б. С. Михайличенко «Теория сонетного жанра», В. А. Пронин «Сонет — мир в миниатюре», И. Бехер «Философия сонета», В. М. Жирмунский «Теория стиха», Г. Шенгели «Техника сонета», Ю. М. Лотман «Анализ поэтического текста». В них, с учетом романтической парадигмы и тех или иных исторических аспектов, анализировалось соотношение между синтаксической и содержательной структурой сонета, его внешней и внутренней формой.

Немало внимания уделено было сонетному жанру поэтами Серебряного века: В. Брюсовым, А. Белым, переводчиками Л. Гинзбургом, А. В. Карельским, М. Л. Гаспаровым и другими.

Много работ и литературных экспериментов посвящено исследованию структурного многообразия сонетов, их строфике, типам рифмовки, метрике, а также графическим, звуковым, интонационным, лингво-стилистическим способам организации. Поскольку внешняя форма сонета находится в диалектической взаимосвязи с его структурой, при экспериментировании с формой внутренняя организация сонета становится его доминирующим признаком.

Сегодня сонетный жанр получил новый импульс для развития. В результате творческих экспериментов рождаются и поддерживаются новые сонетные формы: Коломенский сонет (предложен Романом Славацким) и Рузский сонет, сочетающие катрены с двустишьями, терцетами и пятистишьями. Однако наибольшее признание у авторов и читателей получили вариации классического построения сонета из двух катренов и двух терцетов. Безусловным лидером является Киммерийский (Крымский) сонет со структурой катрен-терцет-терцет-катрен (4-3-3-4). При этом допустимым является соединение терцетов в секстину с обязательным сохранением терцетной рифмовки. Такая строфика была обозначена на Волошинском фестивале в Коктебеле в 2020 году. В г. Щелкино 3 сентября 2020 года (эту дату можно считать днем рождения Киммерийского (Крымского) сонета) Леонидом Фокиным был прочитан первый авторский сонет в такой форме. Данная строфика получила развитие в произведениях многих поэтов. Вот, например, в сонете «Лист» (О. Гаценко):

 

* * *

Я — лист заснувшей осени весной,

Пожухлой памяти недолгий странник.

Чужих шагов раздавленные раны

Кричат во мне, затянутые мглой.

 

Стальным туманом запотели грани –

Стакан небес наполнен до краев.

Я пью молитвы дождевых ручьев,

С журчащей болью, трущейся о камни,

Разбавив флейты майских соловьев

Немым оркестром бесконечных снов.

 

В них — мой придел конца земных скитаний

И затхлый тлен среди цветущих трав.

Из вечности мгновение украв,

Несу печать грехов и покаяний.

 

Перспективным также является Питерский сонет (4-3-4-3). Его строфика предложена автором 27 января 2021 года в сонете «Гроза над Балтикой»:

 

* * *

Свинцовый мир туманами расклеван,

Над Балтикой кружится желтый лист.

Штормами струны осени сплелись,

Души небесной разорвав оковы.

 

Их ноты застучат по крышам вскоре.

Оркестр дождей, размыт и иллюзорен,

Макнет ладонь в проснувшееся море

 

И закипит паденьем капель вниз.

Возможно путь страдания Иова,

Наградою молитвенного слова,

Заменит ураган на легкий бриз?

 

Затем гроза, утихнув понемногу,

Споет псалмы у зимнего порога,

Надеясь на прощение у Бога.

 

Эти варианты отличаются особой мелодикой звучания, что придает эстетическую необычность литературному произведению, написанному в этих формах.

Для систематизации целесообразно рассмотреть всю возможную сонетную матрицу классического катренно-терцетного построения: 4-4-3-3 (классический сонет) / 3-3-4-4 (опрокинутый сонет) / Киммерийский (Крымский) сонет 4-3-3-4 (половинный и половинный-опрокинутый) / Питерский сонет 4-3-4-3 (два половинных) / 3-4-3-4 (два половинных-опрокинутых) / 3-4-4-3 (половинно-опрокинутый и половинный).

Предлагаемые новые формы сонетного жанра часто выглядят оригинальными, но исследуются они современными сонетистами не ради собственно формы, а как потенциальный новый инструмент для создания выразительного эмоционального посыла читателю. Этот посыл в сонете формируется за счет напряжения, создаваемого соотношением симметрии и асимметрии, гармонии и дисгармонии. Тем не менее, данное правило часто нарушалось и нарушается как признанными классиками, так и современными авторами. Нарушение канонов семантического построения сонета далеко не всегда приводит к выхолащиванию эмоциональной составляющей произведения, а ведь именно эмоциональное воздействие является главной движущей силой любого искусства. Многие сонеты гениальных поэтов Серебряного века — М. Волошина,
Н. Гумилева и др. — являются вершинами поэтического мастерства, но при этом их в большей степени можно отнести к пейзажным стихотворениям в сонетной форме, нежели к каноническим сонетам.

Существуют литературоведы, строго придерживающиеся канонической парадигмы сонетного жанра и критикующие любое отступление от традиций. Тем не менее новые поэтические формы успешно развиваются, дополняя и расширяя границы жанра, создавая замечательные пейзажные зарисовки помимо философско-содержательных сонетов, имеющих классическую семантику. В этом принимают участие поэты различных уголков России: Крыма, Хакасии, Челябинска, Коломны, Санкт-Петербурга, а также русскоязычные авторы ближнего и дальнего зарубежья. Ряд сонетных произведений носит эмоционально-патетическую окраску. Ярким представителем поэтов данного направления является Нина Плаксина (Крым), специализацию которой с полным правом можно отнести к новой жанровой разновидности сонетного искусства — Сонетной оде. Например, в венке сонетов «Россия-Крым, в единстве два крыла» она пишет про Крымский мост:

 

Рукопожатием Тамани с Керчью,

Во имя мира, розням вопреки,

Скрепил. Так встарь скрепляли старики,

Благословляя мудрость человечью…

 

Обобщение экспериментальных усилий сонетистов в настоящее время оформилось в творческий проект «Корона корон сонетов», посвященный 300-летию русского сонета и 800-летию мирового сонета. Авторы поставили перед собой грандиозную задачу: написать почти три тысячи сонетов в разных стилях и формах, представив читателю мир современного сонета не как нечто застывшее в середине ХХ века, а как живой, органично развивающийся жанр твердой формы.

Можно смело говорить о том, что в настоящее время сонетистика находится на новом витке спирали развития. Новейшие тенденции и литературные изыскания могут воплотиться в интересных поэтических находках, однако дать им объективную оценку способны только время и вдумчивый читатель.

1 Как справедлив твой приговор, великий Бог! (франц.)