Знакомство с автором

Знакомство с автором

1. Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?

 

Мне очень повезло, у меня были хорошие учителя. И в школе, и в институте. На службе в вооружённых силах попал в школу военкоров. В сентябре 1986 года в газете Черноморского флота «На боевой вахте» состоялся мой литературный дебют, напечатан первый очерк. С тех пор публикуюсь регулярно.

 

2. Кого можете назвать своими литературными учителями?

 

Духовными учителями считал и считаю Фёдора Михайловича Достоевского, Валентина Григорьевича Распутина и Ивана Сергеевича Шмелёва. Ну а в жизни мне повезло учиться на семинарах в Липках у Леонида Ивановича Бородина, Станислава Александровича Золотцева и Капитолины Антоновны Кокшенёвой.

 

3. В каких жанрах Вы пробовали себя?

 

Проза, поэзия, публицистика.

 

4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?

 

Люблю настоящую, классическую литературу, высокую прозу и поэзию.

 

5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?

 

Затрудняюсь ответить. Это дело функционеров от минобраза. Но в школьной программе всегда и обязательно должны присутствовать: Достоевский, Пушкин, Гоголь, Распутин, Белов, Шукшин, Абрамов, Липатов. Можно и нужно включить Прилепина с романом «Санькя», Юрия Полякова «Козлёнок в молоке», Шмелёва «Лето Господне», Бородина «Царица смут»…

 

6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?

 

Кардинальным? Нет.

 

7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?

 

Есть у меня такая поэтическая строчка: «Ну, а я обожаю Тарковского и Хуциева…». В музыке очень люблю Сергея Рахманинова, из современных Алексея Рыбникова и Микаэля Таривердиева. Самой моей любимой музыкальной вещью является «Концерт для голоса с оркестром» Сен-Прё в исполнении Даниэль Ликари (запись 1969 года). Из художников люблю Михаила Нестерова.

 

8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?

 

А как вы считаете, если в литературе уже 32 года?

 

9. Что считаете непременным условием настоящего творчества?

 

Свободу. И чтобы ангел Господень в макушечку поцеловал.

 

10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?

 

Заказ. И ещё очень сильно озадачивает страшное, «коммерчески успешное» словечко «формат».

 

11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.

 

См. мою статью в журнале «Юность»: Планета «Липки», или Птенцы гнезда Филатова. / Юность. — 2009. — №11. — С. 22–25.

 

12. Каким Вам видится идеальный литературный критик?

 

Честный, неангажированный, беспартийный.

 

13. Каким Вам видится будущее русской литературы?

 

Знаю только, что это будущее обязательно будет! Обязательно.

 

14. Есть ли у Вас рекомендации для студентов-филологов?

 

Очень много читать. Читать русскую (в большей степени) и зарубежную классику, читать своих современников и своих ровесников, читать и не бояться.

 

15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?

 

Мужества. Будьте готовы к битью. Ибо литература — это неблагодарный, каторжный труд на износ. Это безденежье и рушащиеся семьи. Это указательные пальцы у висков ваших многочисленных недругов. И это крайне редкие удачи. Но зато, если удачи есть — это великое счастье!