Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)

Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)

Продолжение

Воля к жизни

 

Ошибка некоторых мыслителей, пытающихся выяснить роль воли в жизни, заключается в том, что верное представление о ней, как о творческой силе, соединялось с мнением, что это объективная, независимая и неразумная сила. Но волю, лежащую в основании сил сотворения мира, нельзя отделять от воли его Создателя. Вспомните, сказано: «В начале было Слово…».

Воля, действующая в творении, есть только отражение, эманация Божьей воли. Она есть слияние действий великого множества служебных сил, обеспечивающих созидание и удержание кирпичиков бытия, которые, вступая во взаимодействие между собой, создают всё более разнообразные и всё более сложные системы. Волю, действующую в элементах первых царств бытия, например в минералах, в атомах, нельзя назвать неразумной и не чувствующей. Просто здесь на первый план выступает активность, а чувствительность и разумность остаются ещё не проявленными. Хотя уже на уровне элементарных частиц начинают действовать силы притяжения и отталкивания. Частицы чувствуют подобных себе, потому и притягиваются друг к другу, создавая системы. Они, в свою очередь, взаимодействуя друг с другом, создают из систем первого уровня системы второго, затем третьего, четвёртого — и высших порядков.

Это только кажется, что воля — слепая сила. Нет, она не только волит, но и чувствует, и разумеет. Слепой воля становится тогда, когда человеческий дух утрачивает связь с духом Божьим. А вне мира, сотворённого по произволу тёмного духа, и в творении, и в душах святых подвижников воля продолжает вполне разумно чувствовать то, что ей необходимо делать для исполнения и на земле, как на Небе, воли Творца.

Мощь человеческого духа настолько велика, что возможности всех иных служебных духов не в состоянии ему противостоять. Ситуация так обстоит потому, что в отличие от всех иных сил, действующих в творении, только человек был создан по образу и подобию Создателя, только он был наделён творческой, а не служебной активностью. Человек выше любого ангела, но лишь когда его воля является выражением воли Божьей.

Ошибка нашего восприятия заключается в том, что возможность действовать произвольно нами расценивается как признак свободы. Но в действительности человек, являясь носителем Божьего образа, может действовать себе во благо, только исполняя волю Создателя. По большому счёту, мы проявляем свою волю лишь тогда, когда она совпадает с волей Божьей. В противном случае наша воля к жизни обращается в волю к смерти. И все действия, не соответствующие заповедям, наносят часто невосполнимый ущерб нашей же жизни.

Как получилось, что человек, наделённый властью Царя творения, которому он должен был обеспечить устремление к вершинам бытия, вдруг, по наущению змия, захотел стать, «как бог». Что его прельстило? Может быть, его подогревало и поторапливало желание немедленного результата, то есть вместо длительного пути восхождения к Творцу — уподобиться Ему мгновенно.

Что из этого вышло? Забвение себя, лишение себя естественной силы и бессмертия. Нарушив Его волю, человек вывел себя из-под защиты законов Жизни, а дух, переключивший своё внимание на мир земной, стал пленником его князя. Падение человека отразилось не только на его природе, но он, будучи точкой сосредоточения в себе совокупных усилий творения, поставил границы активности всему сущему. Это привело к тому, что творческая сила на всех уровнях бытия утратила возможность проявляться естественным образом, передаваться в умноженном виде на более высокие уровни организации жизни. Результатом этого стал непрерывный рост напряжения в творении, главным образом — в людском сообществе.

Творческая активность извратилась в агрессивность, в стремление получить желаемое посредством разрушения, борьбы и войны. Ведь в результате каждого акта превращения космоса в хаос, дезинтеграции системы — высвобождается энергия, необходимая для осуществления людьми своих эгоистических задач. Так человек вместо Царя превратился в безжалостного завоевателя, разрушителя своих же владений. Он закрыл Небо не только от себя, но и от всего бытия. Именно поэтому говорится, что всё «творение стенает» и жаждет обращения человека к Создателю. Ведь он, вступая на путь спасения, открывает возможность проявиться стремлению к Небу всему окружающему его миру, а потому получает и соответствующие силы от самого основания бытия.

Главная задача, которая стоит перед человеком со времён грехопадения — возвращение в состояние образа Божьего. Многие из нас задают вопрос о том, почему все люди, даже младенцы, поражены грехом. Но тогда ответьте на вопрос: «могут ли быть дети здоровыми, если у них все в роду были больны одной и той же болезнью?». Этой болезнью, передаваемой по наследству, является своеволие, гордыня.

Но от каждого недуга есть соответствующее лекарство. Именно на него указывают Божьи заповеди. Секрет исцеления открывается тогда, когда мы свою жизнь начинаем приводить в соответствие с ними. Непросто — жить по совести. Но когда мы стремимся к этому, тогда у нас начинают проявляться силы, обеспечивающие возвращение способности нашего личного духа быть проводником божественной воли. В этом случае и душа начинает открываться действию благодати. Далее сила передаётся телу. После этого человек, укрепляя триединство, становится источником силы преображения творения.

По большому счёту судьбу нашу определяет только одно — то, куда устремлён наш дух. Все наши качества при этом играют свою роль: и разум, и воля, и чувства. Главное, чтобы в душе произошло соединение знания и веры. Противопоставлять их нельзя. Они единое целое. Ибо вера — это есть истинное знание разума, воли и сердца о человеке, творении и Творце. Вера — есть соединённое устремление разума, воли и чувств в то состояние, при котором их совокупная мощь не будет иметь препятствий для непрерывного наращивания сил преображения жизни. Это устремление обеспечивает обретение свободы. Высшая её степень и должна была быть проявлена Адамом и Евой, если бы они прошли период созревания, роста, развития, не нарушая воли Создателя. Ведь для любого ребёнка, для его же блага предусмотрено применение и методов ограничения его неразумной воли.

Человеку была предопределена роль Царя, Владыки творения, который получил неограниченную личную свободу. Но достижение её невозможно до тех пор, пока все элементы единого творения не получат доступ к участию в обретении бытием всё более высоких свойств и степеней свободы.

Возвращаясь к вопросу о том, что следует предпринимать для изменения судьбы, прежде всего необходимо вспомнить о наличии у нас дара рассуждения. Вот его мы и должны направить на исследование причин происходящих с нами событий. Главное при этом — не уклониться на путь, уводящий прочь из внутренних областей бытия.

В первую очередь нам требуется обратить внимание на свою совесть, т.е. со-весть, как изначальное знание о нашем предназначении и пути его исполнения. Если мы вступим на него, то нам откроются и ответы на вопросы «кто виноват» и «что делать». При этом важно знать: только когда наш дух начнёт восстанавливать связь с Небесными сферами бытия (конечно же, это не может произойти просто так, но лишь посредством сознательного проявления нами волевых усилий), тогда и душа неизбежно начнёт наполняться энергиями этих сфер — «лиха беда начало», потому что самым тяжёлым шагом к выздоровлению является признание собственной вины в наступлении болезни. Пока этого не сделаем, мы не вскроем и причин своей немощи, а потому не получим средств их устранения.