Терпкое яблоко женских печалей

Терпкое яблоко женских печалей

В этом году эта удивительная книга празднует юбилей – двадцать лет длится победоносное путешествие по миру роман «Женская родословная» сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович, автора 12 романов, зазвучавших на 14 языках и изданных общим тиражом свыше миллиона экземпляров.

Чем же это можно объяснить? Беды, горести и радости женщин одного сербского рода больше чем за двести лет открыла нам писательница, заставив плакать и смеяться вместе со своими героинями, на долю каждой из которых выпали многочисленные испытания.

Рассказ о них (в талантливом переводе Ильи Числова) рождает у читателей мощный эмоциональный импульс, словно предлагая современным женщинам примерить на себя нелегкую судьбу сербиянок прошлых веков: «Нанизанные, подобно блестящим жемчужинам, на одну и ту же непрерывную нить нашей женской родословной драматические повести представляли собой как бы маленькие зеркала, в коих отражалась вся суть жизненного пути и назначения женщины в мире сем».

Измена и уход мужа, смерть ребёнка – с перечисления этих самых страшных для женщины любых времён событий начинается роман: слова бабушки звучат трагическим эпиграфом к будущим испытаниям, через которые проходят в разные годы женщины этого самого обычного сербского рода.

Женская судьба – «непрерывные уроки терпеливого мужества и стойкости» — так можно сформулировать главную мысль этой книги. Писательница не прячется за выдуманную маску отстраненной повествовательницы: почти за каждым из персонажей ощутим чёткий автобиографический, семейный подтекст, да и образ самой писательницы, её любимого мужа и долгожданного сына придаёт тексту особую теплоту и исповедальность.

«Семейные предания, похожие на сказки, но только без счастливого конца…» — один за другим перед нами предстают сильные женские характеры, для которых любовь и замужество остаются главными, определяющими событиями их будущей жизни. «Девичьим багажом» называет этот уникальный семейный опыт автор-повествователь.

Женская судьба, показанная на фоне драматической истории страны, нередко становится подлинным стержнем произведений, стремительно завоевывающие популярность у читателей – это «Медея и её дети» Людмилы Улицкой, «Русская канарейка» Дины Рубиной, «Зулейка открывает глаза» Гюзаль Яхиной, «Сломанная кукла» Альберта Лиханова, «Мать Ивана, дочь Ивана» Валентина Распутина. Можно вспомнить в этом ряду и побивающие все рекорды своими тиражами три дилогии — семейные саги белорусской писательницы Наталья Батраковой, в центре каждой из которых – героиня с сильным характером, стремящаяся состояться в профессии и обрести семейное счастье. В этом достойном ряду значимое место по праву занимает и оригинальный роман талантливой сербской писательницы.

Много раз побывав в Черногории, я, только прочитав роман «Женская родословная», поняла разницу между двумя культурами, существующими внутри одной страны и связанными с историей этих двух городов, – элитарной, аристократической которской и крестьянской – цетинской.

С упоминания имени восьмидесятишестилетней бабы Марицы начинается роман, ею он и заканчивается, но уже в окружении имен других женщин этого рода, о трагических судьбах которых поведала нам их более благополучная внучка, исполнившая две свои мечты – стать писательницей и родить сына, но ощущающая груз «девичьего багажа» легенд за плечами и желающая, чтобы он стал уроком-предостережением для молодых читательниц из разных стран.

Через всю книгу проходит семейная реликвия – две хрупкие фигурки фарфоровых братца и сестрицы, символизирующие, по мысли автора, «взаимное притяжение и нерасторжимость мужского и женского начала». Как сохранить себя, не утонуть в любви к мужчине, как состояться в нескольких ипостасях – как любящая мать, преданная жена, творческая личность? Эту труднорешаемую задачу ставит перед собой только одна героиня книги – сама повествовательница.

На протяжении двух столетий мы видим, как преданная любовь ломает и крушит женскую судьбу, как в жестоком мужском мире обес-ценивается верность и трепетное служение любимому, как страдают дети от безоглядной, безудержной любви жены к мужу.

Уникальный опыт женских судеб одной семьи на протяжении двух столетий дал богатейший материал для семейной саги, которая трогает и завораживает одновременно. «Умная любовь» — вот к необходимости какого отношения к любимому человеку осторожно подводит нас автор полудокументального повествования «Женской родословной», в котором сербская писательница силой своего таланта оживляет ушедших в мир иной предков, воссоздавая иные эпохи, наполняя их точными и выразительными деталями быта, убедительными, психологически выверенными жестами персонажей.