Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)

Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)
Продолжение

О смертных грехах, отчаянии, страсти

 

«Кто в надежде на покаяние повторяет свои грехопадения, тот ведёт себя лукаво по отношению к Богу, такового постигает нечаянная смерть» (преп. Исаак Сирин).

«Самый тяжкий грех — “отчаяние”. Этот грех (…) — показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей»;

«Если же случится несчастие впасть в какой смертный грех, то надо оставить его немедленно, исцелиться покаянием… Если же, по какому-нибудь несчастному стечению обстоятельств, случится снова впасть в смертный грех, не должно предаваться отчаянию, должно снова прибегать к Богом дарованному врачеству душевному, покаянию, сохраняющему всю силу и действительность свою до самого конца жизни нашей» (свт. Игнатий Брянчанинов).

«Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога»;

«Не будем отчаиваться в своём спасении. Хотя бы низверглись мы в самую бездну порока, можно опять подняться, сделаться лучше и вовсе оставить порок»;

«Не от множества грехов происходит отчаяние, но от нечестивого настроения души» (св. Иоанн Златоуст).

«Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа — Иуда и Пётр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех (…), но Пётр спасся, а Иуда погиб… А потому, что Пётр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием» (св. Димитрий Ростовский).

Печаль — неизбежный спутник жизни человека, полагающегося только на себя, считающего, что его планы могут быть достигнуты; то есть того из нас, кто отвергает изначально волю Божью. Но много в жизни таких случаев, что неисполнение наших желаний есть само по себе великое для нас благо, а мы по своей духовной слепоте начинаем раздражаться, снова и снова пытаться достичь недостижимого.

Часто кажется: стоит сделать один шаг — и получишь ожидаемый результат. Но ничего не выходит. И мы по этому поводу впадаем в уныние, раздражаемся на невинных людей, не понимая, что это нас сама судьба отводит от беды. Стоит подумать о причинах событий, которые считаем для себя злыми, и узнаем в них просто предупреждения, а не наказания. Тогда, вместо впадения в состояние отчаяния, мы бы в недобрых обстоятельствах увидели подсказку о том, что следует предпринять для изменения жизни.

Честный взгляд на свои дела обязательно откроет нам простую истину: проблемы, раздражающие нас, порождены, главным образом, нашей безответственностью, торопливостью или леностью. Обычная жизнь людей складывается именно под воздействием того, что мы неверно оцениваем происходящие события, не желаем обращать внимания на истинные причины, их породившие. Возьмём, например, наши вредные привычки.

Если «махнули рукой на себя», полагая, что не в состоянии справиться с курением, обжорством, пьянством и т. п., то одни из нас будут просто сожалеть о своих слабостях, другие станут оправдывать своей образ жизни, искушая таких же слабых из своего окружения. В любом случае — это прямая дорога к отчаянию, ибо каждый неисправляемый нами недостаток ведёт к болезни. Если не обращаем внимания на предупреждения об опасности, полагая, что в нужное время хватит сил, чтобы справиться с настоящим злом, то когда оно приходит, может оказаться, что у нас нет ни сил, ни времени. Но самое страшное даже не в горе-беде, а в том, что наша привычка полагаться на своё мнение делает нас малоспособными к поиску настоящего выхода из сложившихся обстоятельств.

Когда попадаем в действительно бедственное положение, стоит обязательно взглянуть на происходящее рядом, тогда увидим, что немало людей, находившихся и в более трудном, чем мы, положении, тем не менее сумели найти вполне достойный выход, избежали отчаяния. Потому стоит, отбросив самомнение, посмотреть трезвым взглядом на их историю жизни — и обязательно увидим, каким образом они смогли обрести исцеляющие их силы, сохранить достоинство и крепость духа. А всё потому, что они не допустили, чтобы отчаяние убило в их душе надежду.

Отгадка достаточно проста: тот, кто привык действовать «во имя своё», не может рассчитывать на помощь извне. Потому что, сосредоточившись полностью на своих интересах, он перестаёт воспринимать мир в истинном свете. Человек, живущий только для себя, опирающийся только на своё мнение, уже тем самым отвергает единство творения и лишает себя естественной связи с его мощью. И когда сталкивается с настоящими трудностями, он не знает, откуда можно взять сил для их преодоления.

Немалая часть людей, видя, к чему приводит их образ жизни, не впадает в панику, а начинает, полагаясь на Божью помощь, искать средства для своего исцеления. Могут задать вопрос: «В чем может состоять Божья помощь?». Тайны никакой здесь нет: благодать становится доступной любому человеку, который пытается понять смысл заповедей Христа и совершить хотя бы какие-то усилия по приведению своей жизни в соответствие им. Тиски отчаяния, зажавшие душу, ослабнут незамедлительно.

Разве когда человека настигает приступ болезни, ему не вызывают скорую помощь? Так и для души, попавшей в бедственное состояние, скорой помощью является молитва и сила слова по-настоящему любящего человека. Как в доме у каждого здравомыслящего хозяина всегда найдутся лекарства, так и душа любого человека должна быть готова прибегнуть к молитве за себя и близких, которые могут попасть в беду. Мы должны действовать так, чтобы сила удара злом была хотя бы ослаблена. Это возможно для каждого, сохраняющего способность к совершению добрых дел.

«Нечестивое настроение души», а не грехи — являются, по мнению св. Иоанна Златоуста, причиной поражения души болезнью отчаяния. Выше уже говорилось, что злому действию предшествует вселение в сердце и ум нечистых мыслей и желаний. Главное не это, ибо они не отстанут от нас до конца жизни, а то, что мы не сопротивляемся им, не гоним их прочь, и всё потому, что не отделяем их от себя.

Поражению предшествует захват души какой-либо мыслью или чувством. Не прогнали вовремя прочь желание, например, съесть чуть больше необходимого, отложить на время начало дела, не угасили похотливые чувства… и «пошло-поехало».

И однажды с ужасом начинаем понимать, что не в силах сопротивляться своим страстям. Но эти силы можно восстановить, уничтожая «нечестивое настроение души».

Особенно хитро и изощрённо отчаяние прокрадывается в нашу душу, когда, что называется, «жизнь начинает бить ключом» и внешняя деятельность приносит успех. Но удовлетворение быстро проходит, если всё своё время отдаём обретению земных благ. Во-первых, при успехе увеличиваются масштабы задач, которые необходимо решать; во-вторых, для живущих только «хлебом единым», способы, к которым они прибегают для восстановления сил — это «мёртвому припарка». Настоящая возможность не просто восстановления, но умножения своих сил реализуется посредством сотворения блага, творчества, актов любви-дарения. Если дух не получает живых впечатлений, очищающих совесть, то все покупные удовольствия и наслаждения приводят к одному — истощению сил.

Сердце, поражённое болезнью, называемой «окамененным нечувствием», покоя находить не будет, несмотря на возможность нахождения в условиях, которые для простых смертных будут казаться земным раем. Ибо если наша земная жизнь не есть путь «от добродетели к любви», не есть участие в деле прославления жизни, то будет невозможно даже приблизиться к пониманию истинного смысла.

Практика сугубо материальной деятельности такова, что в результате её неизбежно у всех в неё вовлечённых происходит изъятие энергии. Не думайте, что просто так создаются во всех сферах бюрократические процедуры, проходя которые, человек по-настоящему «изматывается». Даже если мы покупаем нужную услугу за взятку, то, обратите внимание, и деньги — это концентрированная энергия, поэтому нам приходится либо больше работать, либо ещё изощрённее хитрить. Вся практика земной жизни для нас, пока не станем исполнять Его волю «и на земле как на небе», — это есть выдавливание из нас энергии.

Нет ничего зазорного в том, что человек трудится на земном поприще. Он просто обязан это делать, ибо сказано, что мы хлеб свой должны добывать «в поте лица своего». Но не следует при этом забывать о ниве своей души, в противном случае границы наших земных аппетитов станут таковы, что естественные желания перерастут в страсти, а страсти — в страдания. Во-первых, потому, что страсть — это неумеренность, и в принципе не насыщаема; во-вторых, ненасытность приводит к поражению тела различного рода болезнями.

Кто может опровергнуть, что любое излишество — откровенный враг здоровью? Кто осмелится сказать, что находящийся в рабстве дурных привычек, душевных и телесных болезней, может обрести счастье, душевный покой? Это невозможно даже потому, что человек, полностью привязанный к земным благам, будет непрерывно находиться в страхе их потерять. В конце концов, людей, не желающих обращать внимание на то, что у них есть ещё и потребности души, ждёт одно — восстание духа, ощущение пустоты и бессмысленности своего бытия и, как следствие, впадение в состояние печали, уныния, тоски и отчаяния.

Бывает, что нас доводят до прямого отчаяния всё время повторяющиеся ситуации, в результате которых теряем над собой контроль, впадая, например, в ярость, гнев, раздражение. Это будет продолжаться и впредь, если не сумеем умиротворить свою душу. Вспомните о том, что лукавому духу необходимо, чтобы мы, впадая в страсти, утрачивали свою силу. И пока будем в каких-либо ситуациях попадать в его сети, эти ситуации будут повторяться. Чтобы изменить окружающую обстановку достаточно бывает изменить внутреннее отношение к ней. Внешнее зло имеет над нами власть до тех пор, пока есть в нашей душе опора для него. А это страсти, неумеренность, самоуверенность и всё прочее, что Церковь относит к грехам.

Грех — это недолжное состояние нашей души, сердца, разума, находясь в котором человек становится зависимым от своих дурных привычек, от внешних условий, от мнений других людей. Грех неизбежно приводит нас в состояние болезни. Когда её не лечат, она становится смертельной. Поэтому и говорится о смертных грехах в том ключе, что если совершать недолжные, опасные деяния, они неизбежно проявятся в виде реальных угроз для жизни. Уже неоднократно говорилось, что самое главное для нас происходит во внутренней сфере бытия. Человек с нечестивой бессовестной душой будет окружён подобными себе, он, как магнит, притягивает к себе зло, которое неизбежно поражает и тело, и душу, и дух.

Страстность сама по себе не является чем-то недобрым. Старец Паисий Святогорец говорил, что страсть — это просто сила. Например, гнев указывает на мужество, но оно проявляется только тогда, когда человек начинает удерживать своё сердце от сильного раздражения. Природная, Богом подаренная сила чувств, способность к сильным переживаниям — это, конечно, благо, но лишь в том случае, когда мы свою силу облагораживаем любовью и ответственностью.

В жизни бывает так, что человек страстный, одарённый, но духовно не развитый, то есть не имеющий представления об истинных целях, не может направить свою энергию в «мирное русло» и начинает искать во внешней жизни ситуации, при которых он бы мог показать на что способен. Худо дело, когда такой человек попадает в компанию людей, ищущих острых ощущений в криминале, ибо другого способа жить ярко они не видят — и не потому, что его нет, а потому, что воспитанием их души никто не занимался. В большинстве случаев именно эти люди, потенциально очень сильные, доводят себя до отчаяния. А всё потому, что в реальной практике не видят место приложения своих сил. Ищут острых ощущений и находят для этого суррогатные способы. Отсюда алкоголизм, наркомания, преступный авантюризм… Чем это заканчивается, все мы хорошо знаем. Но если в душе такого человека пробудить веру, то она будет куда более страстной и яростной, чем исповедание преступной философии жизни, ведущей в небытие.

Основной причиной того, что страстность человеческой природы принимает отрицательный характер и доводит до отчаяния, является неразвитое религиозное чувство. Такой человек не может поступать ответственно, то есть действовать на общее благо, исходя из своих возможностей. Главным способом самореализации личности является творчество. Видов его великое множество. Главное — сохранение ясного понимания необходимости действовать в свете совести. При этом чем бы мы не занимались — всё будет во благо, и наши силы не будут нам в тягость, а будут, напротив, только укрепляться, и страстность не окажется ни для нас лично, ни для близких — бичом бесовским.

Все качества, черты характера, получаемые от рождения — это дары Божьи, которые мы в своей жизни извращаем до того состояния, когда посредством них начинаем служить злу. Но даже если уже находимся в этом незавидном положении, то нет ни одной причины ни у одного из нас говорить о том, что всё кончено и мы никогда не сможем вернуть себе человеческий облик. Это последняя уловка сатаны. Это его самая страшная ложь.

Святые Отцы предостерегают нас от дьявольской хитрости, которая может проявиться двояким образом. С одной стороны, он будет нам нашёптывать о безграничной милости Божьей, подталкивая на совершение нечестивых преступных поступков. Ведь когда-то можно будет перед Ним и покаяться. Но те, кто поддаётся на эти уловки, — а их привлекательность ещё усиливается тем, что желающий найти оправдание своим слабостям их немедленно находит, — достаточно быстро теряют способность самостоятельно выбраться из ловушек зла. В этом случае лукавый прибегает к другой лжи: он вселяет в человека мысль о том, что он настолько глубоко погряз в грехе, что даже не стоит и пытаться выбраться из этого состояния, ибо прощения никакого не будет, да и самого смысла в жизни нет.

Наибольшую опасность для нас скрывает непонимание, что жизнь есть испытание; что настоящая беда наступает только тогда, когда не желаем извлекать из случившегося с нами урока и делать должные выводы. Тот, кто находит силы обратить внимание на свою истинную основу — образ Божий, обретает понимание, что жизнь всегда можно начать с чистого листа, даже перед лицом самой смерти. Но лучше бы это понимание пришло к нам как можно быстрее.

Святогорец предупреждает и о том, что когда человек встаёт на путь просветления своей души, он вдруг начинает видеть, «что становится хуже, чем был». Этого не следует пугаться. Это необходимо рассматривать как Божье к нам доверие, и означает, что мы на пути обретения сил, позволяющих видеть себя в свете истины. Недостатки и пороки в этом случае открываются нам только для того, чтобы мы, обратив на них внимание, находили силы для их преодоления. И, предупреждает старец, не стоит до конца жизни ожидать, что станет легче — силу уничтожения зла во внутренней сфере своей жизни необходимо всегда не только держать наготове, но и наращивать. А тот, кто чувствует и силу Того, Кто её даёт, разве будет лишён радости и в земной жизни?

Главное при этом, не попасть в ловушку самомнения и всегда остерегаться выводов о том, что можем что-то сделать только своей силой. Как только забудем о необходимости следовать заповедям, достигнутые нами вершины духа обратятся дном пропасти.

Во избежание опасности следует помнить о довольно распространённом заблуждении, будто современному человеку практически невозможно исполнять заповеди, ибо некоторые из них просто устарели. Но тогда пусть тот, кто так считает, ответит себе на вопрос, можно ли смертельную болезнь лечить не проверенными веками способами, гарантирующими выздоровление, выполняя указания не очень грамотного лекаря. Что мы наблюдаем, когда сложные вопросы пытаются решить предельно лёгкими способами? Часто именно стремление облегчить себе участь приводит только к невероятному умножению бед.

Если нас, обычных людей, не имеющих особых талантов и огненной силы духа, преследуют неприятности и болезни, то и это не повод думать, что нас оставил Господь. Скорее всего, напротив, мы получаем в виде неприятностей воздаяние за совершённые ранее неблаговидные поступки по отношению к другим. Св. Отцы говорят, что в жизни действуют вполне определённые законы, человеку возвращается зло, причинённое им людям; мы уязвляемся тем грехом, который осуждаем в другом, не обращая внимание на свои пороки; что когда человек начинает гордиться своими достижениями, он их лишается. Но тяжесть последствий неисполнения заповедей может быть уменьшена, если от всего сердца покаемся в своих грехах. Поэтому когда вокруг нас складываются тяжелые обстоятельства, то это меньше всего означает, что Господь нас забыл, Он просто указывает нам, чтобы мы внимательно исследовали причины наступления нежелательных событий, нашли корень поразившего нас зла и покаялись. Тогда то, что могло бы привести в состояние отчаяния, даст только повод для укрепления силы, то есть основания для радости от ощущения прилива в душу благодати.

Тот из нас, кто честно посмотрит на совершённые им в жизни дела, поймёт и то, что мера уязвления нас ответным злом, как правило, меньше причинённого нами зла другим. И тогда не останется поводов для скорби, а должно возникнуть желание немедленного покаяния. Тот, кто это сделает, получит немедленно и облегчение. Теряет больше всего в этой жизни тот, кто считает, что он что-либо имеет своё. Мы кроме недостатков и ошибок ничего не имеем. Чем раньше это поймём, тем быстрее от них и начнём избавляться. В любом случае, мы можем иметь только то, что принадлежит нам на самом деле; отнятое у других, будет отнято и у нас; а то, что приобретено с Божьей помощью, так же будет утрачено, если будем утверждаться в вере, что это получено по личным заслугам.

Но имеющееся может быть и умножено, когда начинаем ясно понимать, от Кого получена благодать. Потому и велика роль способности создавать общее благо, дарить свои силы и любовь другим. Ведь получить можем только то, чем поделились с другими. Так будем же опасаться зла и неблагодарности, исходящих к другим из наших сердец.

Для более глубокого уяснения действий духовных правил, поразмыслим над словами старца Паисия Святогорца: «Между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы “несердобольны” и человек не может их изменить. А вот законы духовные “сердобольны”, человек изменить их может. Потому что (в случае с духовными законами) он имеет дело с Творцом и Создателем — с Многомилостивым Богом. То есть, быстро осознав, как “высоко” он залетел от своей гордости, человек скажет: “Боже мой, у меня нет ничего своего, и я ещё горжусь?! Прости меня!” — и сразу же бережные руки Бога подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остаётся незаметным. Таким образом, человек не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало сердечное сокрушение и внутреннее покаяние».

Осознание того, что у нас нет ничего своего, может показаться оскорбительным лишь по причине непонимания, что на самом-то деле у нас есть всё! А желание присвоить что-либо себе в едином мире есть попытка разрушить единство. Представьте, что вам захотелось построить своё жилище на самом берегу прекрасной реки, даже удалось каким-то образом оформить в собственность прилегающий к воде участок. Но придёт время, река разольётся и всё, что считали своим, — смоет.

Человек, просто живущий у этой реки, любующийся её видами, пользующийся её дарами, может по праву считать её своей, ведь он её не делит на части, ибо это возможно только в не очень здоровом воображении. Поэтому нам и говорится, что ошибки, пороки свои мы и должны признавать своими, ибо тогда из самых глубин нашей души и будет подниматься сила, очищающая нас от такой собственности. Законы духовной жизни предупреждают и о том, что каким судом судим других, таким же судом будем судимы сами.

Речь не о том, что зло не следует уничтожать. Но когда начинаем осуществлять попытки очистить от греха других, посредством указания им на недолжное в их жизни, забывая о своих пороках, тогда нам сама жизнь напоминает об этом. И это есть наказ к тому, чтобы мы не просто вглядывались в свою жизнь, но и проявляли усилия для изменения её к лучшему. Глядя на других, видим, главным образом, себя. Обнаруживая в своем отражении на зеркале грязь, бесполезно её смывать с его полотна — привести в порядок следует себя. Когда в нас загорается огонь духа личного совершенствования, тогда свет и жар, исходящий из нашего сердца способен перекинуться и на окружающих. Пока же будем пытаться изменить других, оставаясь в прежнем положении, не видя в себе греха, будем подобны едва дымящейся головешке, которой не разжечь костра, но можно ею испачкаться.

Почему наши страсти-силы становятся причиной не подъёма, а падения? не радости, а отчаяния? Причина одна: незнание законов духовной жизни, недоверие к заповедям. Но, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Только между внешним миром и нашим внутренним есть существенная разница. Нарушая законы первого, мы можем и способны некоторое время избегать кары. Нарушения же законов совести всегда происходит прямо на глазах Судьи, а потому наказание наступает неотвратимо.

Когда человек долгое время не выполняет физической работы, то вполне естественно, при наступлении необходимости в ней он очень быстро будет уставать; но мало-помалу силу свою может восстановить. Так же и в жизни души: если дух находится в праздности самооправдания, мы утрачиваем способность не только верно оценивать с нами происходящее, но и силы, если они у нас есть, направляем не в то русло. В результате такого образа жизни накапливается груз нерешённых вопросов — духовная усталость, что и приводит сначала в состояние печали и уныния, а затем — к отчаянию.

При этом иные часто ходят в Церковь, стремятся следовать заповедям, но ничего доброго в их жизни всё равно не происходит. Отсюда один шаг к утрате, ослаблению веры. По этому поводу хорошо сказал старец Феофан Новоезерский: «Сколько поклонов не клади, а будешь мечтать о себе, что я жестокую жизнь веду, — так в этих трудах никакой пользы нет»; «Не надобно скрывать грязных мыслей; а как дурная мысль придёт, мы её не примем, молитвою отразим, уж вот и победители страстей. За победою над одной мыслью уж победители страстей, а ежели непрестанно будем побеждать?».

Главное средство сохранения души от утраты сил — это напряжение сил, проявление бдительности, которая должна вовремя нам указать на то, что мы начинаем впадать в заблуждение. Это происходит всякий раз, когда в своих проблемах виним других людей или склоняемся к выводу о том, что своими силами способны разрешить образовавшиеся завалы на дороге жизни.

Помочь же нам не смогут даже те, кто искренне желает это сделать, до тех пор, пока сами не начнём хоть что-то предпринимать. Для этого следует настроиться, что ничего невозможно по-настоящему сделать без молитвы. Именно от неё нас всеми способами стремится отвадить лукавый, потому как кто творит молитву, к тому и прибывает сила, уничтожающая бесовские козни. Св. Феофан наказывает: «Все силы употребляйте молиться насильно; не поддавайтесь врагу, потому что враг препятствует молитве; если вы ему противитесь — это значит борьба, и борьба Ему приятная».

Имеющий хоть небольшую молитвенную практику знает, что самый тяжёлый труд — это удержание внимания на словах молитвы, ибо именно во время её сотворения наше сознание начинают непрерывно атаковать всякие мысли; враг стремится проникнуть и в само сердце, пытаясь вызвать в нём раздражение по любому поводу.

Когда, находясь в Церкви, не понимаем, что в нашей душе разворачивается настоящая война, чтобы выгнать нас из неё, очень быстро найдём причины для раздражения происходящим. Если нам станет не до молитвы и мы её прекратим, то враг наш окажется в очередной раз победителем. Поэтому когда нашу душу начинают одолевать недобрые чувства и помыслы, надо понимать, что нас атакуют бесы. «С худыми мыслями везде худо, а с хорошими везде хорошо. Он (враг) к душе нашей подступает, но сами не будем принимать от него мыслей, то ему не будет от нас никакой корысти и от нас отстанет» (Св. Феофан Новоезерский).

Самое важное происходит именно в нашей душе, и у нас всегда есть необходимые средства для наведения во внутренней сфере своей жизни порядка. Только следует для начала определить, что в данный момент нас больше всего «выводит из себя», какие чувства лишают сил. Ни у кого нет возможности держать круговую оборону или начинать атаку во всех направлениях. Все наши злые страсти и мысли имеют один источник. И начиная уничтожать хотя бы один из множества своих пороков-недостатков, мы уничтожаем фундамент под всеми. Следует понимать и то, что недостатки наши есть только изуродованные злом достоинства. А потому, когда начинаем освобождаться от греха, то не просто очищаем совесть, но восстанавливаем естественную способность к восприятию благодати Божьей.

Когда душа наша начинает наполняться силой, то разве может она быть поражена скорбью и отчаянием? А поводов для того, чтобы нанести поражение врагу, у каждого из нас в каждый переживаемый миг открывается немало. И нет никаких причин для того, чтобы этого не делать, кроме собственной лени и безответственности. Скажите, кто нам может помешать начать день, час с молитвы. Тот, кто её прямо сейчас совершит, очень вероятно, незамедлительно поймёт и то, какая задача стоит перед ним на самом деле, и получит необходимую для решения силу. Только и здесь можно попасться в ловушку врага. Решаемая задача должна быть по плечу…

Бывает, доводит нас до прямого отчаяния и неверное представление о том, что иным в этой жизни всё позволено: с них как «с гуся вода», а мы ни за что несём «тяжкий крест» разнообразных горестей и неприятностей. Во-первых, у нас часто складываются неверные мнения по поводу того, что происходит с людьми на самом деле. Нам бы в себе разобраться, ибо и легчайшее бремя, налагаемое на нас, мы, по причине своей безответственности, превращаем в тяжёлый груз. И начинаем жаловаться на свою судьбу, вместо того, чтобы разобраться в причинах происходящего. А по поводу роскошно пребывающих в миру нечестивцев св. Паисий Святогорец так сказал: «… Тех, кто имеет сатанинскую гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают. Это чёрное процветание. И потом они падают не просто вниз, но прямо в бездну. Боже сохрани!..».

Главной проблемой для нас является вовсе не то, что в нашей жизни происходит много неприятных и неожидаемых событий, а то, что мы их не рассматриваем как указания на те сферы внутренней жизни, в которых необходимо произвести изменения, применив силу. Зло не может поразить здоровую душу. Оно отступает и от души, находящейся в состоянии исцеления. Нам всегда предоставляется возможность для определения самых больных мест жизни. Когда это сделаем, то поймём и то, что обладаем необходимыми силами и средствами для лечения.

Но нужно сказать: самомнение, переоценка своих возможностей, желание немедленного получения результатов приведёт к очередному поражению, к ослаблению веры в возможность получения Божьей помощи. По этому поводу приходит на ум следующая притча: «Один человек, представший перед Богом, спросил о том, где Он был, когда он проходил свой земной путь. Господь ответил, что находился всегда рядом. Человек посмотрел на дорогу, по которой шёл, и увидел две пары следов. Но на самых трудных участках пути был только один след. Человек в недоумении спрашивает: “Где же Ты был, когда я почти умирал от невыносимой тяжести жизни?” Господь ему ответил: “Я нёс тебя на руках”».

Каждый из нас, честно посмотрев на свою прошлую жизнь, сможет припомнить, что ему не раз удавалось «чудом» избегать опасностей, вполне счастливо преодолевать трудные ситуации. Причём вопреки тем ошибкам, которые были совершены. Если бы получали в жизни «по заслугам», мало кто из нас находился бы в своем нынешнем положении. Ибо последствия того, что мы творили, могли бы быть более жесткими. В нашей судьбе происходит всегда лучшее из возможного. Человеку до самой смерти даётся шанс на спасение. Даже когда кто-либо долго страдает от тяжёлой болезни, в этом есть смысл. Паисий Святогорец так говорит об этих случаях: «Видимо, у них есть тяжкие грехи, потому и не умирают. Бог ждёт, может быть, они покаются». Это касается всех.

В суете мирских забот нам следовало бы почаще обращать внимание на то, что творится в душе. И если бы мы не позволяли господствовать в ней злым мыслям и недобрым чувствам, то и удары извне не были бы настолько беспощадны и болезненны. Вовремя узнанный и уничтоженный в себе грех позволяет избежать в будущем многих тяжких испытаний. При этом не говорится о том, что испытаний не будет. Понимающий их настоящий смысл не впадает по их поводу в печаль, а с Божьей помощью не только достойно разрешает, казалось бы, неразрешимые проблемы, но при этом так наращивает силу своего духа, что она передаётся естественным образом и близким.

Что для этого нужно? Честный, мужественный взгляд на то, что представляет собой собственная душа. Кто это делает, тот получает и ответ на вопрос, что следует предпринять для изменения своей жизни к лучшему. Только не следует ужасаться открывающейся правде. Св. Паисий Святогорец наставляет: «Когда вы видите, что рождаются соблазны, не страшитесь и не поддавайтесь панике. Если человек духовно не относится к тому, что происходит, он не будет иметь радости ни одного дня, потому что диавол будет бить его в больную точку и постоянно порождать соблазны, чтобы расстроить сегодня одним, завтра другим, послезавтра третьим». Чтобы справиться с врагом, вовсе нет необходимости стремиться избавиться от всех искушений. В этом случае мы точно получим поражение. Следует определить для начала, что на сей час оставляет нас во власти греха. Это для текущего времени и будет главной страстью, которую следует обуздать. «Коль скоро ты прогонишь силой главную, все другие ослабевают и устраняются сами собой» (Св. Феофан Новоезерский).

Врага следует знать в лицо. Поэтому поговорим об основных грехах, которые поражают нашу душу. Святитель Игнатий Брянчанинов выделяет восемь главных страстей:

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядёт на сынов противления…» (Кол. 3: 5–6).

 

(продолжение следует)