Зеркало и Ононо

Зеркало и Ононо

Нас было много в этом зеркале,

тёмных душ, дремлющих сознаний.

В. Брюсов

 

Les miroirs devraient rйflйchir

avant de reflйter notre image.

Jean Cocteau1

 

Хорошо помню, с чего всё началось. Да такое и не забудешь! В общем, я показываю ему язык, а он мне нет. Или надо говорить оно?

Накануне мы с Другом «посидели». Так это у нас называется. Он приносит хороший коньяк, с меня всё остальное. Не виделись около месяца, есть о чём поболтать. Обсуждаем работу, политику, подружек, оцениваем букет французского коньяка. Прекрасное настроение, дружеский разговор. За долгий вечер бутылка коньяка на двоих при изысканной закуске, кофе и свежем лимончике — это на нашем языке означает «без излишеств и фанатизма». Расстаёмся довольные друг другом и посиделками. Но тут я от полноты добрых чувств решаю проводить Друга до дома, точнее, до половины пути. Такая у нас традиция образовалась: довольно часто провожаем друг друга до одного скверика на полпути между нашими жилищами.

И вот надо же испортить такой чудесный вечер! Около университета недавно открылись четыре забегаловки. Раньше там, как положено, работали книжный магазин, киоск с канцелярскими товарами» и несколько контор, в которых быстро и дёшево можно было сделать ксерокопии. Очень удобно. От студентов отбою не было. Однако «пьяный бизнес» соображает, что из-под власти зелёного змия выпадает такой большой квартал, и вот alma mater и библиотеку окружают пивными, барами и дешёвыми забегаловками. Студенты быстро заполняют их до отказа. Теперь прогульщикам есть где приткнуться.

Проходим с Другом мимо одного, другого заведения, а в третье решаем заглянуть, хотя в тайниках души понимаем: зайти — значит, всё погубить. Заказываем по рюмочке. Потом ещё по одной, по третьей… Дальше вы уж как-нибудь сами домыслите.

К чему я всё это рассказываю? А вот к чему. Когда я утром с квадратной головой, ещё не умывшись и не почистив зубы, заглядываю в зеркало, то впадаю в ступор. Чуть было не перекрестился: чур меня, чур. Хотя, может, и следовало бы возложить на себя крестное знамение. Не буду описывать своего деформированного, как пластилин, лица. Лучше вспомню народную премудрость: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Итак, приближаю физиономию к стеклу, что-то иль кто-то дёргает за ниточку, и я вдруг показываю себе язык. Или ему — отражению? Или даже самому зеркалу?

Никогда такого не делал. Вообще, считаю язык не самой красивой частью тела, особенно, если на поверхности этого органа речи задерживаются остатки орешков, сухариков, салата оливье и т. п. Но совсем страшно он, бедняга, выглядит после Coca-Cola. Ужас какой-то! Словно по нему малярной кистью размазали красновато-коричневую масляную краску. Этим напитком заборы бы красить. Только не вздумайте проверить.

Итак, я высовываю язык, а у отражения в зеркале губы словно слиплись. Я не верю своим пухлым щёлкам на месте глаз и показываю ему язык ещё раз, выдвигая его на всю возможную длину. Отражение на мои манипуляции не реагирует. Я столбенею. Ни фига себе! Просто оторопь берёт! Что делать в таких обстоятельствах? Я хватаю зубную щётку, пасту, выдавливаю полтюбика и драю зубы, как матросы палубу перед прибытием адмирала. Между делом искоса поглядываю в зеркало. Вижу: моё собственное отражение чистить зубы отказывается. Мне даже чудится, что припухшие губы еле заметно и не без иронии дёргаются углами рта. Прополоскав хлебало, оно же — хавальник (назвать его по-другому сегодня ну никак невозможно), я опять приближаю свои мордасы к зеркалу, чтобы проверить, не осталось ли чего на зубах или между ними. Но отражение и не думает открывать свой рот.

Или мой рот-то?

Меня подмывает желание ещё раз показать себе (или отражению?) язык, ведь с этого всё началось, но я боюсь. Цифра три имеет магическую силу: если отражение и в третий раз не ответит мне тем же, то я схлопочу психологический шок, а стресс заведёт в депресс, тут дело серьёзное. Как побитая собака, я выскакиваю из ванной и, избегая зеркала в прихожей, прошмыгиваю в кабинет. Одна мысль вертится в голове, одно побуждение преследует меня: показать — не показать. Имею в виду: язык в третий раз. Чтоб убедиться. Всё же в сказках у отца всегда три сына, у Змея Горыныча — три головы, перед витязем на распутье — три пути. Если герои сказок делают что-нибудь, то делают это три раза. И на третий раз всегда удачно.

Высунуть — не высунуть? И хочется, и колется, и мамка не велит. Зеркало в кабинете небольшое, висит на витом шнуре, подхожу я решительно и поворачиваю его, точнее, себя самого мордой к стенке. Или только своё отраженье кручу? Скоро я совсем запутаюсь. Всё ж вздыхаю свободнее. Пытаюсь заняться делами, но мысли вращаются вокруг непослушного двойника. Решаю использовать известный вариант — звонок другу. Он радушно приглашает, и я направляюсь к остановке троллейбуса. Если и у него вышедшее из повиновения отражение откажется меня копировать или хотя бы передразнивать, то дело швах. Так ведь недолго и рехнуться.

Бесспорно, можно убрать все зеркала и попытаться жить без них. Волосы у меня короткие, могу причёсываться и без зеркала, зубы чистить совсем не обязательно перед зеркалом. Да и одевшись, могу оглядеться — всё ли в порядке с костюмом — без этого волшебного стекла. Только каково будет в университете. На кафедре у нас ради барышень повесили на днях большое зеркало чуть не до полу. Перед самым звонком, ближе к девяти, около него толпится народ, вдруг кто-нибудь заметит, что моё отражение мне не подчиняется.

Ну ладно, сейчас это выяснится. Если и у Друга зеркало обольёт меня равнодушием, я бы сказал, даже презрением, то как бы не угодить в жёлтый дом. Надо надеяться, что мятеж против меня поднимает только моё зеркало или мои зеркала в квартире. Или проблема не в зеркале, а в отражении? Моём отображении.

Друг выглядит бодреньким. Объясняет тем, что с утра проехал десяток километров на велосипеде. Он стоит у него в пустой кладовке, навсегда прикованный к полу. Без колёс. Никогда не понимал такого увлечения, похожего на эрзац настоящих велогонок, но результат налицо и на лице. Тем более в соседстве с моей физиономией.

Я решаю сначала сходить в ванную, у него там огромное зеркало, а потом уже рассказать свою историю. Иначе, если не поделюсь с кем-нибудь, я сойду с ума. Санузел у него совмещённый: там и ванна, и унитаз. Хрущ догадался такую новинку внедрить. Хорошо, что не успел соединить водопровод с канализацией.

Спиной к зеркалу я протискиваюсь мимо стиральной машины к ванне. Долго стою так, сутулясь, не решаясь повернуться: загляну в зеркало, а меня там совсем нет! Наконец, словно балетный танцор, совершаю пируэт на 180° en dedans — в сторону опорной ноги — и не без страха, сосущего под ложечкой, открываю глаза. Двойник как-то свысока, бесстрастно, но внимательно смотрит на меня. Слава Богу! Теперь второй этап. Язык показывать не будем. Просто приглажу волосы. Растопыренными пальцами я ерошу свой ёжик. Отражение остаётся неподвижным, руки держит по швам, как оловянный солдатик. Холодея до мурашек, я пулей вылетаю из тёплой ванной. Метнув прощальный взгляд в чужое зеркало, успеваю заметить, что отражение даже не шевелится, только удивлённо смотрит мне вслед.

Друг выслушивает меня озадаченно, не смеётся над бедным похмельным человеком.

Всё просто, — рассудительно и трезво успокаивает он. — Идём в ванную, и ты при мне всё покажешь.

Слушай, а ты не боишься, что заразишься, и твоё стеклянное повторение тоже перестанет слушаться своего повелителя?

Мистику оставь себе. Мне просто немного беспокойно, но не за себя, а за тебя. Чёртики после одной единственной пьянки, которую мы вчера себе позволили, не приходят. Чтобы их вызвать сюда, надо пить долго и беззаветно. А мы с тобой далеки от этого. Пошли!

Обняв за плечи, он мягко увлекает меня в свою ванную.

Я опять взъерошу волосы, — предупреждаю я его. — Смотри!

Мы стоим рядышком перед зеркалом, плечом к плечу. Я поднимаю руку к своему злосчастному ежу из русых волос. По-моему, они уже стоят дыбом и чуть шевелятся. Отражение не реагирует. Друг мой и приятель чешет в затылке. Его зеркальное воспроизведение сработало. Правда, он почесал правой, а оно — левой рукой. Но таково уж свойство любого зеркала — моментально подражает, но по-своему — наоборот.

Никогда не видел ничего подобного, — только и выдавливает из себя хозяин ванной комнаты и всей квартиры.

Тут я начинаю кривляться перед «мерзким стеклом», пытаясь дёргаться в такт внутренней, не слышной даже мне, музыке. Отражение бесстрастно смотрит на меня. И опять мне чудится, что уголки губ чуть заметно раздвигаются, но без насмешки. Бунт на корабле! Ещё не хватает, чтобы оно поиздевалось надо мной! Я выталкиваю Друга в коридор, в гостиную, и мы усаживаемся в мягкие, но неудобные квадратные кресла из серии: дизайн всё, удобство — ничто. Друг сочувственно смотрит на меня. В своё время он два года проучился на психологии, потом навсегда ушёл в геологи.

Знаешь, мне кажется, проблема не психологическая. Я свидетельствую, что твоё собственное отражение на твои движения не реагирует. Если б ты один это видел, тогда психолог мог бы помочь. Или психиатр. Или даже глазник. А так, даже не знаю, что сказать. Зеркало как бы разделилось в самом себе: моё отражение повторяет меня, а твоё отказывается. Мистика какая-то. Давай-ка по рюмочке, чтобы стресс снять, но только по рюмочке. Меня на работу вызвали. А под вечер я к тебе забегу. Надо обмозговать такое явление. Может, ещё всё нормализуется.

Не нормализовалось. Дома я в последний раз подхожу к зеркалу и от отчаяния показываю ему язык (как в сказке, в третий раз!). Лёгкое подёргивание губ. Другой реакции не наблюдается. Не отражение, а соперник, который борется против меня, своего оригинала!

Вообще-то, никаких проблем. Надо учиться жить без зеркал, опять наставляю я себя. Ведь проводили же люди целые тысячелетия без них. И я проживу.

Вечером Друг не является, а ночью я вижу сон. Будто я подхожу к зеркалу в ванной (почему именно там, а не в прихожей, не в кабинете, — не знаю), рука моя судорожно сжимает молоток. Из зеркала на меня глядит моё отражение с безумными вращающимися, как у куклы-неваляшки, глазами. Я размахиваюсь молотком, пытаясь со всей силы жахнуть по зеркалу, но невидимая сила тормозит руку, словно всё это происходит под водой или в безвоздушной невесомости. И тут я вижу, что отражение в страхе тоже поднимает руку с молотком, который летит навстречу моему орудию. Сейчас они встретятся, и от зеркала останутся лишь острые осколки. Я зажмуриваюсь, чтобы колотое стекло не попало в глаз, и под звон разбитого стекла… просыпаюсь.

Сонное состояние в момент улетучивается. Рассматриваю ночной далёкий и нереальный потолок. Там изредка движутся разновеликие тени, посылаемые фарами опаздывающих, спешащих домой машин. Поворочавшись с боку на бок, решаю прополоскать рот. Нерешительно открываю дверь в ванную и… ужас! Пол усыпан мелкими и крупными осколками, в которых отражается разбросанное, расчленённое моё тело в ночных шортах.

Самый крупный осколок отлетел к стиральной машине. В нём почти полностью отражается моя недоумевающая голова, чуть срезан только ёжик и немного наискосок подбородок. Я наклоняюсь над своим искажённым лицом, чтоб выбросить его в ведро, а отражение вдруг показывает мне язык. Я выпрямляюсь, пребольно задевая локтем о раковину. У меня-то рот остаётся на замке, я даже прикрываю его ладошкой. Мы что, поменялись ролями? В ошеломлении я чешу свою репу: в какие игры играет со мной моё отраженье? И с какой целью? Хочет довести меня до дурдома? Не получится!

И только тут я замечаю, что мой alter ego, лёжа на полу, тоже почёсывает темечко, пальцы перебирают короткие волосы, а на соседнем осколке дёргается рука, отрезанная по запястье. Но я-то уже бросил это занятие. Чеши — не чеши, ничего не вычешешь. А расколотое отражение продолжает медленно поскрёбывать задумчивую голову. Я выскакиваю из ванной комнаты и лечу в кабинет. В прихожей мелькает моё отражение, оно выбегает из зеркала в том же направлении. В голове раз за разом прокручиваются строки из сказки: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло». Врёшь! Не возьмёшь!

Я переворачиваю зеркало на шнуре лицом к себе и удваиваюсь. Вперяюсь в себя (или в своё отражение?). Двойник усмехается. Но я-то даже не умею усмехаться. У меня это никогда не получалось, не то что у Друга. Потом он начинает делать какую-то нелепую утреннюю зарядку: ноги в руки, плечи шире — три-четыре, три-четыре, бег на месте общеотрезвляющий. Но ведь я стою перед зеркалом как истукан. Я застыл, даже не смею шевельнуться. А Он (или Оно?) прыгает передо мной, то ли как клоун, то ли как спортсмен-любитель, желающий сбросить лишний вес. Может быть, назвать его Он-Оно или даже Ононо?

Давай, кончай дурака валять, — невольно вырывается у меня.

Не хватает ещё, чтобы он мне ответил. А тот, словно услышав мою мысль, останавливается и спрашивает:

Ну что, натерпелся страху? Небось, в штаны наложил? Символически, конечно.

Это было так неожиданно, что я выскакиваю из кабинета и останавливаюсь в прихожей. Перед зеркалом.

От меня, как от себя, — не убежишь, — назидательно говорит отраженье по имени Ононо. — Иди в ванную, собери осколки, только смотри не порежься. Придётся новое купить, когда магазины откроются.

Мне кажется, что я схожу с ума.

А вот и не подчинюсь!

А вот и не пойду в ванную!

А вот и не соберу осколки!

А вот и не куплю новое зеркало!

Я вспыхиваю, как целый коробок сухих спичек, и показываю отражению язык.

Что у тебя за мания такая — язык высовывать?! Думаешь, красиво? Как маленький, ей-Богу! Ты ж его самому себе показываешь. Или веришь, что мне? Тогда ты отделяешь меня от себя, а это чревато. Я ведь заберу у тебя власть и поменяюсь с тобой местами. Не хочешь на чуть-чуть стать своим отражением? Новые ощущения, новый взгляд на мир, новые зеркальные подробности станут доступны, а?

Кажется, Ононо начинает фантазировать и философствовать. И запугивать. Но меня на пушку не возьмёшь. Скорее, я возьму его на мушку.

Заманчиво, — как можно безразличнее отвечаю я, — но где гарантия, что ты не оставишь меня в этой стекляшке? Не захочешь поменяться обратно, если мне надоест зазеркалье, осточертеет жить так, как ты сейчас?

Вот хорошо, вот и славненько, косвенно мы уже рассматриваем такой вариант…

Тут я неудачно переступаю с ноги на ногу, в лодыжку остро стреляет боль, и я прихожу в себя. Итак, кажется, я делаю первый шаг к дурдому: разговариваю со своим отражением в зеркале. Ононо делает мне предложение, а я всерьёз раздумываю над ним. Нет, это не один шаг, а как минимум три! Рассказать такое врачу, и он отправит меня в палату № X, номер шесть, например, в которой нет зеркал — ради безопасности болящих и психически здорового персонала.

Здесь и сейчас надо просто отойти от зеркала — и наваждение улетучится. Я делаю шаг в сторону, но отражение остаётся в зеркале. Ононо улыбается, подбадривая меня, призывно машет рукой, дескать, давай сюда, ко мне, воссоединимся, как две Германии, чего тут бояться, мы же с тобой — одно. Но я заставляю себя уйти в кабинет. Там, зажмурившись, наощупь переворачиваю зеркало лицом к стене.

А что делать с прихожей? Там его не перевернёшь. Разбить или выбросить целиком в контейнер жалко. О, идея! Надо просто завесить его. А где взять такой большой кусок чёрной материи? Впрочем, почему именно чёрной, я ведь ещё не покойник. Можно просто закрыть простынёй. Белой. Потом куплю цветную, и получится как бы украшение в прихожей.

Так и сделал.

С ванной оказалось сложнее. Взял ведро, склонился над осколками, а Ононо, разбитое почти вдребезги, опять начинает разговоры разговаривать.

Неужели не хочешь попробовать. Представь себе, что тебя бы расчленили на столько осколков! Ты бы сразу коньки отбросил, а я, как видишь, жив. Соглашайся, тебя ждут неповторимые ощущения и чувства!

Мой лежачий vis-а-vis говорит вкрадчивым, но надтреснутым голосом. Я стараюсь как можно быстрее бросать осколки в ведро и не прислушиваться к искусителю. Наверное, поэтому и порезался. Из указательного и среднего пальца закапала тёмная кровь. Но сухожилия не задеты.

Я же предупреждал тебя: осторожно, не порежься, — доносится до меня эхом от последнего осколка.

А ты не говори под руку! — обвиняю я Ононо в случившемся.

Левой рукой осторожно опускаю оставшийся кривой, как ятаган, осколок в ведро, заматываю пальцы носовым платком и, подхватив потяжелевшую посудину, несусь к мусоропроводу.

Уфф! Теперь в моей квартире нет зеркал! Это прекрасно! Чудесно!

И надо же какой хитрец, этот Ононо! Дескать, давай поменяемся. Но мне и здесь недурственно. Там, наверное, холодно. Почему-то мне так кажется. И потом там я стану плоским. Впрочем, не знаю. Интересно, стану ли я плоским? И почему обязательно там холодно? Должна быть комнатная температура. Хотя, когда случайно касался зеркала, всегда казалось, что оно прохладное.

Перечитать Through the Looking Glass, что ли?2 Или рассказ Брюсова «В зеркале»? Надо всё это переварить и взвесить как следует. И как не следует.

Друг является через пару дней без звонка. Такое мы практикуем: когда по пути, можно заскочить друг к другу и неожиданно. Конечно, он сразу замечает, что зеркало в прихожей завешено простыней — такой бежевой в крупных белых ромашках. Приходится всё, точнее, кое-что рассказать ему. Заодно и про кабинет: всё равно увидит, мы ведь с ним обычно там сидим. Никакой кухни! На кухне хорошо было политические анекдоты травить в брежневские времена, а с лучшим Другом за стаканом виски или рюмкой коньяку (да даже за водкой!) подобает сидеть в кабинете — среди книг. Чтоб без излишеств и фанатизма, как я уже говорил.

Если бы Друг не узрел собственными глазами и в собственной ванной комнате, как моё отражение плюнуло мне прямо в глубину души, думаю, он позвонил бы психиатру. Но сейчас, после моего рассказа, он лишь внимательно и сочувственно смотрит на меня и разводит руками. Тоже мне психолог-любитель нашёлся. «Да, без пол-лит-ра тут не разберёшься!» — только и бормочет он, к тому же моим жестом почёсывает ногтями на затылке свои длинные волнистые волосы цвета каштана или, скорее, каштанового пюре. «Хорошо сидим» мы до позднего вечера, и тут под влиянием выпитого, которое развязывает языки, как шнурки на полуботинках, я рассказываю ему всё-всё в подробностях. Даже наши завлекательные диалоги с Ононо передаю дословно. Друг оглядывает меня всего ещё сочувственнее и сопереживательнее (не знаю, существуют ли такие словоформы).

Расстаёмся мы в тот момент, когда дедовы напольные часы в гостиной (как странно, что там нет ни одного зеркала) двенадцатым ударом напоминают, что полночь миновала. Долго обнимаемся и многократно лобызаемся, словно перебрали. Сил никаких не остаётся, и провожать Друга нет желания. Первый раз в жизни.

Перед сном я зачем-то переворачиваю зеркало в кабинете тыльной стороной к стенке, как бы нарочно вызываю своего двойника из небытия, и тут же слышу его голос:

Ну как? Подумал над моей инициативой?

Я со страхом кручу нахальное стекло в обратную сторону, чуть не разбивая его о стену.

Постилаю себе в гостиной. Долго не могу уснуть. Когда опускаю шторки век, в глазах, как сверкающий, но одноцветный калейдоскоп, начинают вертеться зеркала, потом они кувырком летят вверх и складываются надо мною в блестящий купол, но меня или моего отражения там не наблюдается. Я этому сердечно радуюсь, успокаиваюсь и засыпаю.

 

А Друг меня предаёт. Впрочем, я всегда подозревал такую возможность, только стыдился своих мыслей. Хорошо, что оба зеркала — завешенное в прихожей и повёрнутое в наказание мордой к стенке — я часто покидаю ради лоджии. Уж там-то ни самого маленького осколочного зерцала не найдётся. И вот, значит, через несколько дней посиживаю я в кресле и, изредка выглядывая вниз на клумбы и на проезжающие почти бесшумные иномарки, читаю прозу поэта Брюсова. Валерия. Скрип тормозов, как зубная боль, врывается в дёсны и заставляет бросить взгляд на разрушителя брюсовской атмосферы нереальной реальности. У подъезда останавливается «скорая». Из неё выходит, — как вы думаете, кто? Правильно, угадали! Из неё деловито выпрыгивает мой закадычный Друг. За ним, предположительно, врач и два мордастых, похожих на телохранителей, санитара с носилками.

Я сразу смекаю, что к чему, и начинаю суетливо метаться по квартире от одного зеркала к другому. Какое выбрать? Останавливаюсь на кабинетном. Поворачиваю его лицом к себе. Из него, как чёрт из табакерки, вмиг — явилось, не запылилось — моё слишком самостоятельное отражение. Ононо усмехается, словно только и ждал-пожидал своего часа. Но мне не до того.

Твоё предложение в силе? — лихорадочно обращаюсь к нему.

Какое именно? — вкрадчиво вопрошает Ононо, словно их было без счёту.

Ну, чтобы поменяться: ты — сюда, я — туда.

Надумал, значит. Однако заметно мандражируешь. Что бы это значило?

Не тяни кота за хвост, да или нет?

Тут раздаётся звонок в дверь.

Тебе звонят! Не слышишь? — продолжая усмехаться, кивает Ононо в сторону входной двери.

Слышу, подождут. Давай махнёмся, и ты сам первый раз в жизни откроешь дверь, тебе ведь никогда не приходилось отворять двери незнакомым людям, да и знакомым тоже, — довольно примитивно искушаю его.

Мордастые уже молотят в дверь кулачищами. Голос Друга неразборчиво кричит о чём-то. Разбираю только своё имя.

Отражение-изображение закатывает глаза в небо и, делая вид, что ему страшно не хочется входить в мир сей, шагает оттуда прямо на меня. Я борцовским приёмом подныриваю под него, уворачиваясь от прямого столкновения, и с радостным облегчением запрыгиваю в зеркало.

Иди, открой дверь, тебя там ждёт surprise! — воркую я, как голубок голубке, и усмехаюсь. Никогда ведь не умел. А тут очень даже получается. Хочу иронично, но перебарщиваю, и чистую иронию разбавляет заметная доля ехидства.

Ононо не спеша направляется в прихожую.

Ключи на тумбочке, — кричу я ему вдогонку, еле сдерживая злорадство.

Гордец не оборачивается, и я остаюсь один.

Здорово всё же я его обдурил! Запудрил мозги! Что называется — обул! Будет знать, как издеваться над человеком. Теперь познакомится со смирительной рубашкой. Видел я её давным-давно. В кино.

Между прочим, сам виноват. С чего началось-то? Показали тебе язык, будь добр ответь тем же. Ну чего тебе стоило высунуть его как положено. Захотелось самостоятельности, независимости, свободы. Вот ищи теперь в жёлтом доме свою жёлтую свободу. Чувствовал себя моим рабом? Неправда! Ты всегда оставался моим настоящим другом и верным спутником по жизни. Ведь я просыпался и сразу, как привязанный, ковылял к тебе: причесаться, посмотреть, всё ли в порядке на лице, проверить глаза, зубы, даже ноздри, пригладить брови. Ведь я брился перед тобой по полчаса чуть не каждый день. Сколько времени мы провели вместе! И это только утром, а бывало, и в обед, и вечерком, и перед сном к тебе заглядывал. С рабами так не обращаются…

Тут я слышу какой-то шум, возню в прихожей. Но никто не кричит, только пыхтят, кряхтят и топают. Потом раздаётся звон битого стекла. Так и есть: зеркало грохнули. Теперь одно осталось. Место жительства моего. Всё ж я не какой-нибудь там бомж!

А Ононо пусть в психушке квартирует. Вряд ли его оттуда выпустят. Особенно если будет упорно дудеть, что он — всего лишь моё отражение. Хотя, если пораскинуть мозгами, лучше бы его вылечили и выпустили. Двухкомнатную мою отнять — не имеют права. Придёт сюда, и мы с ним опять махнёмся: он сюда — я туда. После психушки-то ему точно приспичит вернуться в родное зазеркалье.

А может, лучше сейчас попытаться выпрыгнуть наружу — в явь. Проверить на всякий пожарный случай. Квартира уже закуталась в тишину.

Я чуть сгибаю ноги в коленях и отталкиваюсь, чуть наклонясь вперёд, в сторону письменного стола. Но — увы и ах! Я лишь болезненно бьюсь лбом обо что-то твёрдое, холодное и прозрачное. Понимаю, прямой путь назад (или вперёд?) отрезан. Что ж, мне пока и здесь — что надо! И хоть куда! А то выскочу, а они как раз вернутся за чем-нибудь.

И всё же ловко я своему двойнику нос натянул! И им тоже, санитарам этим! И Другу — преданному предателю! Кажется, это слово уже можно писать с маленькой буквы и в кавычках. Теперь он не закадычный, а закавычный «друг».

Кстати, никак не ожидал столкнуться с ним именно здесь. Вижу, лежит кто-то слева от меня как бы в изнеможении. Присмотрелся — «друг» мой ситный. Умирающим голосом поведал мне, что отражение живёт в зеркале некоторое время, но для его реанимации и наполнения требуется оригинал, который придёт и посмотрит на себя. Может, причешется. Теперь жалею, что в это зеркало вскочил, а не в прихожей. Кроме нас с «другом» сюда никто и не заходил. Мой кабинет — моя крепость, моя святыня. А в прихожей, думаю, компания в зеркале собралась немалая. И даже девахи есть. Постой-постой! Его же разбили, значит, вместе с ним и меня угробили бы? Вот это номер! Кабинет-то не только крепость и святыня, но и спасение моё.

Надеюсь, что Ононо отдал ключи «другу», и тот наведается сюда рано или поздно. Надо ведь присматривать за моей квартирой. Уверен, что осколки из прихожей за собой не вынесли. И цветы не мешает полить. Хотя их — раз-два и обчёлся. А ещё часы напольные хорошо бы заводить регулярно.

Да, придётся вдвоём с «другом» дни коротать. Хотя его отражение уже стало неверной тенью оригинала. Последние слова он еле прошептал: «И ты скоро станешь зазеркальным призраком». Пророк нашёлся! Что ж, призраком, так призраком. По любому лучше, чем пациентом психушки.

Начинается новая жизнь. Я как бы в сознании, но без сознания. Как он говорил? Новый взгляд на мир, новые ощущения?

И совсем не холодно здесь. Привычная комнатная температура. Только вот никак не пойму: стал я плоским или нет…

А зовут меня теперь Ононо.

 


1 Зеркалам следовало бы подумать, прежде чем отражать наш облик. Жан Кокто.

2 Полное название сказки Льюиса Кэрролла: Through the Looking Glass and what Alice found there. В переводе Н.М. Демуровой: «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье».