Александр Невский: кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет!

Александр Невский:

кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет!

Не в силе Бог, но в Правде!

Александр Невский

 

Если бы в России были святыми правители

после Александра Невского, какой была бы

наша история!

Митрополит Кирилл

 

Цитата, взятая для названия статьи, в нашем сознании прочно ассоциируется с Александром Невским. На самом деле эти слова произнес не реальный князь, а герой исторического фильма «Александр Невский» (1938 г., сценарист П. А. Павленко, режиссер С. М. Эйзенштейн). Но корни процитированной фразы можно найти в евангельских текстах, в крылатых выражениях античности1 .

Александр Невский — «солнце земли Русской». Так митрополит Кирилл назвал князя. Действительно, князь своими делами заслужил такой эпитет. Заслужил он и такие свои характеристики, как: «полководец, не проигравший ни одной битвы»; «дипломат, заключивший мир с более сильным врагом»; «правоверный князь, защитник православной веры». От себя добавлю: дипломат-экономист и восстановитель городов. Сочетание стольких граней позволяет с уверенностью назвать Александра талантливым политиком, иначе говоря, человеком с высокой социальной одаренностью и тонкой политической интуицией.

Очень трудно дать характеристику человеку, жившему за несколько столетий до нас. Нам известны его дела в защиту и процветание нашей земли и веры, но вот подробности его жизни в исторических книгах занимают несколько страниц и носят скорее перечислительный, хронологический характер.

В свое время я жила недалеко от станции метро «Площадь Александра Невского», ходила мимо Александро-Невской Лавры, но знала о князе только то, что было написано в учебнике. И вот спустя много лет я познакомилась с исследованиями отечественных историков (В. В. Каргалова, В. Т. Пашуто и других), повзрослела, поняла и почувствовала масштаб и глубину его личности, его роль в истории моей страны. Ни в коем случае не претендую на психологическую реконструкцию личности Александра Невского, на составление его психологического портрета. Я лишь делюсь своими размышлениями об этом человеке, о князе, о святом, в момент погребения которого начались чудеса.

XIII век. Детство и отрочество Александра проходили в сложный период для Руси. Ослабленная страна, бесконечные междоусобицы и борьба за великокняжеский престол, нападки с северо-запада и набеги с востока, разоренные города, между которыми прекратилась торговля.

У всех историков, описывавших любые временные периоды, находим одну и ту же характеристику: страшное время, период ужасных потрясений. А были ли когда-либо на Руси спокойные времена? Или только более или менее трагичные?

Княжение Александра также пришлось на сложный и переломный период и предопределило историю страны на многие годы вперед. Будущий князь учился не только читать, писать и считать, изучал Библию и жития, изучал по хроникам всемирную и русскую историю, устройство земли. С детства Александр воспитывался в нескольких направлениях, как князь — воевода и политик. Он постигал основы внутренней и внешней дипломатии. Особое место в его образовании отводилось ратному делу: княжич должен был владеть конем и оружием, знать тактику битвы и осады. От политического и воинского профессионализма князя зависит судьба страны.

Размышляя об Александре Невском, невольно сравниваю его с другим русским князем — Святославом Игоревичем. Два князя-витязя (их разделяют два с половиной века) руководствовались одинаковыми нравственными и военными традициями: любовь в своей земле, благородство, смелость, быстрота; сходна даже их тактика ведения боя. Анализируя же его действия в отношении новгородских бояр, нахожу сходство во внутренней политике Александра Невского и Ивана Грозного. Читаю его установления и «Правду» — нахожу сходство с поучениями Владимира Мономаха…

В одиннадцать лет Александр вместе со своим братом становится Новгородским князем (пусть и формально), в шестнадцать лет — самостоятельным правителем Новгорода. В девятнадцать Александр женится. В двадцать выигрывает свое первое сражение и получает прозвище «Невский». В двадцать два года выигрывает Ледовое побоище. В двадцать пять — победы в битвах с литовцами, прекращение литовских набегов на Русь. С двадцати семи лет совершает поездки в Орду и в целом ведет политику умиротворения Орды, что позволяет сократить, а в некоторых случаях остановить нашествия на Русь с востока. Возможно, кто-то скажет, что Александр такими отношениями с Ордой укреплял свою власть (я не историк, мне сложно судить об этом), но если это помогло защитить страну от набегов, то это победа для Руси, сохранение Русью своей веры.

Кто-то может возразить, что в те времена люди рано взрослели, рано женились и становились князьями. Однако не всякий правитель вошел в историю своей страны (да и в мировую историю) так, как вошел Александр Невский, защитивший и веру, и границы земли Русской.

Мне могут указать на его жесткость, переходящую в жестокость, на казни бояр, недовольных политикой Александра, на то, что сам принимал участие в наказаниях, «жесткой рукой» наводил порядок. Но он действовал в традициях своего времени, и в сравнении с другими князьями был, возможно, самым справедливым. А казнь предателей своей земли — это оправданное и законное деяние, особенно, когда над страной постоянно висит угроза набегов, войн, разорения со всех сторон.

Победа на Неве и Чудском озере остановила духовное и военное нашествие с запада, укрепила северо-западные границы и принесла мир в наши земли. Параллельно с битвами Александр как князь-экономист ведет успешные переговоры и заключает с европейцами долгосрочные договоры о торговле (а об этом иногда «забывают»).

Есть сведения, что именно при Александре Невском был канонизирован князь Владимир Святославович (равноапостальный князь Владимир). Александр выиграл Невскую битву в день смерти Владимира. Возможно, именно это совпадение и подтолкнуло его к канонизации Владимира. Историкам придется еще поискать причину, по которой Владимир, крестивший Русь, не был канонизирован такой длительный период.

Одновременно Александру приходилось решать сложные политические задачи на востоке, вынужденно подчиняться Орде при дальновидном отказе от помощи католической церкви в борьбе с монголами. Переговоры и политика Александра в отношении Орды позволили сохранить веру, выиграть время для восстановления русской земли от разорения. Наконец-то наступившее относительное затишье и спокойствие позволили Александру заняться восстановлением разрушенных городов: Пскова, Смоленска, Полоцка… их даже не перечислить.

Политика Александра в отношении церкви и духовенства отличалась от политики его отца. Александр способствовал возведению храмов как духовных и культурных центров, сохраняющих наше мировоззрение и идентичность, расширял права церковного суда, передал церкви духовные книги и др. Ему удалось найти взаимопонимание и прийти к согласию по вопросам внутренней и внешней политики, заручиться надежной поддержкой Церкви, например, в отношениях князя с Ордой.

Кто-то скажет, что Александр мог объединиться с другими князьями — противниками Орды, среди которых были и его родные братья. Не без оснований историки полагают, что несогласие между братьями спровоцировал Батый, злокозненно отдавший Владимирский княжеский престол Александру, а не Андрею либо Ярославу. Батыю удалось разъединить родных братьев, как сейчас говорят — поставить их в конкурентные отношения, и это страшная беда. Однако историки с большой долей вероятности предполагают, что Андрей и Ярослав, в отличие от Александра, стремились не освободить Русь, а получить престол для себя. К тому же объединенных войск братьев не хватило бы, чтобы противостоять войскам Батыя. Александр понимал, что худой мир с Ордой лучше доброй ссоры, тем более, когда нет ресурсов, чтобы «ссору» начать и выиграть.

Александр первым из русских князей перед смертью принял монашеский постриг (под именем Алексия). Он был канонизирован как благоверный князь при Иване Грозном. Александр Невский являлся
воинам перед Куликовской битвой и перед многими другими. Петр I видел в Александре Невском своего предшественника и поручил его покровительству Санкт-Петербург. Екатериной I был учрежден орден Святого Александра Невского. Сталиным был учрежден орден Александра Невского. Святой благоверный князь является покровителем дипломатической службы, сухопутных войск и морской пехоты ВМФ России.

Горький осадок остается от сегодняшних мифов, умаляющих деяния Александра Невского, — например, утверждающих, что Невская битва2 и Ледовое побоище были всего лишь незначительными сражениями, что не существовало никакой угрозы со стороны Запада. Александр прекрасно понимал, что Папа Римский и его католические союзники, предлагая подписать политический договор, создать союз, совершенно не собираются ему помогать, более того, стремятся подчинить себе Русь (в том числе духовно). Победы в битвах на севере и западе, прежде всего с Орденом, которому покровительствует Папа Римский, имели огромное значение для нашей страны, ведь они позволили России остаться православным государством, сохранить свою духовную независимость, веру и политическую силу. Александр, талантливый стратег и тактик, грамотно использовал боевое построение врага, учитывал ландшафт и прочие факторы, чтобы даже без основных боевых сил одержать победу.

Кроме того, Александру Невскому дают обидное и несправедливое прозвище «друг татар» — за неучастие в битвах и политику, направленную на «дружбу» с Ордой, которые якобы привели к деспотизму и сделали Русь азиатской державой. Его обвиняют в экономическом подчинении Орде, но при этом почему-то забывают, что именно он избавил Русь от обязательства посылать наши войска в помощь Орде в ее военных походах. Александр понимал политику Орды и всегда ожидал худшего. В подобной ситуации откупиться от Орды деньгами (данью) было предпочтительнее, чем платить разорением городов и жизнями русских людей. Реакцией на ордынскую перепись были мятежи и смуты, но следует понимать, что основная цель переписи (и Александр это знал) — учет потенциальной дани, то есть денег, а не жизней людей. На тот момент для ослабленной Руси дань была меньшим злом, чем ордынские набеги и опустошение городов. И тут Александр полностью разделял политику своего отца: ему приходилось кланяться и унижаться, идти на уловки, платить дань, чтобы выжить любой ценой. И все-таки он искал пути выхода из сложившейся ситуации. Для меня очевидно, что это было смелое и дальновидное, хоть и трудное для князя решение, оно сулило конструктивные политические выгоды не только в долгосрочной, но и ближайшей перспективе.

Историк В. Пашуто пишет: «…когда речь шла о разорении своей земли, Александр предпочитал переговоры мечу». В этом и состояла нравственная мудрость князя-политика — сохранить родную землю и людей.

К сожалению, извечная беда Руси — отсутствие согласия между князьями, единства в политике — усугубляла и без того сложную ситуацию. Соперники князя заключали договоры с римским папой, чем провоцировали новые тяжелые испытания для Руси, в частности, осложнение отношений с Ордой.

С интересом узнала о печати Александра Невского из книги В. Пашуто «Александр Невский», которую он изменял в соответствии с политическими целями (и вряд ли из собственных амбиций). Изначально на лицевой стороне был изображен святой Александр с щитом и мечом, а на оборотной — святой Федор с мечом. На обновленной же печати на лицевой стороне появилось изображение самого Александра в виде всадника в короне3 (в европейской традиции того времени) и с мечом в руке, а на оборотной — святой Федор, мечом поражающий змея.

Обесценивающим благие дела князя Александра, скорее всего, не хватает знаний по истории нашей страны, а может, и патриотизма, также основанного на знании родной истории. Александр Невский был мудрым и дальновидным политиком, стремившимся сохранить русскую землю, людей и веру. Его внутренняя (в отношении Церкви, князей и боярства) и внешняя политика (в отношении Севера, Запада и Востока) положила начало созданию Руси как централизованного государства. По этому пути пошли Иван Калита и последующие князья. Трудно не согласиться со словами митрополита Кирилла об Александре как о князе, сохранившем национальную идентичность, самопонимание, волю и ценности. Александр Невский заслужил быть «именем России» — заслужил своими делами во благо нашей Родины.

«Не в силе Бог, но в Правде. Иные — с оружием, иные — на конях. А мы имя Господа нашего призовем. Они поколебались и пали, а мы же восстали и тверды были».

1 Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52: «Взявшие меч, мечом погибнут». Крылатое древнеримское выражение: «Кто воюет мечом, от меча и погибает».

2 Возможно, предвидя это, Александр молился в храме Св. Софии накануне битвы: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».

3 Именем Федора был крещен отец Александра Ярослав. Объективности ради следует напомнить, что впервые всадника на печати изобразил Всеволод Юрьевич.