Введение в философию православия

Введение в философию православия
(очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)

Разум и сердце

 

Не один разум открывает нам истину, но и сердце, исполненное энергиями любви. Оно же, по утверждению архиепископа Луки, является и органом воли. Прежде чем понять происходящее разумом и начинать действовать — проявлять волю, мы должны прочувствовать значимость чего-либо сердцем. В противном случае даже очень важная для жизни информация будет только чуть затрагивать глубины разума. Например, мы все знаем: переедать вредно — и тем не менее… Мы весьма часто получаем предупреждения об опасности, которые не принимаем во внимание, хотя и понимаем, что они значимы и правдивы. Почему важные сообщения не всегда служат поводом к действиям, к изменениям, позволяющим предотвратить наступление нежелательных событий? Потому, что эти сведения подобны лёгкому ветерку, колеблющему гладь озера, они только скользят по поверхности сознания, а воля к решительным действиям рождается в сердце.

Разум не следует рассматривать как приёмник информации. Мы должны использовать свою способность к размышлению, тогда сможем разбудить и сердце. Истина постигается на самом деле тогда, когда с ней сообразуется наше поведение. Это невозможно без взаимодействия сердца и разума. Какая польза в том, что мы чувствуем опасность, если не способны трезво размышлять над тем, какие действия необходимо предпринимать для предотвращения наступления нежелательных событий?

От переживания всегда следует переходить к размышлению. Известная мудрость гласит: «Когда сердце стучит слишком громко, оно заглушает голос разума». Часто именно нежелание понять то, что любое происходящее событие — следствие ранее совершённых действий и что любые действия, совершаемые прямо сейчас, отразятся в будущем, является главной причиной того, что в нужное время у нас не оказывается сил преодолеть то, что вполне преодолимо. Если проблема возникла, то есть и её решение. Но слишком эмоциональное переживание событий делает нас порой совершенно слепыми. А ведь всего-то и нужно было трезво взглянуть на сложившиеся обстоятельства, чтобы разум сумел правильно отреагировать.

Лучшими упражнениями для развития силы воли являются размышления по поводу евангельских истин, заповедей. Ни одна из них не является абстракцией, оторванной от действительности. Если мы, например, помыслим о том, почему нам следует обратить внимание на себя, прежде чем судить других, разве в результате не увидим в себе того, от чего следует избавиться. Углублённое изучение вопроса о том, что нас делает несчастными и больными, непременно приведёт к тому, что в сердце возникнет желание освободиться от скверны, служащей причиной уничижения собственной жизни. Осознание личных недостатков рождает в сердце волю к их преодолению.

Ни с чем не сравнимое значение в деле осуществления добрых изменений в жизни имеет молитва. В ней мы, среди прочего, просим Бога: «Да будет воля Твоя как на небе, так и на земле». Так что же за воля действует в Царстве Небесном? О ней можно сказать: если обитатели этого Царства исполняют Божью волю, то пребывают в состоянии свободы и любви, радости и бессмертия. И нет никакого противоречия в том, что свобода предполагает неукоснительное исполнение Божьей воли. Ибо это позволяет отсечь из своей жизни то, что делает её смертью.

Размышляя о свободе, мы должны ответить на вопрос: она нам нужна для чего или от чего? Если желаем освободиться от ответственности за совершаемые нами деяния, то можно с уверенностью сказать, что такого рода свобода проявится в виде необходимости держать ответ. Поэтому прежде чем приступать к реализации задуманного, нужно промыслить возможные последствия. А их не избежать — это закон! Кто думает иначе и поступает произвольно, неизбежно столкнётся с произволом по отношению к себе, т.е. с силой, ограничивающей свободу.

Действуя ответственно, сообразуя своё поведение с законами жизни, мы естественным образом умножаем свою энергию, а потому раздвигаем границы своей свободы. Если же мы не желаем исполнять волю Божью, то, хотя нам это и попускается, из-под власти закона уйти не сможем. Последствия наступят неизбежно. Не исполняющий воли Божьей не способен отменить её действия. Закон есть закон, всякий нарушающий его отказывается и от его защиты, и попадает под действие карающего меча правосудия. Если в обыденной жизни преступления каким-то образом скрыть можно, то преступая против Его воли, последствий не избежать. Ибо совершающий зло делает это, прежде всего, допустив его в свою жизнь.

Что значит исполнять Его волю? Следить за чистотой своей души, дабы в сердце не находило себе место зло, а в уме — ложь. Что в этом плохого? Разве не на благо нам даны указания о соблюдении умеренности. Для сохранения себя от порабощения злом и грехом много ли человеку предписывается? «Не делай того, чего не желаешь себе» — это ли неподъёмная тяжесть? Настоящую тяжесть судьбы будет испытывать не тот, кто соблюдает заповеди, а тот, кто их нарушает. При этом не Бог нас наказывает, но мы сами, отвергая предостережения о наступлении последствий, совершаем преступления против собственной жизни. Воля Божья не может быть не исполнена. К сожалению, мы это начинаем понимать после наступления последствий нашего произволения, непослушания. Возможность проявления нами своеволия предусмотрена Жизнедателем, но поступающий таким образом уподобляется тому, кто желает плыть против течения реки. Какое-то время это возможно, но силы быстро иссякнут.

Так и человек, встающий на путь произвола, достаточно быстро выдыхается. И если он не понимает, почему слабеет, тогда и приходит самая настоящая беда.

Но Господь никогда не прекращает попыток вразумить нас. Все происходящие с нами события содержат в себе наказы нам. Когда не остаётся другого, посылается нам болезнь, а когда не остаётся ничего вообще — посылается для спасения нередко и сама смерть.

 

О смерти

 

Особое значение для укрепления воли к жизни имеет ПАМЯТОВАНИЕ о СМЕРТИ. Ничто не пробуждает религиозное чувство так сильно, как размышления о конечности земного пути. Думать о смерти боятся только слабые люди. Причём слабость здесь соединяется с безответственностью. Если мы не желаем выявлять в себе то, что оставляет нас в несовершенном состоянии; то, что делает нашу жизнь преступной, а преступным является всякое деяние, наносящее, во-первых, вред своему здоровью, — мы уже находимся в стадии разложения. Оно есть следствие нарушения единства души, тела и духа. Если мы не стремимся выйти из состояния расстроения, т.е. не проявляем волю, обеспечивающую достижение внутренней гармонии личного бытия, то душа, тело и дух будут оставаться в состоянии взаимного отрицания.

Страх смерти сковывает волю к жизни. Этот страх настолько силён, что часто полностью парализует саму нашу способность трезво мыслить. Поведение многих людей таково, что, кажется, они совершенно не принимают мысли о кратковременности своей жизни. Поэтому вступают на безрассудный путь конкуренции-вражды, накопления или бесцельного времяпрепровождения. Есть только одно средство излечения от болезни, называемой страхом смерти. Это средство — вера. Возвращение и укрепление жизненных сил возможно при условии напряжения воли, обеспечивающей приведение наших мыслей и поступков в соответствие с заповедями Божьими.

Принуждение себя к выявлению в собственной жизни того, что делает нас больными — это залог здоровья. Обращение внимания на требования совести обеспечивает возвращение нас в состояние внутреннего единства как условия сохранения единства с Творцом и творением. Именно это позволяет внутреннему космосу соединиться со вселенной — нашей искре Божьей соединяться с энергиями благодати Божьей. Когда это происходит, тогда и возникает в нашем сердце ощущение непрерывности личного существования и желание не допускать проявления в своём поведении того, в результате чего мы отчуждаем себя от вечности. Смерти, разрушению подлежит только то в нас, что прилепляется к тленному, материальному. И если наша душа полностью погружена в мир внешний, стремится насытиться тем, что подвержено разрушению, то на что она сможет опереться, когда придёт срок перехода в нематериальное бытие? Что станет с душою, вибрации которой полностью совпадают с земными, и её ничего не связывает с небесными энергиями?

Размышления о смерти неизбежно приведут нас к поиску ответа на вопрос: что такое жизнь? Вставая на этот путь, мы и начнём открывать истинный смысл своего бытия, определять настоящие цели жизни. Только научившись отделять временное от вечного, мы можем освободиться от того, что тянет душу на дно бытия. К нам придёт понимание, что страсти привязывают нас к тленному миру, что именно они угашают в нас искру жизни, не допуская воспламенения её духом Божьим. Вспомните, как наше дыхание воспламеняет едва тлеющие угольки при разжигании костра. Так и слабый огонёк, едва искрящийся в нашей душе, не даст ни света, ни тепла, пока не будет соединён с небесными энергиями.

Размышления о смерти неизбежно пробудят в нас желание к «стяжанию Духа Святого», к обретению в земном бытии пути в Небесное Царство. Знание истины пробуждает и волю к её воплощению в жизнь. Но что есть истина? Вечный вопрос. Она непостижима, ибо ею обладает в полной мере один Господь, но постигаема через смирение духа, отвращение души от зла и греха. Только очищение сердца от страстей позволяет и уму распознавать ложь. Иначе дух, проходя через страстную и лживую душу, будет проявляться в мире как тёмная, злая воля.

 

О стяжании Духа Сятого

 

Дух человеческий есть частичка Духа Божьего. Но как огонь может быть смрадным, так и дух наш, попадая в зону влияния воли сатаны, становится грязным. Первозданную чистоту он может обретать по мере проявления душой способности выжигать в себе злые страсти и пустые мысли. Самостоятельно она сделать этого не может. Но если в ней сохраняются хотя бы остатки религиозного чувства, то остаются открытыми и пути установления связи с миром Небесным. В результате чего сердце открывается для действия в нём энергий благодати Божьей, которая и приводит наш дух в естественное состояние соединения с Духом Святым.

Как известно, в мире действуют три воли: Божественная, человеческая и дьявольская. Очень часто Божья воля открывается нам только после того, как мы сполна вкусим горьких плодов собственного произвола, т.е. уклонения на путь поиска удовлетворения страстей. Сатане меньше всего нужно, чтобы о его существовании люди знали. Поэтому он пускается на все хитрости для того, чтобы мы, действуя в поле силы его воли, полагали, что осуществляем свою волю.

Как лукавый добивается от нас того, чего желает? Устремляя наше внимание в мир внешний. Действительно в нём рассыпано великое множество ложных огней — целей, и он не мешает нам свободно устремляться к той, которую выбираем. Ему безразлично, какой тропинкой мы придём в его логово. Несмотря на то, что Создатель никогда от нас не отходит и непрерывно даёт знаки предупреждения об опасности, многие из нас так увлекаются борьбой за земные блага, что до самой смерти не в состоянии понять того, к чему стремились на самом деле, чью волю исполняли.

Мы всегда способны отказаться от стяжания благ земных в пользу обретения нетленных ценностей. При этом не следует считать, что всем необходимо отречься от власти, богатства и пр. Говорится только о том, чтобы мы сами не оказались в полном рабстве у того, кто нам эти блага позволяет собирать. Только тот из нас, кто ведом по жизни Духом Святым, может сохранить свою независимость, например от власти. Потому что принадлежащее ему во внешнем мире он использует только для осуществления Божьей воли, т.е. ради блага собственного и окружающих его людей.

Что есть добро? Это, прежде всего, сила, обеспечивающая раскрытие наших внутренних возможностей, делающая наш дух по-настоящему свободным. А это осуществится только при условии, если наша душа откроется действию Божьей благодати. Достичь этого состояния возможно, кроме прочего, мерами принуждения себя к сотворению блага, к молитве, к приведению своего поведения в соответствие с требованиями совести. Именно для того, чтобы мы все без исключения имели возможность укрепления своей жизни, нам и даны Божьи заповеди. Принуждение себя к их исполнению — это и есть то, что позволяет нам встать на путь обретения истинной свободы. Давайте в связи с этим помыслим о необходимости соблюдения главной заповеди Христа: «Да любите друг друга». Разве погашение в себе тёмного пламени злобы, раздражения, зависти, жадности, эгоизма не является абсолютным благом — в первую очередь для себя?

Надо понимать и то, что не все дела, которые мы совершаем, как нам кажется, во благо другим — действительно добрые. Наш дух соединяется со Св. Духом только посредством актов дарения своих сил, т.е. через любовь. Сила добра умножается в жизни других людей и в нашей собственной, только когда мы совершаем добрые дела не во имя своё, т.е. не преследуя цели удовлетворения чувства тщеславия, гордыни, эгоизма. Ведь очень часто скрытой причиной нашего милосердия и благочестия является стремление к возвышению над другими. Сила нашего духа неизбежно угашается, когда он не делает попыток освобождения от страстей и привычек, причём даже тех, которые кажутся вполне безобидными — как, например, неутолимая жажда поболтать, сладко поесть и поспать.

Каким бы образом неумеренность ни проявлялась, она всегда есть следствие захвата в плен нашей воли волею сатаны. И напротив — освобождение от любой из привычек открывает душу для умножения в ней сил. В деле освобождения своей жизни от зла и греха мелочей нет. Самые тяжёлые испытания к нам приходят только потому, что мы не желаем прямо сейчас уничтожать в себе начатки недобрых чувств и мыслей. Тот, кто это делает, уподобляется хорошему огороднику, следящему, чтобы сорняки не заглушили посевов. Область стяжания Духа Святого — наша обыденная жизнь.

Главное внимание необходимо сосредоточивать на том, что с нами происходит в непосредственно переживаемое время. Именно усилия, связанные с распознанием и уничтожением в себе того, что лишает нас сил любить себя, людей и Бога, и есть то, что позволяет нам открывать истину. Сказано: «Познайте истину, и она сделает вас свободными». Истину в полной мере открыть никому из людей невозможно. Ведь самое важное — узнавать в реально текущем времени то, что уклоняет нас к ложным целям.

Если мы не прекращаем такого рода активности, то и вся наша жизнь наполняется энергиями, которые позволяют достойно выйти из всех жизненных обстоятельств. Кроме этого, если наш разум и совесть не спят, то, конечно же, они отведут наши стопы с тропинок, ведущих к нелепым опасностям, к испытаниям, которые нам не следует проходить. Мудрость гласит: «Бережёного Бог бережёт» — это о том, что ко всему необходимо относиться ответственно. Действовать нужно, опираясь на разум и сердце, а не своевольничать, стремясь утолить свои желания и похоти. Даже простое праздное любопытство и пустословие могут явиться причиной напрасных страданий и смерти. Всё самое главное происходит для нас прямо сейчас. Тот, кто этого не понимает, тот и теряет бездарно своё время, соответственно и жизненные силы.

Что делает человека невольником сатаны, т.е. подвластным его воле? То же самое, что сделало из Херувима-денницы сатану-дьявола: гордыня и зависть. Бесы — тёмные духи, ангелы сатаны непрерывно нападают на нас, пытаясь навязать нам грязные мысли и чувства. Только по незнанию мы принимаем происходящее в уме и сердце как нам присущее, в нас рождающееся. Это не так, а потому следует отсекать недоброе из своей души. Тут без молитвы не обойтись. А больше всего нужно молиться некоторым из нас о непопущении лукавому наделять нас силами и богатством.

Любой человек, который считает, что он по своим качествам превосходит окружающих, — уже впал в грех гордыни. Если наша способность проявлять необычные возможности возникла не в результате очищения души от зла и греха — это есть свидетельство нашей одержимости бесовскими силами. Самое великое чудо, на которое только способен человек — это смирение своего духа. «Жертва Богу — дух сокрушён, сердце сокрушенно и смиренно Господь не уничижит» — этим всё сказано!

Следует пуще огня бояться ощущения, что получаемые нами блага и дары заслужены. Всё, что у нас есть, мы получили взаймы, и хорошо, если от Господа. Но и дары Божьи мы обращаем в дары бесовские, как только начинаем использовать их в виде пьедестала для возвышения над окружающими нас людьми.

 

(продолжение следует)