Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)

Введение в философию православия (очерки о Любви, любви к Свободе и к Истине)
Продолжение

Нагорная проповедь

 

О нищете духа

 

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Сначала ответим себе на вопрос: что в земной жизни является богатством духа? Конечно же, позволяющее ему ощущать себя хозяином хотя бы маленькой частички окружающего мира. Вот он и стремится получить в нём то, что может подтвердить его статус. Но кроме материальных благ, власти и славы, человек приземлённый ничего не способен видеть. Такого рода мировосприятие неизбежно приводит нас к желанию действовать по своему произволению, то есть освобождаясь от необходимости следовать требованиям совести. Проявляемый таким образом дар свободы порождает в душе то, что называется гордыней. Именно она извращает в нас естественное знание о том, что человек есть центр (вершина) творения, до представления, что главным в жизни является свобода удовлетворения своих притязаний. Поэтому мы, поражённые гордыней, ставя перед собой цели, заранее предполагаем, что все средства для их достижения хороши. Вот почему вся история наша — это одна сплошная война-бойня.

Дух, стремящийся к овладению преимущественно земными благами, разрушает плоть мира. Когда он отрывается от того, что в нём составляет небесную основу, то его неуёмная активность соединяется с активностью тела, привязавшего к себе душу. Потому разум, чувства и воля устремляются на поиски способного удовлетворить сугубо плотские желания. Но так как дух в принципе не насыщаем, то он неизбежно разрушает границы естественных потребностей. Отсюда неумеренность и похотливость. Такой человек имеет лишь одну возможность самоутверждения — непрерывное увеличение своих земных благ. Это отражает нашу глубинную память о том, что мы, на самом деле, имеем возможность непрерывного наращивания своих возможностей, но верим теперь тому, что можно это сделать лишь в земной жизни. Вот и пытается наш дух построить рай на земле для себя, превращая при этом жизнь окружающих, да и саму землю — в ад.

Поэтому Господь и указывает на то, что нищета духа (отказ от притязаний гордыни) позволит вступить на путь стяжания вечных ценностей, то есть того, что поможет уже в земной жизни обрести самое главное: понимание её сокровенного смысла. Это даст возможность определить истинные цели жизни: обретение свободы, любви, бессмертия. Что оставляет нас в недостойном состоянии приземлённости? Конечно же, «долги наши», иными словами, накопленная ответственность за совершённые «вольно или невольно» грехи — недолжные действия.

Некоторые из нас вроде бы и понимают, что путь, по которому идут — гибельный, но не могут свернуть, ибо не знают, куда следует двигаться. Хотя все необходимые указания нам даются. Ибо Господь всегда остаётся рядом, а потому и до истины — только один шаг. Вслушаемся, например, в слова молитвы: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». О чём говорится здесь? Разве не о том, что личная ответственность перед другими за совершённые нами преступные деяния как минимум равна мере ответственности «должников наших». Не обретя этого знания, мы не в состоянии будем не только встать на путь спасения, но и найти хоть какое-то оправдание своей жизни.

Тяжёлым испытанием духа, заражённого тщеславием и гордыней, является признание того, что у нас имеются обязательства перед другими людьми. Но мы особенно не желаем брать на себя ответственность за происходящие с нами неприятности и беды. Мы привыкли считать виноватыми в наших проблемах кого угодно, только не себя. Большинство забывает о своих долгах (но от этого они не перестают давить на нас), а об обязательствах других перед нами, даже не существующих, не только сохраняем память, но и постоянно напоминаем о них. Страшное последствие нашей привычки перекладывать свою ответственность делает наше воображение больным. Это находит выражение через представление о том, что число наших «должников» и груз их обязательств перед нами непрерывно увеличивается.

К чему это приводит? К тому, что всё глубже погружаемся в состоянии вражды с окружающими людьми, считая, что среди них становится всё большее число виноватых перед нами. В конце концов некоторые из нас начинают просто ненавидеть мир и опускаться на его дно. И это при том, что можем продолжать произносить слова молитвы «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Здесь указание на то, что необходимо делать для облегчения своей души до состояния обретения Небесного Царства. Когда примем ответственность за происходящее с нами на себя, откажемся от пустых обид и нелепых требований к другим, оставим в покое тех, кто не собирается исполнять перед нами взятых обязательств, мы и почувствуем, что к нам возвращается сила жизни. Она приподнимет нас над грязной поверхностью того уровня существования, которого достигли, отягощая свою совесть безответственными деяниями, слушая голос тщеславия, нашептывающего нам: «Ты достоин лучшей участи, тебя окружают враги, предатели, завистники; тебе не повезло с родителями, родственниками…»

К числу «долгов наших» относится и неблагодарность к тем, кто нам даровал жизнь; к тем, кто в своё время нам оказал посильную помощь. А когда начинаем искать оправдания своей слабости в том, что нам мало дали в жизни того, на что можно было бы в ней опереться — это есть свидетельство порабощения нашей души сатаной. Пока мы живы, у нас всегда открыта возможность изменения в лучшую сторону. Тем более если наша земная жизнь только начинается. Хотя, по большому счёту, жизнь такова, что она всегда только начинается. Для этого просто необходимо прекратить скольжение-падение на дно бытия, обратить своё сердце к небу своей души. Этому мешает гордыня, поразившая дух, принудившая его искать земные богатства, утверждать себя на пьедестале славы и власти, а если это невозможно, то тщеславие и здесь находит хитрую уловку: приводит человека к выводу о том, что в его горестях виноваты все, кроме него. И теперь мы на себя надеваем венец мучеников и обиженных. Это самое страшное препятствие для нас; не преодолев его, обрести человеческое достоинство просто не представляется возможным.

Особенно много горя дух, богатый гордыней, приносит нам и нашим близким в обычной жизни. Нередко в ней и самый слабенький укол самолюбия заставляет нас вспыхивать яростью, гневом. Раздражённость на близких, брюзжание по поводу всего и всех — обычное состояние приземлённого человека. Такое расположение души не позволяет пробудиться в ней способности узнавать истину, вскрывать причины происходящих событий, а потому правильно, то есть на благо себе и близким действовать. Недаром говорится, что дьявол находится среди мелочей-деталей жизни. Когда наше внимание рассредоточивается во множестве забот и мы начинаем суетиться, то по этой причине попадаем под власть множества бесов и бесенят, которые скрываются за нашими страстями и привычками. Главное — то, что происходит с нами прямо сейчас.

Внешнее есть только отражение мира внутреннего. Сказано: «Царство Небесное внутри вас есть…». Стоит обратить внимание на свою душу и понять, что именно делает её нечистой, и мы определим и меры, изменяющие к лучшему и жизнь в миру. Нищета духа достигается пониманием того, что за своё несовершенство, никчёмную, пустую, а порой и преступную жизнь несём полную ответственность. Что на самом деле у нас, кроме гордыни, ничего своего нет, что только отказ духа рабски стремиться к тленным ценностям позволит нам встать на путь укрепления жизни. Всё, чем мы гордимся, является, в сущности, тем, что должно вызывать в нас чувство стыда. Ибо дающее нам ощущение своего превосходства над ближними: власть, слава, имущество и от них производное, есть лишь выражение беспринципности нашего духа. Если мы попытаемся найти в себе мужество честно ответить на вопрос о том, насколько были праведны пути достижения того, что является предметом гордости, то поймём, что действовали так же бессовестно и преступно, как и те, с кем конкурировали. Это обозначает только то, что мы проявили большую изворотливость, расчётливость, хитрость, иначе говоря, действовали более подло, чем партнёры, что и позволило нам возвыситься над ними. Только такого рода богатство может обрести дух, стремящийся на вершины мирской, приземлённой жизни.

Следует ли утверждать, что все люди, получившие в свои руки власть и богатства, являются ничтожными в свете совести? На этом может настаивать только гордец, не сумевший достичь вожделенных высот земного блага, или просто глупец. Имущество и власть, конечно, опасны, но не для тех, кто их использует не «во имя своё», а, что называется, «ради Христа», то есть воспринимает имеющиеся у него ценности как дар Божий, который необходимо применить на благо людям. Разве каждого собственника, власть имущего нужно сразу зачислять в число негодяев? Подумайте, кто создаёт условия, позволяющие большинству людей, не способных вести самостоятельно дело, кормить себя и семью. Это делают государственные люди и предприниматели. Проблема только в том, насколько они осознают ту ответственность, которая на них возложена. Без смирения своей гордыни, обретения нищеты духа, облачённый властью и имуществом имеет больший риск погубить не только себя, но и своих самых близких людей, чем тот, кому он даёт работу. Это невозможно сделать, пока сердце и разум не почувствуют и не поймут простой истины, что мы все равны перед Господом. Тот, кто считает, что ради своих прихотей можно пожертвовать интересами тех людей, которые создают блага, — именно о таких и говорил Господь, что богатому войти в Царство Небесное столь же трудно, как верблюду в игольное ушко. Власть и имущество имеющий их должен рассматривать только как средство создания общего блага, тогда, может быть, с Божьей помощью и достойно преодолеет возникающие от них соблазны. Но нам, простым людям, следует смотреть не на то, что происходит с другими, а внимательно следить за тем, что творится в собственной душе, не позволять бесам похоти, гордыни, зависти, жадности находить в ней кров и пищу. В этом случае, может, и узнаем о нашем призвании, и если будем исполнять его со смирением, то обретём всё самое необходимое.

Нищие духом, сокрушающие свою гордыню, обретут Небесное Царство. И не когда-то во времени, после смерти. Прямо говорится о том, что Оно — их есть, то есть они в Нём находятся прямо сейчас, в земной жизни. Это означает, что при отказе от преследования сугубо земных целей наш дух, возвращаясь во внутреннюю сферу жизни, устремляется к Небесам через свою душу. Вспомните: «Царство Небесное внутри вас есть…» Дух человеческий, воспринимая дыхание Божье, наделяет силой и душу, позволяющей ей приступить к укрощению страстей, пережить печаль по поводу глубины своего падения.

 

О плаче

 

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

О каком плаче здесь идёт речь? Конечно же, это сокрушение о своём несовершенстве; это плач о мире, лежащем во зле. Определить пути исцеления от греха, выхода из недолжного состояния невозможно, пока человек не увидит того, что он болен. Только после этого возможно определить и причины болезни, и способы её лечения. Когда наш дух начинает избавляться от гордыни, то печаль души не приведёт её в уныние, которое убивает в нас волю к жизни. Если любой из нас начнёт исследовать состояние своей души, то, разумеется, ужаснётся открывающейся грязи.

Что происходит с нами, когда мы видим любимого человека при смерти? Разве сможем удержаться от слёз? Но какое облегчение наступает в случае обнаружения возможности выздоровления! Так и с нашей душой: насколько бы глубоко не поразила её болезнь греха, насколько бы тяжело она не была заражена похотью и страстями, когда в ней начинает укрепляться дух, она обретает и силу, её воскрешающую.

Есть плач, подавляющий наши силы, а есть — очищающий душу. Мы должны молить Бога о том, чтобы Он даровал нам способность к такому плачу. Долгий путь восстановления здравия души предстоит всем, кто на него вступает. Путь этот, по меньшей мере, длиной в земную жизнь. И душа наша должна сохранять способность омывать себя слезами всю свою дорогу на земле. Другого способа нет. Надо понимать, что здесь идёт речь не о слезах горя и беспомощности, а о тех, что освобождают нашу совесть от грязи и коросты ран, нанесённых нам бесами похоти и гордыни. Когда видим, как начинают проявляться в нас силы, разве это не принесёт облечения?

Счастливы (блаженны) только те плачущие, которые находят мужество увидеть себя в свете истины, уже этого достаточно не только для определения путей изменения судьбы, но и получения необходимых для этого сил. Тот же из нас, кто не видит своей болезни, конечно же, не сможет обрести ни счастья, ни утешения. Полагающий, что грязь и беспорядок в его доме — нормальное явление, разве может понять, какое облегчение приносит наведение в нём чистоты и порядка. Только способность души видеть в себе то, что делает её больной и зависимой от греха, позволит ей от сокрушения-плача перейти к действиям, её исцеляющим. Разве не станет радоваться сердце, ощущающее прилив очищающих сил?

Цели, которые мы ставим перед собой, открывают нас действию и соответствующих энергий. Обретение способности видеть себя в свете истины позволяет нам и правильно определять те задачи, которые необходимо решать для освобождения своей жизни от всего, что делает её смертью. Именно в этом случае душа наша открывается действию исцеляющей благодати. Когда же мы не видим причин для плача, то есть омовения покаянными слезами своего чёрного, чёрствого сердца, то оно и останется в прежнем виде.

В каноне покаянном ко Господу мы просим: «даждь ми Господи, ум, да плачуся дел моих горько», «даждь ми, Господи, слёзы, да плачуся дел моих горько», «Безумне, окаяннечеловече, в ленности время губиши; помысли житие твое, и обратитися ко Господу Богу, и плачися о дел твоих горько». «Мати Божия … от сети диаволи избави мя, да плачуся дел моих горько». «Увы, мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слёз имею от жестокосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих». Конечно, если посмотреть на историю своей жизни без прикрас, нельзя будет не ужаснуться тому злу, которое мы причинили в первую очередь своей душе. Поэтому многие из нас и избегают исследования в свете совести своих деяний и помышлений. Но это ведёт только к росту душевного напряжения, которое в любом случае найдёт канал разрядки. Придумывать самому здесь ничего не надо. Кроме как через слёзы покаяния, сердечное, искреннее признание того, что именно совершённые нами ошибки являются причиной всех наших неурядиц, начиная со здоровья, достичь облегчения не представляется возможным.

Покаяться — значит увидеть в себе Каина (злую часть души) и предотвратить то, чтобы она не погубила Авеля (лучшее в нас). Нет ничего более действенного для исцеления от греха и спасения от смерти, чем искреннее сокрушение духа о совершённых им злодеяниях. Ибо «Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе…» Согласно Евангелию первым в Рай вошёл именно преступник, который, уже будучи распятым с Христом, нашёл силы для покаяния. Благая весть нам в том, что не людям решать, достойны ли мы спасения. Наше дело — признать личную ответственность за свою жизнь и делать всё возможное для того, чтобы после очищения совести её не загаживать. Тогда и Божья помощь не замедлит нам явиться. В этом мы и будем находить истинное утешение и силу, позволяющую укрощать нам свои страсти, то есть обретать кротость.

 

О кротости

 

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Люди теряют своё естественное достоинство по причине подчинения страстям. Они превращают нашу душу в рабу плоти. Хотя она призвана плоть одухотворять, соединяя земное с небесным. Человек изначально был создан как Царь земли, обеспечивающий гармонию отношений между всеми тварями, устремляя мироздание вслед за собой к Небу. Он уже был тем, кому земля отдавалась для возделывания. Но после того, как его сердце поразили гордыня и страсти, в нём стала господствовать плоть, устремляющаяся к плоти земли, лишённой небесных энергий, потому и тёмной. Люди, утратив своё царское достоинство, потеряли свободу, стали зависимыми от плодов нечистой уже земли. Если раньше, когда дух человека был продолжением духа Божьего, он мог без особых усилий управлять земными силами и стихиями для получения необходимого, то, закрывшись от Него, он лишь в поте лица может добывать себе блага. Кроме того, теперь люди щедро поливают землю не только потом, но и кровью. Ибо страсти, поразившие нас, таковы, что границ удовлетворения не имеют, а потому посредством труда вожделенное добыть не в состоянии. Вот и берём то, что считаем нужным, силой и хитростью.

Следует сказать при этом, что человек, смиривший страсти, умеривший свои аппетиты, способен и в этой жизни получить в наследство землю. Когда нам не нужно сверх необходимого для поддержания в здравом состоянии своего тела, то мы выходим из состояния рабства, земля становится местом сотворения блага. Это не отменяет наказа о том, что мы должны в поте лица добывать свой хлеб. Это значит, что дух наш будет иметь возможность возвращения в Небесное Царство и сообщать Его благодать земле.

Пока наши страсти не угашены, до тех пор мы хотим от земли больше, чем необходимо; пока во главе человечества находятся те, кем управляет жажда власти, наживы и наслаждения, до тех пор земля и люди будут рассматриваться как сырье, которое похищают. Похитители не могут быть наследниками. Грабители знают, что завоёванное бесчестно могут отвоевать те, кто сильнее, хитрее, коварнее.

Происходящее в мире, конечно же, есть отражение того, что происходит с душой человека, с душой народов. Поэтому прежде всего и необходимо приступить к возделыванию нивы во внутренней сфере бытия. Надо понять, что состояние кротости достигается неимоверным упорством и трудом. Кроткий — это, конечно, мирный и безобидный, но не слабый и беззащитный. Ибо установить человеку мир в своей душе, когда она находится в центре непрерывной и яростной войны-борьбы всех против всех за блага земные, за самоутверждение, без достижения духом соответствующей мощи просто невозможно. В этой жизни нет ничего сложнее, чем обретение свободы от своих же желаний и привычек, ибо большинство из нас как раз и предполагают, что именно возможность неограниченного удовлетворения своих потребностей и есть самая настоящая свобода.

За эту свободу и идёт на земле непрерывная мировая война. Но абсолютное большинство втянутых в неё людей не понимают того, что являются обыкновенным «пушечным мясом». А призывают нас на эту бойню посредством разнообразных мер, распаляющих наши страсти. В результате в душе каждого из нас открывается своего рода «второй фронт», формируется «пятая колонна» врага. Следуя за позывами похоти в надежде получить удовольствие и наслаждение жизнью, мы на самом деле идем в атаку, теряя силу и жизнь, ради интересов чуждых и враждебных нам сил.

Раб ничего не может наследовать. Наемный воин тоже, в конце концов, не может заслужить ничего, кроме ранней смерти и увечий, за которые ему платят возможностью немного пограбить завоёванные территории. А если и останется целым, то в наследство получит лишь сладко-горькие воспоминания о «лихом» времени, которое не вернуть. От

этой позорной зависимости нам и предлагает Христос освободиться, показывая путь не только к обретению Небесного Царства, но и наследованию земли. Он не говорит, что нам нужно смириться со своим рабством. Напротив, призывает освобождаться от страстей, посредством которых нас умело, хитро, цинично направляют на чужие плантации и поля сражений. Много ли человеку надо? Конечно же, невероятно много, но вовсе не того, на чём сосредоточивает враг рода людского наше внимание, увлекая в борьбу за тленные ценности.

Если приступим к освоению пространства своей души, то у нас хватит сил для превращения и земли в рай. А если будем продолжать участвовать в строительстве рая на земле для неведомых нам господ, то ничего, кроме ада, не выйдет. Но во внешнем мире настоящего врага мы не найдём, ибо он весь до самого основания поражён злом и грехом, здесь не с кем вести войну. Для начала следует выявить врага внутреннего и применить силу для нанесения ему поражения. А там будет видно, к чему призовёт нас совесть. Тот, кто одолеет «собственное» зло, найдет и силы противостояния злу внешнему.

Для понимания того, что с нами происходит на жизненном пути, следует вспомнить библейское повествование о сорокалетнем странствии израильского народа, прежде чем ему была дарована «земля обетованная». Это рассказ и о каждом из нас. Все мы в первой части своей жизни попадаем в рабство похоти и гордыни, когда естественные желания извращаются в страсти. Но после обретения основательного жизненного опыта, каждому из нас даётся знание об истине, непрерывно посылаются знаки и сигналы о том, что может нам нанести прямой вред. Сообщается нам и о том, что позволит изменить судьбу к лучшему; обрести путь к получению в наследство «земли обетованной». Как израильский народ был водим по пустыне в течение долгих лет, пока сменятся поколения и родятся те, кто не был в рабстве, так и нам отводится время для осознания того, что оставляет нас в недостойном человеческого звания положении. Причём Господь вполне ощутимо присутствует рядом.

Кто стремится следовать заповедям жизни, тот это чувствует и наследует землю, и она даёт ему всё необходимое, именно необходимое, даже если это будет и несметным богатством. Человек тогда готов владеть имуществом, когда оно не в состоянии лишить его ощущения «нищеты духа» и «кротости». В этом случае власть и сокровища земные будут использованы по назначению, то есть как возможность созидания общего блага. Тут и сокрыта тайна жизни: ни богатство, ни нищета земные не являются на самом деле показателем устремлённости нашего духа к ПРАВДЕ.

 

(продолжение следует)