Заповедник в театральной долине

Заповедник в театральной долине

«Театральная долина» — это уникальное арт-пространство пространство в Петербурге, где воплощаются в реальность самые смелые творческие задумки. Расположенная на Васильевском острове (13 линия, д. 70/72) «Долина» предоставляет площадку для выступлений вокальным и танцевальным ансамблям, коллективам театров антрепризы. Уютный и в то же время просторный зал, современные многопрофильные декорации, профессиональное освещение создают особую атмосферу: загадочную, таинственную… комфортную. И хочется прийти сюда снова.

Эта сценическая площадка уже не раз дарила возможность молодым талантам донести до зрителя свои находки, показать дебютные спектакли, продвинуть оригинальные творческие проекты. Например, Антреприза Людмилы Никитиной , директора Центра культуры и искусства «Адмиралтейский», встретившей нас на открытии фестиваля «Довлатовские вечера» 1-го марта 2019 года, показывает на этой сцене три своих спектакля. Это «Довлатов. Пять углов», постановка по Анне Ахматовой «А я была его женой…» и «Точка возврата» по пьесе Александра Строганова «Чайная церемония».

В этот раз поводом, который привел нас в «Театральную долину», послужил фестиваль «Довлатовские вечера», проходивший с 1 по 5 марта 2019 г.

По словам организаторов мероприятия, их задачей было объединить любителей творчества Сергея Донатовича, дать им возможность пообщаться друг с другом, услышать разные мнения о творчестве Довлатова, увидеть разные сценические трактовки его прозы. Каждый день в программе был предусмотрен спектакль по тому или иному произведению Довлатова. Также велась полемика, организовывались встречи с теми, кто лично знал Довлатова, дружил с ним или углубленно изучал его творчество.

Торжественное открытие и сбор гостей состоялись 1 марта. Демонстрировались документальные фильмы о Довлатове, было показано интервью с писателем, которое он дал, находясь уже в эмиграции. На открытии выступил Лауреат государственной премии, русский писатель, сценарист, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов. Петербургский классик рассказал о «прекрасной эпохе» — 60-х годах, когда среди других зарождался и талант Довлатова. Попов всех удивил, сказав, что это было не худшее время для литературы, а лучшее. Люди той эпохи, включая Довлатова, имели силу и отчаянную решимость — выбрать свой путь и бесшабашно пройти его, несмотря ни на что, не боясь гибели…

Впрочем, добавил Валерий Попов, если устраивать им помпезные юбилеи, вечера памяти, увековечивать их как героев, канонизировать — обязательно случится какое-то безобразие: «всеобщее одобрение» с ними несоединимо. И — слава богу!

Далее был показан моноспектакль, поставленный по повести Довлатова «Заповедник» режиссером Яной Даниловой. Единственную роль (иначе говоря — все роли) в спектакле сыграл молодой талантливый артист театра «Мастерская» Андрей Емельянов.

2 марта перед зрителями выступил прозаик, драматург и либреттист Юрий Ломовцев. Снова был показан «Заповедник», но уже в иной трактовке: в исполнении Виктора Гахова, артиста театра и кино, актера Камерного театра Малыщицкого, и Ольги Богдановой.

3 марта гости фестиваля увидели спектакль по другому произведению Довлатова «Истории из чемодана» в исполнении артиста театра и кино Леонида Таранова. Автор инсценировки и режиссер — заслуженный деятель искусств России Дженни Катышева, основатель и руководитель театра «Классика». Также состоялась встреча с Георгием Поротовым, режиссером игрового и документального кино, лауреатом призов за короткометражные и документальные фильмы «То, что мы видели (поколение)», «Семья offline».

4 марта на площадке фестиваля выступил Владимир Шпаков — прозаик, драматург, критик, автор восьми книг, множества пьес и литературно-критических статей, член Союза писателей и Гильдии драматургов Санкт-Петербурга. Предваряя спектакль «Довлатов. Пять углов», он рассказал о том, как писатель Довлатов и после своей смерти продолжат своеобразную «творческую деятельность».

Одна из таких забавных, и в то же время драматических историй легла в основу рассказа Владимира Шпакова «Год петуха, или как я продавал Довлатова». В несытые 90-е годы автор, будучи студентом-заочником Литературного института, возил в Москву на продажу трехтомники Довлатова, которые издавались в Петербурге. Обогатиться не получилось (правильно заметил Попов: само понятие благополучия, в обывательском значении, с Довлатовым несовместимо!), зато приключений и неожиданных поворотов судьбы этот «бизнес» подарил писателю с лихвой.

Так, в пьесе Владимира Шпакова «Монолог с покойником» уже сам Довлатов становится персонажем. В основу пьесы положен малоизвестный анекдот из жизни писателя, который был командирован газетой в столицу советской Калмыкии — город Элисту, где его поселили в номере… с покойником! Других свободных номеров в гостинице не оказалось, вот Довлатову и пришлось коротать время с мертвым телом в ожидании, пока его увезут. Но, преодолев шок, писатель вдруг начинает разговор с этим покойником, и постепенно открывает ему душу и рассказывает о своей не очень счастливой (точнее, крайне неудачной) литературной судьбе. Что выглядит вроде бы абсурдно, а с другой стороны — вполне естественно на фоне других персонажей пьесы, запуганных, примитивных, в худшем смысле «советских».

Помимо этого, Владимир Шпаков рассказал о своем понимании личности Сергея Довлатова, его творческого метода и причин беспрецедентного успеха у читателей.

После выступления писателя и драматурга зрители увидели спектакль «Довлатов. Пять углов» Людмилы Никитиной с участием Антона Шварца, артиста БДТ им. Г. А. Товстоногова.

В завершающий день фестиваля, 5 марта, прошла творческая встреча с Андреем Арьевым — соредактором журнала «Звезда», советским и российским литературоведом, прозаиком, литературным критиком. В свое время он выступил составителем собрания сочинений Сергея Довлатова и комментатором его произведений. А. Арьев сам был в дружеских отношениях с С. Довлатовым, и опубликовал свои воспоминания о нем.

Наконец, зрители смогли в третий раз посмотреть «Заповедник» — снова с Виктором Гаховым в главной роли, только уже с участием музыканта Сергея Дробота, — и фестиваль завершил свой показ.

 

Хочется отдельно рассказать о «Заповеднике», поставленном Яной Даниловой, поскольку именно его мне повезло увидеть. Признаюсь, сначала сама постановка вопроса поразила: моноспектакль по повести Довлатова, главный герой которой Борис Алиханов — явно и есть сам автор — вдруг исполняет хрупкий, невысокий молодой человек, выглядящий совсем юношей, немного похожий на Леонардо ли Каприо… А ведь только что мы смотрели видеофильм, слушали интервью, и Сергей Донатович — могучий, крепкий — с экрана рассказывал веселые истории из жизни «криминальной Америки» — о том, как его товарищей-эмигрантов грабили среди бела дня интеллигентные с виду люди… Да и кто не знает, как выглядел Довлатов.

Трудно было представить заранее тот эффект, которого удалось добиться Андрею Емельянову. Он в лицах сумел показать каждого из персонажей — голосом, мимикой, неподражаемой игрой, своим собственным прочтением, проживанием замечательного художественного произведения, в котором легко и смешно рассказывалось о страданиях героя. Талантливого писателя, не нашедшего себе места в советской культурной среде, выдавливаемого из СССР социумом и властью, сбежавшего в кризисный период жизни из Ленинграда, чтобы работать экскурсоводом в пушкинском заповеднике, побуждаемого к эмиграции собственной женой…

Еще на сцене появлялись… руки, возникавшие в окнах-отверстиях декораций, подававшие герою различные предметы и ассистировавшие ему, танцующие, порхающие, живущие собственной жизнью — и, безусловно, добавлявшие колорита действию. Что они символизировали, стоит спросить у режиссера. «Руки судьбы», посланники высших сил — или безликие части тела таких же безликих граждан, окружавших писателя? После спектакля мы узнали, что принадлежат эти артистичные руки девушке по имени Мария — и все.

Еще удалось выяснить, что молодой и талантливый Андрей Емельянов, исполняющий в «Заповеднике» абсолютно все роли, окончил сценический курс Г. М. Козлова в Магнитогорске, приехал в Петербург и был принят в труппу «Мастерской». Что он сам носит и собирает декорацию до спектакля и разбирает ее после; в день спектакля практически ничего не ест, поскольку это ему «мешает»; текст, произносимый Андреем во время спектакля, состоит из семи тысяч восьмисот тринадцати слов. Андрей — великолепный актер, признанный и театральной командой, и зрителями. Он постоянно вносит свои идеи в спектакль — и не только в этот (через год, кстати, готовится к выходу первый большой фильм с А Емельяновым в главной роли).

Что касается Яны Даниловой, режиссера и автора идеи «Заповедника», то этот спектакль — ее дебютная работа. Яна — студентка факультета свободных искусств и наук СПбГУ (кафедра русской литературы). По ее словам, любовь к Довлатову привита ей на генетическом уровне, а страсть к театру берет истоки от детства. Уже к пятнадцати годам Яна пересмотрела почти весь репертуар петербургских театров. Она исследует тексты второй половины ХХ века, и параллельно ставит еще один спектакль… Пока об этом нам больше ничего не известно. Значит, будет повод приятно удивиться!